Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Введение.................................................................................................................3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.................5
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов...............................................................................................................5
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран...........14
2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития...........................................................................................19
2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ, характеристика, источники
формирования..................................................................................................19
2.1.1 Пенсионный фонд России...............................................................19
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации.............24
2.1.3 Фонд обязательного медицинского страхования..........................27
2.2 Реформирование пенсионной системы РФ..............................................32
2.3 Основные направления реформирования системы внебюджетных
фондов России.................................................................................................41
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49
С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты).
Новые нормативы распределения представлены в табл. 2. [13].
Распределение поступлений от специальных налоговых режимов с
Вид налоговых поступлений | Бюджетная система | Государственные внебюджетные фонды | |||||
региональные бюджеты | бюджеты муниципальных районов | бюджеты городских округов | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | |
УСН | 90 | - | - | - | 5 | 0,5 | 4,5 |
УСН-Патент | 100 | - | - | - | - | - | - |
УСН-min | 100 |
|
|
|
|
|
|
ЕНВД | - | 100 | 100 | - | - | - | - |
Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.
Относительно действующей системы государственного социального страхования, особенно в отношении размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пособий, очевидно, что в большей степени характерны принципы социального обеспечения. В большинстве видов социального страхования отсутствует дифференциация страховых взносов, что не позволяет повысить экономическую заинтересованность работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Внебюджетные социальные фонды часто выполняют несвойственные страхованию функции, выплачивая пособия по социальному вспомоществованию, компенсации и оплачивая другие нестраховые расходы.
Размеры страховых фондов по видам страхования определяются без достаточного обоснования. Отсутствует единая законодательная база системы государственного социального страхования. Вследствие этого при высоких страховых тарифах (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень социальных выплат явно недостаточен, а социальные страховые фонды постоянно испытывают финансовые затруднения.
Целью реформирования системы внебюджетных фондов является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств.
Реформирование системы социальных выплат должно осуществляться по двум приоритетным направлениям.
Во-первых, это установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решить проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроля за расходованием средств страховых фондов.
Во-вторых, изменение требования к предоставлению социальных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.
Очевидно, что предстоит реформировать систему страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании. При этом предусматривается ввести трехканальную схему поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет приходиться на работодателя, а меньшая – распределяться между работником и государством.
Соотношение между уплачиваемыми взносами намечается устанавливать в зависимости от вида страхования. Так, страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателей, а страхование минимальных гарантий неработающим гражданам – за счет бюджетных средств.
Существенным фактором совершенствования системы страховых взносов должна стать дифференциация тарифов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования. Эта величина обусловлена уровнем общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и других социальных и профессиональных рисков. Дифференциация тарифов будет побуждать работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, по профилактике и снижению заболеваемости работающих. Постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов по мере роста реальных доходов населения позволит повысить роль личных доходов в решении социальных проблем.
Важнейшей частью реформирования социального страхования является создание адекватной правовой базы и системы управления. Федеральный закон «Об основах государственного социального страхования в Российской Федерации» должен стать рамочным законом, на основе которого будут подготовлены и приняты федеральные законы по отдельным видам страхования. [6, стр. 81].
Сложность решения всех этих задач требует сохранения в переходный период за государством функции управления системой социального страхования. В отдельных видах обязательного социального страхования в ближайшие годы будет расширяться участие страховых организаций, имеющих лицензии и удовлетворяющих специальным требованиям, которые обеспечивают гарантии выполнения страховых обязательств. В более отдаленной перспективе ряд функций социального страхования будет осуществляться самоуправляемыми профессиональными объединениями работников и работодателей на отраслевом и региональном уровнях при сохранении за государством законодательных и контрольных функций.
При достижении устойчивого экономического роста, трансформации российской экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство смешанного типа социальное страхование наряду с государственными бюджетными гарантиями станет основой современной системы социальной защиты населения, сводя к минимальным показатели нищеты и малообеспеченности населения страны.
Заключение
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
Внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.
Внебюджетные фонды и прежде всего, фонды социального назначения
являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. К фондам социального назначения в Российской Федерации относятся:
1. Пенсионный фонд РФ (ПФ), созданный в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
2. Фонд социального страхования РФ (ФСС), созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
3. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС), созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Совершенствование пенсионной системы страны является одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства.
Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации
- достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;
- повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;
- формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Дальнейшее реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретённые в рамках государственной пенсионной системы, должны быть тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.
Реформирование системы внебюджетных фондов Российской Федерации означает процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняющая излишнюю полицентричность финансовой системы.
Целью реформирования системы внебюджетных фондов является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств.
Список использованной литературы:
1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
2. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник/Н.Ю.Борисенко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под. ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Мысляева И. М.Государственные и муниципальные финансы. – М.:Инфра-М,2007.
5. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ/Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003.
6. Роик В. Становление системы социального страхования в России: достигнутые рубежи, ключевые проблемы и пути их решения// Российский экономический журнал. – 2007. - № 1-2, 3.
7. Соловьев А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы// Экономист. – 2008. - № 12.
9. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
10. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб. пособие/ Под ред. Карчевкого. – М.: Вузовский учебник, 2009.
11. Чупрова, Е.В. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан / Е.Г. Чупрова. – Адвокат. - 2008.
12. Интернет – портал www.ru.wikipedia.org
13. Интернет – портал www.ruskuban.ru
14. Интернет – портал www.consultant.ru