Управление персоналом предприятия торговли и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:19, дипломная работа

Описание

Продолжающиеся реформы во всех сферах жизни нашей страны требуют анализа оптимальности внедряемых сегодня методов руководства и форм управления на предприятиях, учреждениях и организациях, их соответствия социально-экономическим задачам и целям. Практика показывает, что менеджмент, опирающийся исключительно на экономическую целесообразность, и не учитывающий социальных факторов управления персоналом, сегодня становится все менее состоятельным.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы управления персоналом предприятия торговли 9
1.1 Теоретический базис системы управления персоналом предприятия 9
1.2 Современные подходы к разработке системы управления персоналом торгового предприятия 19
1.3 Методологические аспекты системы управления персоналом 24
2 Анализ системы управления персоналом на торговом предприятии ООО «Комфорт» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 38
2.2 Анализ структуры кадрового потенциала торгового предприятия 44
2.3 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и оценка уровня их использования 49
2.4 Анализ системы материального стимулирования труда персонала 53
2.5 Исследование системы управления профессиональным развитием кадров
3 Основные направления совершенствования системы управления персоналом на торговом предприятии ООО «Комфорт» 64
3.1 Совершенствование системы подготовки повышения квалификации и организация обучения персонала торгового предприятия 64
3.2 Оптимизация использования рабочего времени персонала торгового предприятия 68
3.3 Совершенствование системы материального стимулирования труда персонала на торговом предприятии 71
3.4. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 74
3.5 Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на торговом предприятии 80
Заключение 84
Список использованных источников 88
Приложения 92

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ДИПЛОМ ККИ образец.doc

— 673.00 Кб (Скачать документ)

В крупных организациях функции этих подсистем выполняются  различными подразделениями по работе с кадрами организации. Согласно разработкам научной школы под руководством А.Я. Кибанова, каждая подсистема системы управления персоналом представлена набором функций системы управления. Так подсистема планирования и маркетинга персонала включает в себя разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала и т.д.; подсистема развития организационной структуры управления включает анализ оргструктуры управления, проектирование новой, разработку штатного расписания, разработку и реализацию рекомендаций по развитию стиля и методов руководства и т.д [50, с.64].

Таким образом, система управления персоналом включает в себя всю процедуру работы с кадрами - от определения основной идеи взаимодействия администрации и трудового коллектива до высвобождения работников, - а также совокупность обеспечивающих ее подсистем (информационной, организационной, кадровой, правовой). Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общий мировой процесс.

 

1.2 Современные  подходы к разработке системы  управления персоналом торгового  предприятия

 

В теории менеджмента  используется достаточное число  терминов, отражающих участие людей  в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организационное поведение, организация труда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда, социальное развитие, человеческие отношения и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению. Далее мы рассмотрим некоторые современные концепции стратегии управления персоналом.

Известный российский ученый в области менеджмента  Л. И. Евенко считает, что произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве. Рассмотрим их.

1. Использование  трудовых ресурсов (labour resources use) с  конца XIX в. до 60-х гг. XX в. Вместо  человека в производстве рассматривалась  лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР – в эксплуатации труда государством.

2. Управление  персоналом (personnel management). Научной основой  этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

3. Управление  человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».

4. Управление  человеком (human being management). В соответствии  с этой концепцией человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами (Л. А. Зеленов и др.) [24, с.32].

Л. И. Евенко предложил  оригинальный подход к исследованию роли кадров в производстве на основе перечисленных выше четырех концепций, где проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс» и «человек как субъект» управления. Вместе с тем современные взгляды на управление персоналом тесно связываются с управлением человеком с позиции теории человеческих отношений.

Английский  профессор С. Лиз отмечает семь стратегических направлений в работе с персоналом [34, с.49]:

1. Снижение удельного  веса заработной платы в себестоимости  продукции и оплаты труда работников. Из-за высокой оплаты труда в высокоразвитых странах Европы и Америки продукция многих западных фирм стала неконкурентоспособной по сравнению со странами юго-восточной Азии. Как выход предлагается разделить весь персонал на две группы: высококвалифицированных постоянных работников с социальными гарантиями и высокой оплатой труда («ядро»); малоквалифицированных сезонных работников без социальных гарантий и с низкой оплатой труда («периферию»). Однако эта модель годится не для всех предприятий.

2. Работники  – это ресурс, который необходимо  максимизировать. Признано, что единственным  источником долгосрочного преимущества  на рынке является знание способностей  своих работников и максимизация  их изобретательности, мотивации  и человеческих отношений, а не «копирование» опыта лучших компаний. Передовыми предприятиями в этой области являются «IBM» и «Hewlett-Packard».

3. Неразрывная  связь стратегии предприятия  и стратегии управления персоналом. В зависимости от типа компании  она может применять централизованную стратегию из единого центра (каскадная модель Чандлера) и децентрализованную стратегию, когда самостоятельные подразделения крупной компании проводят гибкий маркетинг на рынке (модели Портера и Фомбрука).

4. Развитие организационной  культуры: общие цели, коллективные ценности, харизматические лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль сотрудников с помощью социальных средств. Ставится задача достичь «экстраординарных результатов через деятельность ординарных людей».

Высокая внутренняя организационная культура для некоторых компаний – ключ к успеху.

