Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:19, дипломная работа
Продолжающиеся реформы во всех сферах жизни нашей страны требуют анализа оптимальности внедряемых сегодня методов руководства и форм управления на предприятиях, учреждениях и организациях, их соответствия социально-экономическим задачам и целям. Практика показывает, что менеджмент, опирающийся исключительно на экономическую целесообразность, и не учитывающий социальных факторов управления персоналом, сегодня становится все менее состоятельным.
Введение 5
1 Теоретические основы управления персоналом предприятия торговли 9
1.1 Теоретический базис системы управления персоналом предприятия 9
1.2 Современные подходы к разработке системы управления персоналом торгового предприятия 19
1.3 Методологические аспекты системы управления персоналом 24
2 Анализ системы управления персоналом на торговом предприятии ООО «Комфорт» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 38
2.2 Анализ структуры кадрового потенциала торгового предприятия 44
2.3 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и оценка уровня их использования 49
2.4 Анализ системы материального стимулирования труда персонала 53
2.5 Исследование системы управления профессиональным развитием кадров
3 Основные направления совершенствования системы управления персоналом на торговом предприятии ООО «Комфорт» 64
3.1 Совершенствование системы подготовки повышения квалификации и организация обучения персонала торгового предприятия 64
3.2 Оптимизация использования рабочего времени персонала торгового предприятия 68
3.3 Совершенствование системы материального стимулирования труда персонала на торговом предприятии 71
3.4. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 74
3.5 Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на торговом предприятии 80
Заключение 84
Список использованных источников 88
Приложения 92
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра «Экономика и управление на предприятии»
Специальность «Экономика и управление на предприятии»
Курс 4 Группа 2832 Форма обучения заочная
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Студент(ка) |
Насриева Роза Шариповна |
(Фамилия, имя, отчество) |
Тема Управление персоналом предприятия торговли и пути его совершенствования.
Научный руководитель |
Лисичкина Юлия Сергеевна, доцент |
(Фамилия, имя, отчество, должность) |
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой Лисичкина Юлия Сергеевна ________________
«____» ______________ 2012 г.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра «Экономика и управление на предприятии»
Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии
Утверждаю
Зав. кафедрой
Ю.С. Лисичкина
«___»_________________ 20__ г.
ЗАДАНИЕ
по выпускной квалификационной работе
______________________________
(Фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы________________________
______________________________
______________________________
утверждена приказом по институту от «____» _________________20___г. №
2. Срок сдачи
студентом законченного
«9» января 2012г.
3. Исходные
данные к работе ______________
______________________________
______________________________
4. Перечень
подлежащих разработке
______________________________
______________________________
5. Перечень
иллюстрационно-графического
______________________________
6. Календарный план
выполнения выпускной квалификационной работы
№ п/п |
Наименование этапов выпускной квалификационной работы |
Срок выполнения этапов выпускной работы |
Примечание |
1 |
Закрепление тематики дипломной работы и научного руководителя |
До 23.09.2011 |
|
2 |
Консультация по выпускным квалификационным работам |
В течение года |
|
3 |
Подбор литературы, ее изучение и проработка, составление библиографии по основным источникам |
До 07.10.2011 |
|
4 |
Составление плана выпускной квалификационной работы и согласование ее с руководителем |
До 10.10.2011 |
|
5 |
Разработка и представление на проверку первой главы |
До 17.10.2011 |
|
6 |
Разработка и представление на проверку второй главы |
До 07.11.2011 |
|
7 |
Разработка и представление на проверку третьей главы |
До 28.11.2011 |
|
8 |
Согласование с руководителем выводов и предложений |
29.11.2011 |
|
9 |
Представление к защите и защита выпускной квалификационной работы |
30.01. – 11.02.2012 |
Дата выдачи задания по выпускной
квалификационной работе «10» октября 2011 г.
Студент - дипломник ____________________ _____________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О)
Руководитель выпускной квалификационной работы:
______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Продолжающиеся реформы во всех сферах жизни нашей страны требуют анализа оптимальности внедряемых сегодня методов руководства и форм управления на предприятиях, учреждениях и организациях, их соответствия социально-экономическим задачам и целям. Практика показывает, что менеджмент, опирающийся исключительно на экономическую целесообразность, и не учитывающий социальных факторов управления персоналом, сегодня становится все менее состоятельным.
Актуальность рассмотрения темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что новое концептуальное осмысление человеческих ресурсов организации, включающее социальные факторы эффективности, не только решает проблемы повышения конкурентоспособности производимых продуктов и оказываемых услуг, но и уменьшает риски внутренних кризисов организации, нарушения стабильности (экономической и социальной) развития и устойчивости организации.
