Управление внебюджетными формами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.................5
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов...............................................................................................................5
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран...........14
2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития...........................................................................................19
2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ, характеристика, источники
формирования..................................................................................................19
2.1.1 Пенсионный фонд России...............................................................19
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации.............24
2.1.3 Фонд обязательного медицинского страхования..........................27
2.2 Реформирование пенсионной системы РФ..............................................32
2.3 Основные направления реформирования системы внебюджетных
фондов России.................................................................................................41
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

Курс.внебюдж.фонды.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

В связи с этим, а также учитывая последствия финансового кризиса 1998 г., не позволившие приступить к внедрению накопительных элементов финансирования государственных пенсий в намеченные  Программой сроки, за основу при подготовке пакета законов, обеспечивающих реализацию полномасштабной пенсионной реформы в Российской Федерации, был принят модифицированный вариант Программы, одобренный Правительством РФ 17.04.2001 г., реализация которого началась с 1 января 2002 г. и означала начало четвёртого этапа пенсионной реформы.

Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации согласно указанному варианту Программы в процессе её преобразования должна характеризоваться следующими основными чертами:

1. Введением новой формулы расчёта трудовой пенсии и формирование её из трёх частей: базовой, страховой и накопительной.

2. Снятием всех ограничений с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии.

3. Полным сохранением пенсионных прав всех категорий пенсионеров путём перерасчёта (конвертации) назначенной пенсии в эквивалентную сумму расчётного пенсионного капитала, обеспечивающего получение пенсии в установленном размере в течение всего периода её выплаты.

4. Обеспечением равных возможностей для различных возрастных групп работающих граждан.

5. Совершенствованием механизма индексации.

6. Развитием дополнительного пенсионного страхования путём стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных.

В результате реформирования современная система пенсионного обеспечения Российской Федерации состоит из следующих институтов:

1. Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы системы, обеспечивающая за счёт средств федерального бюджета предоставление:

- базовой части трудовых пенсий по старости, инвалидности, случаю потери кормильца;

- при выходе на трудовую пенсию по старост; либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

2. Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление:

- страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным, самозанятым работникам и инвалидам, а также страховой части пенсий иждивенцам умершего кормильца;

- обязательной профессиональной пенсии лицам, работавшим на рабочих местах с особыми условиями.

3. Дополнительное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая предоставление пенсий и регулярных доплат в дополнение к пенсиям по государственному и обязательному пенсионному страхованию за счёт:

- средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

- дополнительных страховых взносов работодателей, уплачиваемых в бюджет ПФР и т.д.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Базовая часть трудовой пенсии представляет собой фиксированную часть трудовой пенсии, размер которой зависит от вида пенсии, группы инвалидности и наличия иждивенцев.

Накопительная часть является дифференцированной частью трудовой пенсии, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтённых  в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.

Основными элементами новой пенсионной формулы для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются размер уплаченных страховых взносов и ожидаемый период выплаты пенсии.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счёт сумм единого социального налога, зачисляемого в бюджет ПФР.

Таким образом, часть платежей для финансирования трудовой пенсии носит исключительно налоговый,  т.е. индивидуально безвозмездный характер.

В условиях незавершённости намеченных преобразований в рамках проводимой налоговой реформы, направленной на стимулирование экономического роста, в том числе за счет снижения ставки единого социального налога началась модификация пенсионной модели – пятый этап пенсионной реформы.

При опережающем росте базовой части трудовой пенсии, не зависящей от результатов труда застрахованного лица, трудовые пенсии всё в большей степени становятся уравнительными и приобретают характер пособия по бедности, поскольку ориентированы на прожиточный минимум.

Сокращение уровня пенсий в системе обязательного пенсионного страхования предложено компенсировать посредством государственного стимулирования добровольного участия граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии. [2, стр. 135].

Новая модель реализуется с 01.10.2008 г. на основании Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и построена на следующих принципах:

- добровольность;

- государственное софинансирование;

- установление нижнего предела вложенных сумм для граждан и верхнего предела возможной поддержки со стороны государства;

- временное ограниченное действие механизма государственного софинансирования;

- повышенный объём государственного стимулирования более позднего выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста. [11, стр. 77].

Следует отметить, что в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации программой пенсионной реформы предусматривается поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий. В связи с этим можно сделать вывод, что успех преобразований во многом будет определяться качеством управления стратегическим пенсионным резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовых пенсий. [2, стр. 143].

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года — был отменен ЕСН, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС.

В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % были направлены в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы  уплачивались с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае если годовой заработок превышал 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимались, но и пенсионные права сверх этой суммы не формировались.

С 2011 года размер совокупных взносов возрос до 34,2  %, из которых 26 % составили отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система должна позволить существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составила не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). [14].

Таким образом, за последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический облик России и поставившие на повестку дня совершенно новые задачи, среди которых:

- социальные гарантии минимального обеспечения в старости;

- связь размера пенсии с размером оплаты труда работников путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;

- регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам, и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.

По сути дела на решение именно этих задач, выполнив обязательства перед пенсионерами по старому пенсионному законодательству, были направлены изменения в законодательстве, открывающие новые возможности для повышения пенсионных выплат.

Нововведения в пенсионной системе включали в себя задачи, которые предполагали решить основные проблемы старой пенсионной системы:

- достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;

- повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;

- формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

В настоящее время пенсионная система страны нуждается в дальнейшем реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объём средств, необходимых для выплаты пенсий, снизился до критического уровня, он не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Дальнейшее реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретённые в рамках государственной пенсионной системы, должны быть тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4       Основные направления реформирования системы внебюджетных фондов России

 

 

Реформа системы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов имеет давнюю историю. В 2009 году пройден очередной рубеж этой реформы – принят пакет законов, отменивших с 1 января 2010 года прежнюю систему в виде единого социального налога и вводящих новую систему в виде страховых платежей. Изменились также состав органов, контролирующих исполнение плательщиками своих обязанностей, и их полномочия.

С 1 января 2010 года прекратила действие гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Такое изменение в НК РФ внесено Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместо единого социального налога в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вводится новый порядок формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

На период до 1 января 2011 года установлен переходный период. Именно с указанной даты вводятся новые ставки страховых взносов. В 2010 году применялись ставки, которые предусматривались по ЕСН.

С 1 января 2011 года также изменился порядок распределения налоговых доходов, получаемых по специальным налоговым режимам. Суммы налогов по УСН и ЕНВД согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 56, 61.1, 61.2, 146) распределяются между региональными и муниципальными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

При этом в регионы и муниципалитеты суммы налогов по УСН и ЕНВД поступают по нормативу 90%. Оставшиеся 10% распределяются между бюджетами государственных внебюджетных фондов. Причем сумма минимального налога по УСН распределяется только между фондами.

Действующие нормативы распределения представлены в табл. 1. [13].

 

                                                                                                        Таблица 1

Распределение поступлений от специальных налоговых режимов, %

 

Вид налоговых поступлений

Бюджетная система

Государственные внебюджетные фонды

региональные бюджеты

бюджеты муниципальных районов

Бюджет городских округов

   ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

УСН

90

-

      -

      -

     5

      0,5

     4,5

УСН-Патент

90

-

      -

      -

     5

      0,5

     4,5

УСН-min

-

-

-

60

    20

        2

     18

ЕНВД

-

90

90

     -

     5

       0,5

     4,5

Информация о работе Управление внебюджетными формами