Управление мотивацией труда персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта заключается в разработке мероприятий по мотивации персонала предприятия и их применении в практических исследованиях при анализе кадровой политики фирмы в современных экономических условиях.
Задачи:
 теоретическое обоснование мотивации результатов труда и поведения персонала фирмы;
 анализ хозяйственной деятельности ООО «Тармина»,
 изучение кадровой ситуации на предприятии;
 выработка предложений по совершенствованию мотивации персонала предприятия.

Содержание

Введение 2
1.управлениЯ мотивацией ТРУДА персонала предприятия 6
1.1 Понятие мотивации 6
1.2 Функция мотивации в управлении ..
1.3 Материальные потребности как основа мотивации .13
1.4.Сравнительная характеристика переменных систем оплаты труда……...18
2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МОТИВАЦИЯ. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ…………………………………………………...20
2.1.Цели, задачи и методы исследования………………………………………21
2.2.Основные подходы к оценке мотивации персонала………………...…….22
2.3.Анализ результатов и эффективности труда персонала……………..…....25
2.4.Анализ удовлетворенности трудом…………………………………..…….30
2.5.Удовлетворенность оплатой труда…………………………………………32
2.6.Психологический комфорт…………………………………………….....…32
2.7.Удовлетворенность условиями труда………………………………...….…33
2.8.Анализ мотивационной деятельности организации……..…………...……36
3. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ
ООО «Тармина»……………………………………………………………...…38
3.1. Краткая характеристика организации…………………………………..…38
3.2. Анализ системы трудовой мотивации ООО «Тармина»……………..…..41
3.3 Анализ удовлетворенности трудом персонала ………………………..….
3.4 Методы экспериментального исследования мотивации персонала….…..44
3.5. Экспериментальное исследование мотивации персонала ООО «Тармина»…………………………………………………………………….….46
заключение 59
список использованной литературы 64

Работа состоит из  1 файл

Основная работа.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

Дело осложняется тем, что мотивацию работника невозможно измерить. Мотивы человека проявляются в его поведении, поэтому при исследовании мотивации прибегают к методам, позволяющим оценить последствия тех или иных действий, выраженные в результатах трудовой деятельности (анализ организационных проблем, анализ документов), уяснить характер отношения работника к тем или иным процессам, происходящим в организации (наблюдение, социологический опрос), а также определить силу и направленность его поведения, являющиеся следствием действия как внутренних, так и внешних мотиваторов.

Существует несколько подходов к измерению и оценке мотивации:

- по результатам деятельности работников;

- по их поведению;

- путем выявления косвенных показателей, характеризующих состояние мотивации персонала.

Оценка по результатам. Результат деятельности работника есть производное от двух составляющих:

личностная: способности, профессиональная подготовленность, отношение к труду вообще, отношение к организации;

организационная: ясность и достижимость цели деятельности предприятия и работника, обеспечение трудового процесса (материалы, инструменты, технология, оборудование), организация работы (руководство, режимы работы, требования к результату).

Оценка мотивации по результатам предполагает выделение связи между этими составляющими и определение степени влияния каждой из них на деятельность работника. Такая оценка проводится путем сравнения плановых и фактических результатов работы. Если достигнутые результаты оказываются ниже запланированных, необходимо учитывать факторы, усложнившие выполнение работы (например, сотрудник не был вовремя обучен). Методами получения информации, используемой для оценки мотивации по результатам, выступают анализ организационных проблем, а также анализ документов, дающих сведения о причинах отклонений.

Оценка поведения. Характер и силу мотивации можно определить посредством наблюдения за поведением человека. В частности, мотивация проявляется через усилия, старание, настойчивость, добросовестность, ответственность и целевую направленность действий работника.

Основным методом получения информации о деятельности сотрудника является наблюдение, в некоторых случаях могут быть применены методы психодиагностического исследования, а также социологические опросы. Характеристика поведения может быть получена путем опроса руководителя или непосредственного окружения сотрудника ("360°") по определенным критериям, описывающим те или иные его действия.

В табл. 1 приведены характеристики эффективного и неэффективного поведения сотрудников, оцениваемого по критериям, характеризующим отношение к труду.

