Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:43, реферат
Самые неприятные моменты в работе руководителя связаны с необходимостью улаживать разногласия между сотрудниками, нередко перерастающие в споры и даже открытые конфликты. В подобных ситуациях он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, руководитель хочет дать подчиненным полную свободу, чтобы определить их возможности и увидеть новое решение той или иной проблемы. С другой — стремится создать сплоченную команду, способную выполнять стоящие перед организацией задачи.
Поскольку разногласия способны серьезно осложнить работу руководителя, чрезвычайно важно, чтобы он понимал их природу и умел справляться с конфликтными ситуациями.
Как правило, способность руководителя эффективно урегулировать конфликт зависит от следующих факторов:
• умения определить и понять природу разногласий;
• наличия нескольких различных планов действий, из которых выбирается наиболее подходящий;
• способности управлять собственными чувствами, в особенности теми, которые могут ослабить «социальное чутье» (умение определить проблему) и гибкость (способность выбрать подходящий план действий) руководителя.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФАКТОРЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИКА ПЕРЕДОВЫХ КОПМАНИЙ МИРА В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ 9
2.1. Методы альтернативного разрешения споров (АРС) 9
2.2. Выбор подходящего способа АРС 16
2.3. Примеры эффективного применения АРС 23
РАЗДЕЛ 3 ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 29
3.1. Роль переговорного процесса в разрешении конфликтов 29
3.2. Создание переговорной инфраструктуры 30
3.3. Разграничение сделок и взаимоотношений 35
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Еще в одной крупной компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, первый вице-президент по продажам ввел протокол, регламентирующий работу менеджеров. Протокол определяет порядок действий продавца во время подготовки и проведения переговоров, а также содержит требование после каждых переговоров проводить анкетирование продавцов, чтобы при необходимости можно было воспользоваться потенциально важной для компании информацией. Другими обязательными требованиями являются формулирование каждой из сторон своих предложений по будущей сделке, представление нескольких альтернативных вариантов решений и использование объективных критериев, определяющих рамки дискуссии.
В мерах, предпринятых этими компаниями, по большей части нет ничего неординарного: они обеспечили своим специалистам доступ к большему объему информации, предоставили им возможность использовать опыт других переговорщиков, разработали схему классификации и расстановки приоритетов, помогающую выбрать наиболее эффективную стратегию переговоров, а также ввели регулярную оценку результатов переговоров на основе стандартных критериев. Однако, создав широкую инфраструктуру поддержки переговорного процесса, эти компании добились отличных результатов. Они не только повысили эффективность переговоров по отдельным сделкам, но и сумели отказаться от точки зрения на них как на нечто уникальное, не подлежащее координации и контролю извне. Они создали основу для более тесного сотрудничества с клиентами, для развития креативности и повышения эффективности переговорного процесса, не говоря уже об усилении подотчетности.
Новые критерии эффективности переговоров способны заставить участников по-новому взглянуть на свои задачи. Их внимание уже не ограничивается конкретной сделкой, они должны учитывать общий характер взаимоотношений с клиентом. Однако если при этом переговорщики не сделают четкого различия между элементами сделки и составляющими взаимоотношений с клиентом, все их усилия окажутся напрасными. А между тем они, как правило, путают отдельную сделку с общим характером взаимоотношений с клиентом. Они опасаются, что если будут добиваться наилучших условий сделки, то это помешает их компании успешно вести бизнес с данным клиентом в будущем. И наоборот, желание во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения может вынудить их пойти на чрезмерные уступки, и сделка окажется невыгодной для их собственной компании. Такие сомнения, на первый взгляд вполне естественные, порой имеют крайне негативные последствия, поскольку предоставляют другой стороне широкие возможности манипулирования.
Проблема заключается в расхожем представлении, согласно которому взаимоотношения с клиентом и сделка с клиентом подобны двум концам качалки: когда один из них поднимается, второй опускается. Иными словами, если хочешь улучшить условия сделки, будь готов пожертвовать отношениями и наоборот. В действительности же взаимосвязь между характером сделки и характером отношений с клиентом такова, что оба они, скорее всего, будут меняться в одном направлении. Прочные взаимоотношения порождают доверие, что позволяет сторонам более свободно обмениваться информацией, а это, в свою очередь, повышает конструктивность и ценность соглашений и усиливает готовность сторон к дальнейшему взаимодействию. Если же заключенная сделка не слишком привлекательна для одной из сторон или даже для обеих, они, вероятнее всего, не захотят тратить время и силы на сотрудничество, будут более настороженно относиться друг к другу, и их взаимоотношения со временем станут напряженными и непредсказуемыми.
Когда Eastman Kodak передавала управление своим информационным центром IBM, обе компании старались сделать так, чтобы условия сделки не вступили в противоречие со сложившимися между ними взаимоотношениями. Речь шла об очень крупной сумме, и обе компании стремились максимально удовлетворить собственные интересы. Kodak хотела сократить затраты, IBM — повысить уровень доходов. Однако в обеих компаниях хорошо понимали, что конечные результаты этого аутсорсингового соглашения будут зависеть от прочности и открытости долгосрочных взаимоотношений сторон.
И тогда IBM и Eastman Kodak, чтобы не ставить под удар сделку и собственные отношения, провели между ними четкую границу. Топ-менеджеры обеих компаний для начала определили, какие именно конкретные выгоды каждая сторона рассчитывает получить от подписания этого соглашения. Затем они постарались как можно точнее сформулировать свое видение продуктивных взаимоотношений между компаниями в долгосрочной перспективе. По результатам обсуждения было составлено два списка вопросов: один относился к данной сделке, второй — к общему характеру взаимоотношений. Списки вопросов выглядели следующим образом.
Вопросы, касающиеся условий сделки:
Вопросы, касающиеся долгосрочных взаимоотношений:
При этом топ-менеджеры обеих компаний договорились, что ни одна проблема, относящаяся к первому списку, ни в коем случае не будет решаться за счет компромиссов по вопросам из вто рого списка, и наоборот. Например, проблемы, связанные с недостатком взаимного доверия или информации, никак не повлияют на цены, лицензионные соглашения или иные условия данной сделки. Разграничение между сделкой и общим характером их отношений позволило этим компаниям преодолеть трудности начального этапа переговоров и определило направление их сотрудничества. Не случайно их взаимоотношения в настоящее время считаются эталоном эффективного делового партнерства.
Одной
из главных функций управленцев
и специалистов разного уровня является
решение проблем через
По
теории менеджмента конфликты могут
происходить на различных уровнях:
межличностном, между структурами,
внутри организации и между
В любом случае следует помнить, что для благоприятного разрешения конфликтных ситуаций целесообразно использовать весь многообразный опыт, накопленный в этой области, как управленцами отечественного производства, так и специалистами зарубежных моделей менеджмента. Ибо известно, что "худой мир лучше доброй ссоры". Эта истина действует и в современном менеджменте.