Управление персоналом в США, Японии и Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п.), вложили огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков

тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3-4стр



Глава 1.Системы управления персоналом в США…………...5-8стр
Система отбора……………………………………………….9-10стр
Система оплаты стимулирования........................................11-12стр
Система подготовки и повышения квалификации…….13-14стр



Глава 2. Японский стиль управления персоналом…………….15-21стр

2.1. Особенности оплаты труд……………………………………..22-23стр

2.2. Стимулирование трудовых усилий…………………………..24-26стр

2.3. Профессиональная переподготовка кадров………………..27-28стр

2.4. Использование японских методов управления…………....29-31стр



Глава 3. Европейская модель управления персоналом……….32-33стр

3.1. Системы мотивации персонала………………………………34-36стр



Заключение…………………………………………………………..37стр

Список используемой литературы………………………………38стр

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 107.02 Кб (Скачать документ)

Действительным экономическим  стимулом для работников крупных  японских предприятий является также  заранее оговоренная крупная  выплата пособий, выплачиваемых  при выходе на пенсию. Работнику  выплачивается либо оговоренная  сумма, либо сумма, эквивалентная заработанной им пенсии. Большинство крупных предприятий  выплачивает обе эти суммы  одновременно.

Единственным условием, дающим право  на получение таких выплат, является то, что работник должен проработать  на данном предприятии не менее 20-ти лет без перерыва. Общий размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования  работника.

В последнее время во многих странах  с рыночной экономикой функционируют  так называемые гарантийные фонды (или институты). Такие фонды стали  формироваться с конца 60-х годов (впервые в Бельгии) и в настоящее  время получили значительное развитие. Они берут на себя обязательства  неплатежеспособного предпринимателя  и призваны обеспечить покрытие всех или части исков работников, оставшихся непогашенными в связи с банкротством их предпринимателя. Указанные фонды  создаются государственными органами по труду, органами социального обеспечения, профсоюзами и организациями  предпринимателей.

В Японии такие фонды функционируют  на основе принципов социального  страхования за счет обязательных взносов  предпринимателей и субвенций государства. То есть финансирование гарантийных  фондов осуществляют совместно предприниматели  и государство.

Среди психологических стимулов можно  выделить следующие: непосредственное психологическое воздействие на работников; вовлечение их в различные  производственные движения; установление «человеческих отношений в промышленности»  и т.д.

К непосредственному психологическому воздействию на работников относится, например, ежедневное исполнение перед  началом работы всем персоналом предприятия  патриотического «гимна компании».

Наиболее известными производственными  движениями являются следующие: «движение  за повышение производительности труда», «движение за работу без брака», «движение контроля над качеством  продукции» и т.д.

Особое место в общей системе  психологического воздействия на наемный  персонал занимает система установления «человеческих отношений в промышленности», которая родилась в США в конце 30-х годов. В Японии эта система  стала внедряться с середины 50-х  годов. Ее цель сводится к тому, чтобы  продемонстрировать рядовым работникам их полное равноправие с руководящим  персоналом предприятия. Это метод  неформального делового общения  руководителей предприятия с  подчиненными: так называемый «метод похлопывания по плечу», когда руководитель компании ежедневно обходит различные  участки производства и обменивается с работниками короткими приветствиями  непосредственно на их рабочих местах.

Также есть метод «поздравления  работника с днем рождения», метод  «откровенных бесед в цехах», метод  «внесения предложений», цель которого - усилить в сознании рядовых работников чувство своей принадлежности к  предприятию и на этой основе добиться от них максимального повышения  производительности труда.

Стратегия японских предприятий следующая: «Делать все лучше, больше и быстрее  для процветания своего предприятия - значит делать жизнь лучше для  самого себя» - таков основной мотив  всей трудовой деятельности.10

 

 

 

2.3. Профессиональная   переподготовка  кадров

 

Обучение и подготовка персонала  в Японии, как правило, осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Одна из важных целей - выработка необходимых именно данной конкретной фирме разнообразных  навыков и способностей. Чтобы  работники могли выполнять широкий  круг производственных операций или  квалифицированно решать многие производственно-технические  и управленческие задачи, они должны хорошо знать всю производственно-техническую  систему своего предприятия, разбираться  в целом в используемых фирмой технологиях.

Профессионально-техническое обучение без отрыва от производства организуют специальные отделы, существующие в  каждой крупной компании. Непосредственное «наставничество» возложено на специально подготовленных инструкторов.