Таблица 1

Характеристики эффективного и неэффективного поведения

сотрудников

Критерий

Полюс неэффективности

Полюс эффективности

Желание
работать

Сотрудники проявляют
апатию и безразличие
к своей работе

Сотрудники проявляют
энергичность, энтузиазм и
стремление к успеху

Результаты
труда

Не превышают минимально
допустимых результатов

Постоянно достигаются
запланированные или
превышающие их результаты

Трудовая
дисциплина

Регулярное затягивание
сроков выполнения работы,
прогулы, опоздания, ранний
уход с работы, частые
больничные

Работа выполняется качественно
и в срок, нарушение трудового
распорядка воспринимается
негативно, редки отсутствия
по болезни

Ответственность

Работники избегают
ответственности

Каждый сотрудник готов брать
на себя ответственность

Отношение
к изменениям

Работники сопротивляются
изменениям

Работники проявляют инициативу
и готовы к необходимым
переменам

Оценка по косвенным показателям. Сила мотивации может быть выявлена через косвенные показатели. Так, одной из составляющих мотивации является удовлетворенность трудом, проявляющаяся в том, что сотрудники стремятся продолжать работу в данной организации. Поэтому основным косвенным показателем мотивации является уровень текучести персонала, интерпретация которого всегда является однозначной: чем выше уровень текучести, тем ниже удовлетворенность сотрудников, и наоборот, чем ниже текучесть, тем выше удовлетворенность. Не менее значительную роль в оценке мотивации играет уровень абсентеизма, поскольку, например, при низком уровне текучести может наблюдаться высокий уровень абсентеизма, что указывает на наличие организационных проблем: высокий уровень заболеваемости свидетельствует о низком уровне профилактики, а значительное число отгулов - о несовершенстве в организации трудовых процессов и режимов работы. Методами получения информации о текучести и абсентеизме являются анализ организационных проблем и анализ документов, содержащих необходимые данные.

Вместе с тем низкие текучесть персонала и уровень абсентеизма не всегда свидетельствуют о благополучии в системе мотивации - такая ситуация может сопровождаться слабой активностью работников, отказом от ответственности, стремлением выполнять свои обязанности в пределах минимально допустимых норм.

 

2.3.Анализ результатов и эффективности труда персонала

Анализ результатов труда и эффективности персонала является главной задачей, решение которой позволит четко определить границы и направленность предстоящего исследования. Собственно, в ходе такого анализа выясняется сама необходимость совершенствования системы мотивации, а также конкретизируются его задачи.

Для проведения анализа результатов труда персонала требуется собрать следующую информацию:

- показатели, характеризующие динамику производительности труда (количество, качество, сроки выполнения работ);

- показатели, отражающие тенденции в текучести персонала;

- планы предприятия, определяющие требования к основным результатам труда.

Производительность труда является показателем, характеризующим, с одной стороны, требования организации к уровню исполнения работы сотрудниками, а с другой - степень влияния условий применения тех или иных форм и методов стимулирования на результаты труда персонала. Другими словами, запланированный уровень производительности труда достигается, если конкретные показатели работы четко связаны с конкретными целями и задачами сотрудника, а также его вознаграждением.

Текучесть персонала - показатель, характеризующий, в самом широком смысле, общую удовлетворенность трудом на предприятии. Действительно, работники не покидают организацию, если в целом совокупность факторов рабочей среды соответствует их представлениям о хорошей работе. Уровень текучести, анализируемый с определенной периодичностью, позволяет достаточно оперативно отследить как благоприятные, так и негативные тенденции в динамике персонала.

Анализ планов предприятия является необходимым звеном в структуре исследования системы мотивации. Планирование деятельности обеспечивает стабильность организации. Планы выражают требования к результатам (производительности) труда персонала в определенный период времени. Они выполняются, если основаны на нормах труда, учитывающих возможности работников, в том числе и физические. Перевыполнение плана может быть обусловлено только приложением сверхнормативных усилий сотрудников. Поэтому, если планы реализуются постоянно с превышением нормативных (плановых) показателей, это свидетельствует не о невероятном энтузиазме работников, а об отставании нормативной базы от условий конкретного производства (например, применение высокопроизводительной техники сокращает трудозатраты) либо несоответствии применяемых методов материального стимулирования достигаемым результатам. Собственно, причины невыполнения планов могут быть теми же самыми, за исключением случаев, когда, например, вовремя не поставлялись материалы, выходило из строя оборудование и т.д. В каждом случае любое стабильно наблюдаемое отклонение результатов труда от плановых показателей свидетельствует о неэффективном использовании персонала, а также несовершенстве структуры затрат на его содержание.

