Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Введение.................................................................................................................3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.................5
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов...............................................................................................................5
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран...........14
2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития...........................................................................................19
2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ, характеристика, источники
формирования..................................................................................................19
2.1.1 Пенсионный фонд России...............................................................19
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации.............24
2.1.3 Фонд обязательного медицинского страхования..........................27
2.2 Реформирование пенсионной системы РФ..............................................32
2.3 Основные направления реформирования системы внебюджетных
фондов России.................................................................................................41
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49
Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. [12].
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
В основные задачи Пенсионного фонда входят:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.
Средства ПФР формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям – социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.
Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов Пенсионного страхования, к которым относятся:
работодатели – предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве (домашние работницы, личные секретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.);
частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.
Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. Отличительной чертой взаимоотношений пенсионного фонда и государственного бюджета является высокая доля собственных ресурсов и отказ от значительных сумм дотаций из централизованных источников. Специальные пенсионные взносы накапливаются в пенсионном фонде, не сливаясь с поступлениями и средствами, имеющими собственное функциональное назначение в рамках социального страхования. Пенсионный фонд России подотчетен Правительству Российской Федерации; информация о результатах деятельности пенсионного фонда ежегодно представляется на рассмотрение парламента страны.
Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках (в составе России), краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. К ним можно отнести, например, увеличение числа пенсионеров в результате стихийного бедствия, разовое повышение размера пенсий в связи с изменением цен и т.п.
Социально значимые функции ПФР:
назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
выдача сертификатов на получение материнского капитала;
выплата средств материнского капитала;
управление средствами пенсионной системы;
реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения пенсионный фонд осуществляет следующие функции:
участвует в определении размера взносов на государственное социальное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;
обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Средства пенсионного фонда концентрируются в его бюджете, имеющем источники формирования, перечисленные выше.
Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда [3, стр. 286].
Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 34 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. [12].
Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Функции ФСС РФ:
выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
оплата родовых сертификатов;
доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
доплата за диспансеризацию работающих граждан;
оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей).
Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.
Средства фонда образуются за счет:
страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
ассигнований из республиканского бюджета РФ;
прочих доходов.
Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются:
бюджетными учреждениями – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
всеми предприятиями и внебюджетными организациями – два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995 г. – один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере.
Средства фонда направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);