Осуществляя профессионально-техническое  обучение с отрывом от производства, большинство крупных японских компаний, наряду с использованием собственных  учебных центров и специалистов, прибегают также к помощи таких  специализированных неправительственных  организаций, как Японский центр  производительности  труда, Японская ассоциация эффективности производства, Японский центр экономических исследований и др.

Пример сочетания профессионально-технической  учебы с отрывом и без отрыва от производства показывает, в частности, компания «Фудзицу», являющаяся в Японии одним из крупнейших производителей телекоммуникационного и информационного оборудования. Будучи в целом приверженцем обучения без отрыва от производства, компания составляет и реализует образовательные программы, в которых обучению с отрывом от производства отводится важное место. Это такие программы, как программа обучения торговому делу, программа обучения компьютерной технологии, программа обучения иностранным языкам и др. Программы осуществляются преимущественно в процессе работы. Однако компанией используются как собственные, так и «посторонние» учебные заведения: Технический колледж «Фудзицу», Институт технического обучения «Фудзицу», Институт международных исследований и профессионально-технического обучения, Школу бизнеса при университете Кэйо, Институт системных и научных исследований при университете Васэда, Американскую школу юриспруденции, Японо-американский институт науки управления (Гаваи), Организацию японо-европейского обмена (Лондон) и др.

Должностное перемещение персонала  осуществляется посредством следующих  методов: ротация должностных функций; персональная оценка результатов труда  каждого работника; собеседования  с руководством предприятия; экзамен  на  служебное продвижение и занятие вакантной должности.

Ротация работ означает периодическую  передвижку работника от одной работы к другой, чтобы путем ознакомления на собственном опыте с деятельностью  различных участков расширить кругозор работника и развить его способности. Овладевание смежными профессиями стимулируется и материально. Система оплаты труда в зависимости от числа освоенных профессий на заводе холодильников компании "Мацусита дэнки" действует так: из 6-ти тарифных ставок 3 низшие предназначены для рабочих, имеющих одну профессию; 4-ая ставка – для освоивших две специальности; 5-я – три. По высшему "классу", 6-му, оплачивается труд рабочих, овладевших по меньшей мере пятью профессиями.

Метод персональной оценки результатов  труда работника предусматривает  накопление данных о характере, личных и деловых качествах, творческих способностях, результатах работы каждого  работника, необходимых для принятия решений о служебном продвижении. Для этого применяются специальные  формы-анкеты, которые содержат в  себе 4 информационных блока: способности, опыт работы, перспективы продвижения  по службе и пожелания работника.

Метод собеседования с руководством предприятия предусматривает подготовку работником письменного доклада, в  котором указываются итоги проделанной  работы и личные пожелания рабочего относительно вида работы.

Метод экзаменовки работника часто оказывается главным при принятии решения о должностном перемещении. Общим для всех предприятий является «железное правило», согласно которому повышается в должности только тот, кто сдал экзамен.

Система должностного перемещения  персонала, конечно, распространяется и на высшее управленческое звено, однако каких-либо обобщающих данных о служебной  карьере этого звена не существует. Однако общеизвестно, что управляющие, включая высших, являются в основном воспитанниками данной фирмы, прошедшими все или большинство ступеней внутрикорпоративной иерархии. Члены  правления в большинстве своем  возглавляют определенные участки  работы компании.

Также, следует отметить, что система  должностного перемещения персонала  строго объективна, защищена от скрытых  и откровенных проявлений произвола  со стороны начальства. Критерии о  должностном перемещении достаточно ясны и наглядны,  легко поддаются проверке. Даже уже только множество различных проверок и контроля снизит до минимума шансы недобросовестного, ленивого и безынициативного работника на серьезную карьеру.

Для сравнения можно сказать, что  в западных корпорациях продвижение, как правило, является результатом  чисто административного решения  руководства. Найм менеджеров осуществляется на рынке труда, менеджеры значительно чаще меняют

место работы. Среди членов правления  преобладают люди «со стороны», не отвечающие за руководство участками  деятельности корпорации.11

 

2.4. Использование  японских  методов управления персоналом  в других  странах

 

В этом разделе идет речь об использовании  японского метода за пределами Японии, то есть в совершенно иных социально-экономических условиях. Зарубежные предприятия, обращающиеся к японскому опыту,  формируют три группы: чисто-японские предприятия, совместные предприятия Японии и принимающей стороны и местные предприятия.