Планы могут иметь развивающий характер, если, к примеру, они предусматривают внедрение новой технологии или оборудования, развитие новых направлений в деятельности предприятия, выход на новый рынок и т.п. В этом случае также проводится первичный анализ результатов персонала с целью определения его возможностей по обеспечению реализации этих изменений. Очевидно, что если на предприятии производительность труда удерживается на уровне несколько ниже плановых показателей, то вряд ли можно рассчитывать на то, что эта компания в состоянии стать серьезным конкурентом на новом для себя сегменте рынка.

Оценка всей этой информации должна начинаться с анализа производительности труда, при этом учитываются следующие обобщения.

Если производительность труда стабильно удерживается на уровне плановых показателей, уровень текучести в течение полугода не превышает 7 - 10%, а в деятельности предприятия не прослеживаются какие-либо изменения, то дальнейшее исследование не имеет смысла. Поскольку система мотивации является сбалансированной относительно целей организации, т.е. применяемые формы и методы стимулирования увязаны как с задачами предприятия, так и с ожиданиями сотрудников.

Если по какому-либо из приведенных выше параметров или по нескольким из них наблюдаются отклонения, следует разрабатывать и планировать проведение комплексного исследования системы мотивации по одному из следующих вариантов, приведенных в табл. 2. В ряде случаев исследование можно ограничить рамками одного подразделения, если в нем с наибольшей остротой представлены указанные проблемы.

 

Таблица 2

Направления анализа системы мотивации

N
п/п

Индикаторы

Задачи исследования

1.

Показатели
производительности
труда (ПТ)
не достигают
запланированного
уровня в течение
исследуемого
периода.
Текучесть
персонала высокая

Анализ организационных проблем: техническое и
технологическое обеспечение трудовых процессов,
организация труда персонала, техники безопасности,
состояние нормирования деятельности сотрудников,
анализ причин текучести, т.е. факторов,
вынуждающих работников покидать организацию;
анализ факторов удержания (гигиенических)
по отношению к категориям персонала, среди которых
отмечается высокий уровень текучести: условия
труда, структура заработной платы, методы
материального стимулирования, возможности
должностного роста, качество межличностных
отношений в рабочей группе, с коллегами,
руководством

2.

Показатели ПТ
не достигают
запланированного
уровня.
Текучесть
персонала низкая

Анализ организационных проблем: техническое и
технологическое обеспечение трудовых процессов,
организация труда персонала, техника безопасности,
состояние нормирования деятельности сотрудников;
анализ социально-демографических, профессиональных
и квалификационных характеристик персонала:
структура по полу, возрасту, уровни образования,
имеющиеся навыки, квалификационные категории;
анализ факторов мотивации: структура заработной
платы, условия получения дополнительного денежного
вознаграждения; содержание и организация обучения,
цели и методы оценки результатов и эффективности
труда, содержание работы

3.

Показатели ПТ
достигают
запланированного
уровня.
Текучесть
персонала высокая

Анализ организационных факторов: состояние
нормирования труда, структура и показатели оценки
результатов, организация аттестации, структура
форм и методов материального стимулирования;
анализ факторов удержания (гигиенических)
по отношению к категориям персонала, среди которых
отмечается высокий уровень текучести: условия
труда, структура заработной платы, методы
материального стимулирования, возможности
должностного роста, качество межличностных
отношений в рабочей группе, с коллегами,
руководством

4.

Показатели ПТ
стабильно выше
запланированного
уровня.
Текучесть низкая

Анализ организационных факторов: состояние
нормирования труда, структура и показатели оценки
результатов, организация аттестации, структура
форм и методов материального стимулирования
с целью совершенствования структуры показателей
и условий стимулирования результатов труда

5.