Современное социально-экономическое развитие страны требует создания эффективной системы управления персоналом на предприятии, развитие кадрового потенциала. Возникает необходимость в разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала на промышленных предприятиях, способствующих развитию отечественной промышленности и обеспечению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировых рынках.
Невысокий уровень профессиональной подготовки персонала торговых предприятий затрудняет их адаптацию к современным требованиям создания эффективной системы управления персоналом, что делает особо значимым и актуальным теоретическую разработку социальных и экономических механизмов подготовки и воспроизводства высококвалифицированных работников торговых предприятий, обладающих высоким уровнем общего и специализированного образования.
Следует отметить, что в настоящее время особо острой проблемой, стоящей перед торговыми предприятиями, является создание служб управления персоналом, отвечающих требованиям современного менеджмента, собственных эффективных систем обучения, переподготовке и повышению квалификации персонала, в том числе работников торговых предприятий. В этой связи особую актуальность для предприятий приобретает управление персоналом, организованное таким образом, чтобы с минимально возможными затратами обеспечить эффективность производственного процесса на предприятии.
Проблеме управления персоналом в настоящее время уделяется много внимания. Управлению персоналом посвящены труды таких известных зарубежных ученых в этой области знаний как А. Чандлер, И. Ансофф, М.Х. Мескон, В. Вудкок, Б. Карлоф, В. Ховард и др. Кроме зарубежных разработчиков, данной проблемой давно занимаются отечественные ученые, такие как А.П. Егоршин, А.Я. Кибанова, В.Н. Федосеева, С.Н. Капустина, О.С. Виханский, Дж. Иванцевич, О.Н.Громова, И.Г. Ищенко, В.М. Колпаков, А.Г. Дмитриенко, А. Воробьев, В.И. Маслов, М.В. Сорокина, В.В. Бузырёв, М. Гусарова, Н.М. Чикишева, Д.А. Аширов и др.
Эффективное управление
персоналом призвано обеспечить предприятие
высококвалифицированным
Актуальность проблемы и ее значимость для повышения эффективности организационного управления, а также ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы, целей, задач, предмета и объекта исследования.
Целью дипломной работы является изучение и выявление особенностей системы управления персоналом на материалах ООО «Комфорт» и разработка направлений совершенствования управления персоналом на данном предприятии.
Для достижения указанной цели нами поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретический базис системы управления персоналом предприятия;
- обобщить современные подходы к разработке системы управления персоналом торгового предприятия;
- рассмотреть методологические аспекты системы управления персоналом;
- дать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия ООО «Комфорт»;
- проанализировать
структуры кадрового
- провести анализ
обеспеченности предприятия
- дать оценку системе материального стимулирования труда персонала;
- исследовать систему управления профессиональным развитием кадров;
- разработать мероприятия в целях совершенствования системы подготовки повышения квалификации и организации обучения персонала торгового предприятия;
- выявить направления оптимизации использования рабочего времени персонала торгового предприятия;
- предложить мероприятия в целях совершенствования системы материального стимулирования труда персонала на торговом предприятии;
- дать экономическое
обоснование предложенных
- сделать общие рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на торговом предприятии.
Предметом исследования являются проблемы и особенности реализации технологии управления персоналом предприятия.
Объектом исследования выступает персонал торгового предприятия ООО «Комфорт».
Теоретической
и методологической основой дипломной
работы послужили положения общей
экономической теории, менеджмента,
экономики труда, социологии труда,
экономической психологии, научные
труды отечественных и
Дипломное исследование осуществлялось на основе системного подхода к проблеме управления персоналом. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификации, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Теоретические основы управления персоналом предприятия торговли
1.1 Теоретический базис системы управления персоналом предприятия
Система управления
персоналом - комплекс взаимосвязанных
экономических, организационных и
социально-психологических
В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия «системы управление персоналом». Одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание на организационную сторону управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определение, данное В. П. Галенко: система управление персоналом – «это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий» [17, с.15].
Другой подход отражен в определении системы управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента: управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) – «область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроллинг персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками» [20, с.17].
В научной литературе и практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве [44, с.7].
Большой разнобой вносит и переводная литература с ее различной терминологией, свойственной различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины, как: personnel administration - управление кадрами (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование людских ресурсов предприятия), отношения между административным персоналом и подчиненными; «человеческие отношения» в промышленности; personnel management - руководство кадрами (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности); трудовые отношения; взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками; personnel relations - управление кадрами и т.д [13, с.44].
Информация о работе Управление персоналом предприятия торговли и пути его совершенствования