Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении вопросов по управлению конфликтами на примере ОАО «Завод ЖБК-1».
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы в области управления конфликтами;
2. Проанализировать состояние внешней среды деятельности ОАО «Завод ЖБК-1»;
3. Оценить состояние факторов внутренней среды, выявить сильные и слабые стороны предприятия;
4. Предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Введение……………………………………………………………………..……3
1. Управление конфликтами………………………………………………..……5
1.1 Понятие и типы конфликтов………………………………………..……5
1.2 Уровни конфликта в организации…………………………………...…..6
1. 3 Фазы развития конфликта………………………………………..……..11
1. 4 Стратегия и тактика разрешения конфликта…………………….…….13
2. Краткая характеристика предприятия………………………………….……20
3. Описание отрасли ПСМ и перспектив ее развития……………………...….29
4. Стратегия развития предприятия………………………………………….…33
5. SWOT – анализ………………………………………………………….…….36
6. Диагностика проблем предприятия…………………………………….……42
7.Принятие управленческого решения…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы………………………………………...…51
Приложение……………………………………………………………………52
Конфликты могут быть также классифицированы по характеру причин, их вызывающих, которых может быть множество. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для первых характерны разногласия по различным проблемам деятельности организации, разрешение которых приводит ее на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным явлениям и последствиям.
При большом многообразии и специфике конфликты имеют общие стадии протекания:
потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей
норм;
переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания
участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
конфликтные действия;
снятие или разрешение конфликта. . [11, 189-190]
1. 3 Фазы развития конфликта
Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого само столкновение является лишь одним из них.
На первой фазе этого процесса возникает конфликтная ситуация, т. е. такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытою столкновения еще нет. Она может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе быть переданной им «по наследству».
Элементами конфликтной ситуации, складывающейся объективно, являются прежде всего ее участники, или оппоненты, каждый из которых обладает соответствующим рангом. Так, оппоненты первого ранга—это отдельные1 люди (индивиды); второго ранга — группа людей; третьего ранга — организация. Человек, вырабатывающий решение в диалоге с самим собой, считается оппонентом нулевого ранга.
Другим элементом конфликтной ситуации является объект, который и вызывает ее к жизни. Чаще всего это происходит вследствие его неделимости вообще либо неделимости «по справедливости». В результате каждая из сторон конфликта, преследуя свои интересы, претендует на решающее или единоличное манипулирование им. В качестве примера можно привести ситуацию, когда группировки подчиненных сталкиваются, желая захватить лидерство во влиянии на руководителя.
Внешними признаками конфликтной ситуации можно считать напряжение отношений под воздействием негативных взаимных установок; отдельные недоразумения, возникающие на основе непонимания, нечеткого выражения мыслей или ложных выводов.
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее. При изменении обстоятельств конфликтная ситуация может трансформироваться в другую или, наконец, обостриться под действием инцидента, т. е. столкновения оппонентов.
Инцидент, представляющий собой вторую фазу конфликта, может возникнуть целенаправленно или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств и быть как объективным, так и субъективным, основывающимся на недоразумении, т. е. существовать лишь в воображении сторон.
Субъективно возникающая конфликтная ситуация, или инцидент, может закончиться как сама по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов. Возникшая же объективно — должна заканчиваться путем устранения объекта, который обусловил ее появление. Причем объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликта, тогда как его развитие зависит прежде всего от субъективных обстоятельств, в том числе от личности участвующих.
Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза в свою очередь состоит из двух -этапов— конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного этапа возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, сохраняется. Поэтому оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.
На четвертой фазе развития конфликта происходит его завершение. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта как вследствие ликвидации (самоликвидации), так и из-за потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Другой способ завершения такого конфликта — оставление объекта у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того, ни другого не происходит и противостояние затягивается, то начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.
С субъективными конфликтами бороться гораздо сложнее, а поэтому превращение в них объективных крайне нежелательно. Обычно преодоление таких конфликтов происходит несколькими путями:
1) разъединение участников, что может противоречить решению текущих производственных задач;
2) их полная психологическая перестройка, которая, как считают специалисты, редко бывает успешной;
3) изменение рангов оппонентов (конфликт вряд ли будет продолжаться, если один из его участников, прежде занимавших одинаковые должности, станет руководителем остальных);
4) примирение, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают «боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом сохраняется.
В зависимости от конкретных особенностей ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.); может произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки; может быть найден «козел отпущения», т. е. один или несколько человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, успокоив или запугав тем самым остальных. [9, 225-226]
1. 4 Стратегия и тактика разрешения конфликта
Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникающий в его организации или подразделении, был, как можно быстрее преодолен, так как его последствия могут принести немалый моральный и материальный ущерб. Процесс преодоления конфликта может происходить как без непосредственного участия руководителя (силами противостоящих сторон), так и при его активном вмешательстве.
