Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в разработке мероприятий по мотивации персонала предприятия и их применении в практических исследованиях при анализе кадровой политики фирмы в современных экономических условиях.
Задачи:
теоретическое обоснование мотивации результатов труда и поведения персонала фирмы;
анализ хозяйственной деятельности ООО «Тармина»,
изучение кадровой ситуации на предприятии;
выработка предложений по совершенствованию мотивации персонала предприятия.
Введение 2
1.управлениЯ мотивацией ТРУДА персонала предприятия 6
1.1 Понятие мотивации 6
1.2 Функция мотивации в управлении ..
1.3 Материальные потребности как основа мотивации .13
1.4.Сравнительная характеристика переменных систем оплаты труда……...18
2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МОТИВАЦИЯ. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ…………………………………………………...20
2.1.Цели, задачи и методы исследования………………………………………21
2.2.Основные подходы к оценке мотивации персонала………………...…….22
2.3.Анализ результатов и эффективности труда персонала……………..…....25
2.4.Анализ удовлетворенности трудом…………………………………..…….30
2.5.Удовлетворенность оплатой труда…………………………………………32
2.6.Психологический комфорт…………………………………………….....…32
2.7.Удовлетворенность условиями труда………………………………...….…33
2.8.Анализ мотивационной деятельности организации……..…………...……36
3. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ
ООО «Тармина»……………………………………………………………...…38
3.1. Краткая характеристика организации…………………………………..…38
3.2. Анализ системы трудовой мотивации ООО «Тармина»……………..…..41
3.3 Анализ удовлетворенности трудом персонала ………………………..….
3.4 Методы экспериментального исследования мотивации персонала….…..44
3.5. Экспериментальное исследование мотивации персонала ООО «Тармина»…………………………………………………………………….….46
заключение 59
список использованной литературы 64
Рис. 1. Организационная структура ООО «Тармина»
66
Таблица 2
Оплата труда отдела внутреннего и въездного туризма ООО «Тармина»
Наименование показателей
|
Значение |
Численность работников отдела, чел. | 5 |
Оплата труда руководства фирмы, в том числе: |
|
- директор | 49000 |
- заместитель директора | 47000 |
- главный бухгалтер | 45000 |
Оплата труда персонала отдела внутреннего и въездного туризма, в том числе: |
|
- старший менеджер | 41000 |
- менеджер | 38500 |
- менеджер по работе с иностранными туристами | 39500 |
- гид-переводчик | 35000 |
3.2. Анализ системы трудовой мотивации ООО «Тармина»
Значительную роль для компании, особенно туристической, играет ее персонал. Уход профессионального сотрудника с большим опытом работы и клиентской базой, как правило, приводит к потере клиентов. Немаловажна и финансовая заинтересованность сотрудников. В случае отсутствия таковой пропадает мотивация и, как следствие, ухудшается качество работы менеджеров либо не исключаются факты «левачества», что, по сути, является воровством.
Также очень важен профессионализм персонала — ведь принятие решения туристом о покупке путевки на 50% может зависеть от менеджера турагентства, которому непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми.
В аппарате управления ООО «Тармина» на должностях специалистов работают исключительно работники с высшим образованием. Во всех отделах имеются специалисты, которые могут занимать должности руководителей структурных подразделений, также в аппарате управления много практиков.
Опыт работы большинства специалистов превышает 5 лет.
Проанализируем оплату труда на ООО «Тармина».
От оплаты труда зависит рост реальных доходов и уровень материального благосостояния работников.
В тесной связи с оплатой труда находится эффективность использования трудовых ресурсов, а также уровень производительности труда. Например, с ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. Поэтому учет оплаты труда имеет большое значение для любого предприятия.
Показателем, характеризующим уровень оплаты труда, является средняя заработная плата. Ее изменения влияют на расход фонда зарплаты, на себестоимость продукции. Величина средней заработной платы, как правило, зависит от производительности. В принципе рост производительности труда является основным источником повышения средней зарплаты.
3.3 Анализ удовлетворенности трудом персонала
Анализ социального обеспечения работников предприятия мы проводили, обращая внимание на следующие моменты:
- материальная обеспеченность работников, обусловленная размером заработной платы;
- улучшение условий труда и укрепление здоровья работников;
- социальная защищенность членов трудового коллектива.
Все нормы, правила и процедуры организации труда в ООО «Тармина» не противоречат Гражданскому и Трудовому кодексу РФ, а также Уставу компании.
Согласно трудовому договору, руководство ООО «Тармина» обязалось:
- обеспечивать безопасные условия труда, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, осуществлять мероприятия, направленные на улучшение условий труда и производственного быта;
- создавать условия для профессионального роста персонала, увеличения их заработной платы и других доходов, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям за счет прибыли фирмы при необходимости.
Работникам с ненормированным рабочим днем (водителям, гидам и др.) предоставляется ежегодный дополнительный отпуск в количестве 3-х дней, а также производится доплата в соответствии с приказом директора. Такие меры не могут не привлекать работников, поэтому среди этих специалистов текучесть кадров меньше, чем в целом по предприятию.
Большое значение имеют вопросы социальной защищенности работников. Наиболее типичным направлением социальной защиты, определяемым коллективными договорами, являются оказание материальной помощи, выдача пособий на лечение, приобретение путевок, единовременных пособий при уходе на пенсию, к юбилейным датам, свадьбе, отпуску и т.д.
Такие меры способствуют улучшению материального и социального положения работников предприятия и их можно только приветствовать.