Чисто японские зарубежные предприятия  уже давно действуют во многих странах мира. Способствуя развитию своего производства за рубежом, японские компании взяли за правило переносить всю свою систему управления на зарубежные заводы. Нельзя упустить из вида такой момент, как насаждение организационного климата. Здесь такие основные элементы организации, как бригадные методы работы, строгая дисциплина и так называемое движение 5-С.

Движение 5-С включает следующие составные: 1) сэйри (порядок); 2) сэйтон (организованность); 3) сэйсо (уборка); 4)сэйкэцу (чистота); 5) сицукэ (дисциплина). Выполнение этих правил является предпосылками для производства высококачественной продукции на базе высокой производительности.

Почти все японские компании-эмигранты  пытаются организовать и усилить  движение 5-С на своих предприятиях. Японские предприятия за рубежом  прекрасно известны своей чистотой и дисциплиной.

Примеры эффективного внедрения японской системы управления на чисто японских зарубежных предприятиях приведены  профессором Йорского университета (г. Торонто) Чарльзом Макмилланом: зарубежное предприятие японской компании "Киото Сирэмик" в США в результате внедрения у себя японской системы управления персоналом достигло такой же высокой производительности, как на аналогичных предприятиях в самой Японии. Известная японская компания по производству застежек "молния" "Ёсида кабусики когё" (УКК), учредившая свое предприятие во Франции, внедрила японские методы управления и добилась сокращения среднего срока выполнения заказов с 8-10 дней до 24 часов. Компания "Мицубиси" на базе купленных ею в Австралии автомобилестроительных заводов "Крайслер Острэлиа" создала зарубежное предприятие "Мицубиси Острэлиа" и менее чем за три года, перенеся туда японские методы управления, сократила время производства одного автомобиля примерно в три раза, с 60 до 23 часов (при этом число занятых работников снизилось с 6,7 тыс. до 4 тыс. человек, а производительность труда возросла на 80%).

Однако, использование японских методов в других странах сталкивается с различными трудностями. Проведенные на предприятиях в США опросы менеджеров показали, что неясна с точки зрения местного персонала постановка цели; принятие важных решений руководством Японии; ограниченность продвижения по служебной лестнице для работников-неяпонцев; проведение бесчисленных совещаний, в которых принимают участие не имеющие непосредственного отношения к делу работники, в результате чего тратится время.

Весьма показательно всестороннее обследование 505 чисто японских компаний в США, проведенные Японской ассоциацией  по развитию торговли (ДЖЕТРО). Результаты обследования показали, что 71% компаний испытывают трудности в области  управления трудом и персоналом; 48% - ощущают большие различия в привычках, обычаях и образе мышления; 46% - жалуются на языковой барьер; 31% - недовольны обучением  персонала.

Далее рассмотрим совместные предприятия  Японии и принимающей страны. В  этом случае отдельные элементы японской методологии вкрапливаются в  привычную для местных кадров систему.

Например, совместное японо-американское предприятие по производству легковых автомобилей "New United Motor Manufacturing Inc." (NUMMI), созданное компаниями "Toyota" и "General Motors", преуспело. Вскоре после создания, производительность труда на этом предприятии в два раза превысила ее средний показатель для всех других заводов компании "General Motors". И это при фактически неизмененном оборудовании и с той же рабочей силой! Данный результат произошел в связи с широким применением таких элементов японского стиля управления персоналом, как группы совершенствования производства, гибкое комплектование бригад и выборность бригадиров, постоянный контроль над производственным процессом со стороны самих работников, выполнение ими нестандартных смежных операций и т. д. Любопытно, что и менеджеры этого предприятия (как японцы, так и американцы) значительную часть своего рабочего времени уделяют активному обмену информацией с рядовым персоналом. /9/

Успешное внедрение японской системы  на совместных предприятиях наблюдается  не только в США, но и в Европе и Азии. Однако, картина не всегда идиллична: рядом с успехами случаются  и более или менее серьезные  провалы. Такая судьба, например, постигла совместную британско-японскую компанию "Рэнк-Тошиба" по производству цветных телевизоров. Японская сторона деликатно объяснила это высоким курсом фунтов стерлингов, что затрудняло экспорт готовой продукции в другие страны Европейского сообщества. Однако существует и другое мнение, высказанное профессором университета Тюо М.Икэдом, изучавшим этот вопрос. По его мнению, "Тошиба", обладая всего 30% акций этого совместного предприятия, не смогла преодолеть сопротивление со стороны английского партнера и насадить там хотя бы некоторые приемы японского управления.

Информация о работе Управление персоналом в США, Японии и Европе