5. «Японизация»  методов управления персоналом, широко распространившаяся после  успеха крупнейших японских компаний («Sony», «Mitsubishi», «Toyota», «Nissan» и др.). Достигается за счет минимизации числа уровней управления, высокой организационной культуры, гибких форм организации труда, высокого качества продукции, преданности рабочих фирме и др.

6. Управление  персоналом – стратегическая  функция. Это направление предполагает  разработку кадровой стратегии, подбор персонала исходя из философии фирмы, вознаграждение с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание гармонии на рабочем месте, поощрение коллективных усилий, направленных на выживание компании.

7. Использование моделей управленческого выбора в работе с персоналом с учетом четырех главных аспектов: влияние работника и способы воздействия на него; процедура движения работника на фирме; системы вознаграждения; организация рабочего места. Модель успешно позволяет решить проблему выбора политики для максимизации вклада человека в успех фирмы.

Предложенные  направления в работе с персоналом заслуживают внимания, так как  концентрируют опыт работы успешных компаний и современные концепции  менеджмента. Однако условия функционирования российских и западных предприятий различны в части финансового состояния, оплаты труда персонала и внутрифирменной морали.

Президент школы  международного менеджмента Г. М. Озеров, имеющий опыт обучения нескольких тысяч  руководителей и специалистов, полагает, что управление персоналом должно базироваться на следующих принципах [38, с.46]:

1. Человек –  основа корпоративной культуры. Успешные предприятия уделяют  большое внимание персоналу; когда  людей ставят во главу перемен,  они становятся движущей силой этих перемен.

2. Менеджмент  для всех. Управление должно осуществляться  на трех уровнях: высшее руководство,  среднее руководство («команда»)  и нижнее звено («сотрудники»).

3. Эффективность  как критерий успеха организации,  заключающаяся в достижении целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли.

4. Взаимоотношения  как критерий успеха организации.  Возникающие проблемы из «мира  чувств» (психологические отношения,  коммуникации, ценности, мотивы) должны  быть приоритетными по сравнению с проблемами из «мира фактов» (техника, технология, организация). Принцип

«клиент прежде всего» более предпочтителен, чем  «иерархия прежде всего».

5. Качество как  критерий эффективности. Необходимо  работать с пятью взаимосвязанными  подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество продукта, качество сервиса и качество организации.

6. Команды как  критерий успеха организации.  Все работающие в организации  являются сотрудниками. Все они  члены социальной группы (команды). Все команды и отдельные сотрудники, входящие в команду, вносят вклад как в успех, так и в провалы организации.

7. Обучение –  ключ к развитию и переменам  и неотъемлемая часть жизненно  важного процесса продвижения  организации. Обучающие программы  должны обращаться к сердцам и умам сотрудников.

Данные принципы заслуживают пристального внимания, так как направлены на формирование корпоративной культуры и всестороннее развитие личности. В сочетании с  современной технологией и консалтингом они позволяют существенно повысить уровень управления персоналом.

Анализируя  изложенные выше концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом. Во многих публикациях отмечаются два  полюса роли человека в общественном производстве:

- человек как  ресурс производственной системы  (трудовой, людской, человеческий) – важный элемент процесса производства и управления;

- человек как  личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями – главный  субъект управления.

Другая часть  исследователей рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить две группы систем:

- экономические,  в которых главенствуют проблемы  производства, обмена, распределения  и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);

- социальные, в  которых главенствуют вопросы  отношений людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты  всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как  главная система, состоящая из неповторимых личностей.

Выделение их в  качестве отдельного вида организационных  систем не вполне корректно. Экономическая  и социальная система сами, безусловно, имеют принципы, внутреннюю структуру, иерархию, группы людей, функции, организацию труда и другие атрибуты организационной системы [12, с. 36].

Управление  персоналом – это специфическая  функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.

 

1.3  Методологические  аспекты системы управления персоналом

 

Управление  как воздействие на производственную деятельность людей, объединенных в рабочие группы, трудовые коллективы и другие социально-экономические системы, в современном менеджменте принято называть управлением персоналом.

На каждом предприятии система управления персоналом как часть общей социально-экономической системы состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема служит основным объектом управления: все производственные подразделения и функциональные службы со своим персоналом, обеспечивающие непосредственный процесс производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию потребителям. Управляющая подсистема как субъект управления включает работодатель или его представители - менеджеры, наделенные специальными руководящими полномочиями [48, с. 72].

Для эффективной  работы системы управления персоналом на предприятии с методологических позиций важными являются виды управленческих и трудовых отношений, в которые вступают работники в процессе деятельности. В современной теории и практике управления можно выделить несколько видов социально-трудовых и организационно-управленческих отношений.

Во-первых, между управляющей и управляемой системами, характеризующими двусторонние партнерские отношения субъекта и объекта управления, между руководителем и отдельными работниками.

Во-вторых, сложные внутренние отношения в самой управляющей системе, которые раскрывают существующие взаимосвязи между различными уровнями, звеньями и функциями управления.

В-третьих, внешние и внутренние отношения управления, между соответствующими управленческими подсистемами, связанные с макро- и микроэкономическими процессами.

В-четвертых, межличностные, межсистемные и смешанные отношения, определяемые по характеру и количеству носителей или участников в системе управления персоналом.

Информация о работе Управление персоналом предприятия торговли и пути его совершенствования