Управление внебюджетными формами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.................5
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов...............................................................................................................5
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран...........14
2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития...........................................................................................19
2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ, характеристика, источники
формирования..................................................................................................19
2.1.1 Пенсионный фонд России...............................................................19
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации.............24
2.1.3 Фонд обязательного медицинского страхования..........................27
2.2 Реформирование пенсионной системы РФ..............................................32
2.3 Основные направления реформирования системы внебюджетных
фондов России.................................................................................................41
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

Курс.внебюдж.фонды.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)


49

 

                                              Содержание:

 

Введение.................................................................................................................3

1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.................5

1.1 Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов...............................................................................................................5

1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран...........14

2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития...........................................................................................19

      2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ, характеристика, источники

      формирования..................................................................................................19

            2.1.1 Пенсионный фонд России...............................................................19

  2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации.............24

            2.1.3 Фонд обязательного медицинского страхования..........................27

     2.2 Реформирование пенсионной системы РФ..............................................32

     2.3 Основные направления реформирования системы внебюджетных

      фондов России.................................................................................................41

Заключение............................................................................................................47

Список литературы...............................................................................................49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.

Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Сегодня тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему.

В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов, а также основных направлений их реформирования.

Цель курсовой работы – изучение внебюджетных фондов как элемента государственных финансов, а также анализ современного состояния и перспектив развития внебюджетных фондов в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы автором решаются следующие задачи:

- изучение социально-экономической сущности и назначения внебюджетных фондов;

- рассмотрение специальных фондов в финансовой системе зарубежных стран;

- анализ системы социальных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- изучение процесса реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

          - определение основных направлений реформирования системы

          внебюджетных фондов Российской Федерации.

          Предметом данного исследования являются внебюджетные фонды как элемента государственных финансов.

          Объектом – социальные фонды зарубежных стран и система внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

 

 

 

1. Внебюджетные фонды как элемент государственных

финансов

2.1       Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов

 

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы – внебюджетных фондов.

Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджета определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. Сейчас используются оба способа. В соответствии с первым в составе бюджетов Российской Федерации вычленяются, например, земельные фонды.

Таким образом, внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. [2, стр.153].

Мнение авторов относительно определения внебюджетных фондов едины: внебюджетные фонды – это финансовые ресурсы, которые не включаются в государственный бюджет, имеющие целевое назначение и финансируемые для удовлетворения некоторых общественных потребностей.

Кроме того, авторы всех учебников едины во мнении, что внебюджетные фонды государства являются важным звеном финансовой системы и именно создание таких фондов позволит преодолеть остаточный принцип финансирования многих важных отраслей, таких как здравоохранение или пенсионная система.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:

                  влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

                  обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

                  оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

                  предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. [2, стр.164].

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

                  запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

                  денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

                  формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

                  страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

                  на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации»;

                  денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

                  расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правления фонда);

                  из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3303-1) [5, стр.120].

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п. [3, стр.236].

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушения правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством [3, стр. 283].

В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов.

Увеличение количества и объема внебюджетных фондов объясняется рядом причин:

          1. У органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

            2. Внебюджетные фонды, будучи автономными от бюджета, предназначаются для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства.

            3. Внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Информация о работе Управление внебюджетными формами