Однако в целом уровень обеспечения социальной защищенности работников можно оценить как низкий. Так, на предприятии ничего не делается для обеспечения работников жильем или принятия мер по оказанию помощи в приобретении жилья. Не предусмотрены жилищные ссуды, либо компенсация работникам, вынужденным снимать жилье. А ведь сейчас жилищный вопрос в стране стоит очень остро, и забота со стороны руководства о бытовой стороне жизни работников стимулировала бы их на качественный труд.
3.4 Методы экспериментального исследования мотивации персонала
Для проведения экспериментального исследования в ООО «Тармина» выбраны такие методы, как опрос и тестирование.
Опрос, или анкетирование, является одним из наиболее широко используемых методов оценки мотивации работников, позволяющий за короткое время получить важную информацию о мотивации значительного числа работников. Опрос позволяет выявить особенности мотивации различных категорий персонала (конкретные профессиональные, стажевые группы, группы разного возраста, пола, образовательного уровня и др.), а также дать оценку факторам, влияющим на их трудовую мотивацию.
Для проведения опроса разрабатывается анкета, содержащая вопросы, призванные выяснить, в какой степени в организации удовлетворяются важнейшие потребности работников, в какой степени работники удовлетворены важнейшими аспектами своей работы.
Анкетирование имеет ряд достоинств: быстрота получения информации, небольшие финансовые затраты. Однако этот метод открыт для возможных искажений информации, как сознательных (социально желательные ответы), так и ненамеренных. Возможны также ошибки при разработке анкет, просчеты в самой процедуре подготовки и проведения опроса, приводящие к низкой достоверности получаемой информации. Поэтому анкетирование сочетают с другими методами сбора информации (анализ документов, опрос экспертов), которые могут подтвердить полученные результаты.
При планировании экспериментального исследования в ООО «Тармина» было определено, что опрос персонала будет проводиться в два этапа: на первом этапе — проведен опрос рядовых работников организация, на втором — анкетирование руководства организации. Также были определены сроки проведения опроса, процедура проведения и примерный тестовый материал.
До работников ООО «Тармина» заблаговременно была доведена информация о предстоящем опросе, о целях опроса, о процедуре его проведения. Это важный этап в проведении опросов, поскольку от того, насколько персонал подготовлен к опросу, насколько люди доверяют лицу, проводящему опрос, и готовы к сотрудничеству, будет зависеть и достоверность получаемой информации.
На следующем этапе была проведена подготовка инструментария (анкет). При этом учитывалось, что структура анкет и содержание вопросов должны обеспечить получение достоверной информации о степени удовлетворенности работников состоянием основных факторов организационной среды, об особенностях их трудовой мотивации (фрагмент анкеты, которая использовалась в практике работы крупной международной компании «Auto United Group», приведен в Приложении 1).
При процедуре проведения анкетирования было важно определить, кто будет охвачен опросом. Надо было опросить достаточное количество сотрудников ООО «Тармина», чтобы можно было говорить о надежности получаемой информации и в то же время учитывать соображения экономичности. Не обязательно, чтобы опросом были охвачены все сотрудники, важно лишь, чтобы среди опрашиваемых достаточно полно были представлены основные категории работников. Это позволило бы уловить как общие тенденции, так и особенности трудовой мотивации отдельных групп персонала ООО «Тармина».
Поэтому был отобран примерный состав участников опроса из числа работников ООО «Тармина» и определена репрезентативность выборки — то есть такой качественный и количественный состав опрашиваемых, который позволил сделать обоснованные выводы по итогам исследования.
Процедура проведения опроса была призвана обеспечить не только высокое качество информации, полученной от работников, но и сокращение потерь времени. Поскольку количество работников, выбранное для проведения экспериментального исследования, было не очень большим, к тому же опрос предполагалось провести в два этапа, было решено проводить анкетирование в рабочее время, непосредственно на рабочих местах, индивидуально с каждым респондентом.
Поскольку исследование было намечено проводить в разных подразделениях организации и охватить при этом работников разных профессиональных и категорийных групп, предполагалось, что полученные данные дадут руководству важную информацию, позволяющую на основании полученных результатов сделать выводы об общей ситуации с кадрами на организации, об уровне мотивированности персонала, разработать рекомендации, направленные на повышение удовлетворенности трудом работников конкретных подразделений и конкретных профессиональных групп.
Таким образом, экспериментальное исследование включает следующие этапы: подготовку к проведению опроса; саму процедуру проведения опроса; подведение итогов после завершения опроса и выработку рекомендаций для руководства организации. При этом нет необходимости опрашивать всех сотрудников, поскольку выборочный опрос также может дать всю полноту мнений по изучаемому вопросу.
3.5. Экспериментальное исследование мотивации персонала ООО «Тармина»
Экспериментальное исследование мотивации сотрудников ООО «Тармина» проводилось в январе-феврале 2010 г. Количество респондентов в группе — 20 человек, из них 5 человек — представители руководства; возраст — 22-54 года.
При проведении исследования была обследована выборочная группа работников организация, которые являются представителями различных профессий, имеют разный возраст и стаж работы. При этом для руководителей организация был подобран специальный тестовый материал (методика 1 «Оценка практики управления», приведена в Приложении 2).
Большинство других опрошенных работников ООО «Тармина» составляют женщины, в основном представители профессии менеджера. Среди них для проведения исследования были отобраны 15 человек — те, кто работает в данной организации не менее года. Всем респондентам было предложено ответить на вопросы по следующим методикам:
- методика 2 «Выявление мотивации к успеху или стремлению избежать неудачи» (Приложение 3);
- методика 3 «Оценка степени удовлетворенности персонала своей работой» (Приложение 4);
- методика 4 «Оценка профессиональной направленности менеджеров» (Приложение 5).