Показатели
производительности
труда стабильно
выше
запланированного
уровня.
Текучесть высокая

Анализ организационных факторов: состояние
нормирования труда, структура и показатели оценки
результатов, организация аттестации, структура
форм и методов материального стимулирования;
анализ факторов удержания (гигиенических)
по отношению к категориям персонала, среди которых
отмечается высокий уровень текучести: условия
труда, структура заработной платы, методы
материального стимулирования, возможности
должностного роста, качество межличностных
отношений в рабочей группе, с коллегами,
руководством

6.

В деятельности
организации
планируются
существенные
изменения

Анализ организационных факторов, обеспечивающих
реализацию запланированных изменений: техническое
и технологическое обеспечение трудовых процессов,
организация труда персонала, техника безопасности,
состояние нормирования деятельности сотрудников;
анализ социально-демографических, профессиональных
и квалификационных характеристик персонала:
структура по полу, возрасту, уровни образования,
имеющиеся навыки, квалификационные категории;
анализ факторов мотивации: структура заработной
платы, условия получения дополнительного денежного
вознаграждения; содержание и организация обучения,
цели и методы оценки результатов и эффективности
труда (аттестации), содержание работы,
установленная мера ответственности сотрудника
за ее результаты

 

2.4.Анализ удовлетворенности трудом.

Неудовлетворенность трудом проявляется в низких результатах труда, высокой текучести персонала, его нестабильности, высоком уровне заболеваемости, нарушении норм поведения, в том числе правил техники безопасности, снижении трудовой активности. Оценка этих показателей должна производиться в комплексе. К примеру, высокая производительность труда вполне может сопровождаться высокой текучестью, и, наоборот, низкая производительность труда - низкой текучестью. И в том, и в другом случае можно утверждать, что на поведение персонала оказывают влияние факторы организационной среды, отвечающие за создание нормальной рабочей атмосферы.

Словарь управления персоналом. Удовлетворенность трудом - это комплекс положительных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе труда и при оценке его результатов. Она характеризуется преобладанием позитивного, конструктивного отношения к работе со стороны сотрудника, которое проявляется в исполнительности, высокой степени ответственности за выполняемую работу, стремлении сделать ее как можно лучше, соблюдении норм поведения и требований организации, сотрудничестве, взаимопомощи, желании повышать свой профессиональный уровень.

К факторам, влияющим на формирование высокой удовлетворенности трудом, относятся: материальное вознаграждение; условия труда; отношения с руководством и с коллегами; содержание работы; статус работника; перспективы и возможности; гарантии и стабильность.

- Заработная плата, если обеспечивает приобретение необходимых работнику благ.

- Материальные вознаграждения, если соответствуют приложенным работником трудовым усилиям и принимаемые им как справедливые.

- Оценка заслуг, проявляющаяся в индивидуальных способностях и свойствах работника, если выделяет его достижения.

- Содержание и статус работы, если соответствуют трудовым ценностям, разделяемым работником (значимость работы, отношение к труду).

- Профессиональное развитие, если позволяет расширить индивидуальные трудовые возможности.

Моральные обязательства перед организацией, создающие основу для формирования мотивационного комплекса работника, если ориентируют его на приверженность компании, активизацию своей деятельности, соучастие в реализации общеорганизационных целей. Моральные обязательства возникают на основе гарантий, стабильности, возможностей и перспектив, предоставляемых организацией и обеспечивающих связь настоящего и будущего работника с ее деятельностью.

Все эти факторы должны рассматриваться только в комплексе, поскольку исключение хотя бы одного из структуры исследования приводит к искажению результатов анализа. Например, не учитывая факторы профессиональной самореализации (содержание, статус, развитие), можно получить данные, свидетельствующие о высокой удовлетворенности трудом персонала. Однако в реальности эти данные покажут лишь, что некоторые категории работников, причем, как правило, самые многочисленные в структуре персонала, полностью удовлетворены уровнем оплаты труда, чем и объясняется их лояльность по отношению к организации. Поэтому при проведении исследования удовлетворенности трудом сотрудников предприятия ключевыми, обобщающими аспектами с учетом влияния на мотивационную сферу работника всех указанных факторов организационной среды являются материальная удовлетворенность, психологический комфорт и удовлетворенность условиями труда.

Информация о работе Управление мотивацией труда персонала