Существует несколько эффективных стратегий преодоления конфликтной ситуации, каждая из которых предполагает ряд тактических методов. С точки зрения использования способов разрешения конфликта стратегические подходы можно разделить на две основные категории: структурные и межличностные.
Структурные методы. Эти методы связаны с использованием изменении в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
методы, связанные с «разведением» частей организации — участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями). [6, 415-416]
Стратегия межличностных отношений является методом управления конфликтной ситуацией. В этом случае используемые тактические приемы направлены на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти приемлемое решение проблемы.
Реализуя данную стратегию, руководитель сначала убеждает сотрудников в том, что конфликт мешает достичь в работе желаемых целей. Затем он определяет причины возникновения конфликта, его границы и совместно с участниками пытается найти пути выхода из него. Если стороны не желают следовать убеждениям и разумным доводам, то к ним приходится применять административные методы воздействия.
Вышеизложенная тактика является наиболее приемлемой для многих организаций, а также более правильной при разрешении конфликта, однако, исходя из большого разнообразия типов конфликтов прибегнуть к такой тактике будет сразу довольно сложно, поскольку, нужно будет воспользоваться структурными методами.
Приведем методику разрешения конфликтов через решение проблемы, предложенную Аланом Филли.
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того как проблема определена, найдите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Отдельные виды конфликтов, например склоки или интриги, требуют к себе повышенного внимания, а для их разрешения могут быть использованы иные, более специфические методы. Склоки и сплетни разрушают коллектив изнутри, порождая недоверие членов коллектива друг к другу, подогревая недовольство и разочарование руководителями, поощряя раскольнические группировки и перебежчиков. Когда разложение достигает определенной степени, внедряется новый лидер, способный прекратить конфликты и подчинить соперничающие стороны официальному руководству.
Инициаторов интриги нужно вызвать на откровенный разговор, дав понять, что могут быть приглашены все втянутые в нее лица. Не следует сразу обвинять человека, а нужно попытаться понять, что им руководит. Выяснив проблемы и поняв фактический источник их возникновения, можно попытаться применить один из описанных выше тактических приемов разрешения конфликта. Лицам, занимающимся интригами и не желающим прислушаться к разумным доводам, можно пригрозить публичным разоблачением.
При этом основная цель руководителя — стимулирование «самопомощи». Нельзя брать на себя проблемы сотрудников и возвращать им готовые решения, иначе они лишатся возможности самостоятельно преодолевать трудности совместной деятельности и потеряют уверенность в себе. [7, 321-323]
Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов:
1) адекватность восприятия конфликта, т. е. точность в оценке действий, намерений, позиций и поступков как собственных, так и оппонентов. Опасность заключается в трудности изначально избежать негативной установки в отношении противной стороны, и в возможности формирования предвзятости в оценке другого;
2) открытость и результативность общения. Известно, что открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами и приводит к более высокой результативности переговоров;
3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, потому что только доверительные отношения способствуют разрешению конфликтной ситуации. Это связано с тем, что в основе любого конфликта лежит проблемная ситуация, решение которой возможно лишь на основе взаимного доверия сторон;
4) определение существа конфликта, т. е. прежде, чем избрать определенную стратегию и тактику управления конфликтной ситуацией, руководитель должен проанализировать фактические причины возникновения конфликта. Для этого необходимо определить, какие интересы людей и каким образом затронуты в конфликте; установить, что является действительной причиной конфликта, а что представляет повод для его возникновения; выяснить и проанализировать предшествующие взаимоотношения участников конфликта.
Менеджер не должен вмешиваться в конфликт, поддерживая ту либо иную сторону и таким образом невольно выступая в качестве одной из конфликтующих сторон. Он должен управлять ситуацией, выступая иногда там, где это уместно, в качестве третьей стороны. Но так как в основе конфликта лежит столкновение интересом, но роль менеджера как третьей стороны заключается и том, чтобы все-таки согласовать эти интересы или подчинить их целям организации. Это и является почвой для примирения конфликтующих сторон. Одновременно в задачу менеджера входит снизить или снять социальное напряжение в коллективе. Нередко в качестве выхода социального напряжения предлагается выбрать объектом нападения третью сторону, «внешнего врага». Часто в жизни так и происходит. Но едва ли такой совет менеджеру носит конструктивный характер. Единственное, что следовало бы ему посоветовать. так это следить затем, чтобы самому не превратиться во «внешнего врага» в качестве третьей стороны.
Наконец, если конфликт носит организационный характер, то естественной и конструктивной позицией менеджера является стремление направить его на организационное совершенствование системы. Конфликт в организации не всегда проявляется в форме бурного эмоционального всплеска или напряженной дискуссии на совещании у руководителя.
В большинстве случаев конфликт носит латентный характер и форме определенного рода поведения в организации. Менеджер должен уметь видеть и различать конфликтное поведение. Существуют следующие наиболее часто встречающиеся, но далеко не все формы конфликтного поведения в организации: