Управление внебюджетными формами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.................5
1.1 Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов...............................................................................................................5
1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран...........14
2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития...........................................................................................19
2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ, характеристика, источники
формирования..................................................................................................19
2.1.1 Пенсионный фонд России...............................................................19
2.1.2 Фонд социального страхования Российской Федерации.............24
2.1.3 Фонд обязательного медицинского страхования..........................27
2.2 Реформирование пенсионной системы РФ..............................................32
2.3 Основные направления реформирования системы внебюджетных
фондов России.................................................................................................41
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

Курс.внебюдж.фонды.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;

2) добровольные взносы физических и юридических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующим законодательными актами. [10, стр. 58].

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод – это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения, для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, исполняемыми федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов и РФ и органами местного самоуправления.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.

Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам [1, стр. 230].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран

 

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово – кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.

Специальные внебюджетные фонды – важное звено государственных финансов развитых стран. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой и представлены фондами национального страхования. К основным общенациональным фондам (системам) социального страхования и социального обеспечения относятся: страхование по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, по социальным пособиям (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям, другие), по безработице, страхование здоровья.

Доходы этих фондов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет средств федерального бюджета. Самыми значительными являются взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателями и индивидуальными предпринимателями, самозанятыми лицами. Расходуются средства этих фондов строго по целевому назначению.

В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно выросли (в 5-8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используются:

  1. страховые взносы застрахованных лиц;
  2. страховые взносы предпринимателей;
  3. субсидии и беспроцентные ссуды государства.

Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, весьма дифференцирован по странам.

Фонды социального страхования стали наиболее крупными внебюджетными фондами в развитых зарубежных странах стали. Хотя в некоторых странах они включены в государственный бюджет и являются целевыми бюджетными фондами.

Фонды социального страхования (ФСС) формируют ныне за счёт страховых взносов (по существу социальных налогов), оплачиваемых наёмными работниками, работодателями, индивидуальными предпринимателями, а также дотаций из государственного (федерального) бюджета, основной доход которых – налоговые поступления. Следовательно, население резервирует себе часть необходимого продукта на случай старости, инвалидности, потери кормильца.

Социальный налог взимают с наёмных работников или с предпринимателей в полном объёме либо распределяют между ними и работодателем в определённых долях.

Американские граждане платят в социальный единый фонд по старости, инвалидности и на случай потери кормильца социальный налог по ставке 15,3%, установленной в 1990 г. и действующей до настоящего времени без изменения. При этом ставку делят пополам: 7,65% для наёмных работников и 7,65% для работодателей. Одновременно закон устанавливает предельный размер заработка, облагаемого социальным налогом (в 2003 г. равен 87000 долл.).

Ставка социального налога в единый фонд социального страхования Германии составляет 19,1% ежемесячной заработной платы и, так же как и в США, взимается в половинном размере с наёмных работников и работодателей.

В Швеции этот налог взимают только с общей суммы фонда заработной платы у предпринимателя по ставке 37,5%.

Сумму социального налога США по ставке 15,3% распределяют следующим образом: по ставке 10,5% направляют в фонд социального страхования по старости, утрате кормильца; по ставке 1,88% - в фонд социального страхования инвалидности и 2,92% - в фонд медицинского страхования. [10, стр. 153].

Средства социальных фондов используется на:

      пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца;

      пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице;

      расходы по созданию и содержанию домов инвалидов, сумасшедших, реабилитационных центров и др.

Основная статья расхода социального фонда – выплата пенсий по старости, размер которых зависит преимущественно от величины оплаты труда и количества выплаченных страховых взносов. Расходы на пенсионное обеспечение составляют в европейских странах от 8 до 15% ВВП (Великобритания – 9,5%, Германия – 10,8 Франция – 11,8, Австрия – 14,8%). [10, стр. 166].

Различают несколько моделей системы пенсионного страхования:

1. Чисто государственная, размер пенсии, при которой устанавливают пропорционально оплате труда. Её применяют в относительно небольшом количестве стран – Италия, Бельгия, Португалия и др.

2. Государственно-частная, опирающаяся почти в равной пропорции на доходы государственного и частного секторов, причём частный сектор жестко контролируется государством. Она действует в США, Великобритании, Германии, Канаде и др. странах и более распространена. Эта модель предполагает деление доходов на распределительную и накопительную системы, причём первую формируют за счёт части взносов застрахованных, направляемых в фонд социального страхования, оставшуюся часть взносов пенсионеров перечисляют на собственный счёт, создавая ему определённые накопления.

3. Частная, при которой выплачивают нуждающимся пенсионерам частным сектором – крупными частными пенсионными фондами под контролем государства (Чили, Аргентина, Австралия).

В развитых странах пенсию, как правило, автоматически индексируют исходя из уровня стоимости жизни. Часто устанавливают законодательно минимальную пенсию.

Первая по значению статья расхода фондов социального страхования – пенсии по инвалидности в результате общего заболевания, которое продолжается не менее года или пожизненно, по случаю потери кормильца.

Вторая – пособие по временной нетрудоспособности Его уплата обычно обусловлена количеством выплаченных страховых взносов. Максимальная сумма пособия не превышает 4/5 зарплаты. При выплате данного пособия применяют так называемый период ожидания (разный по странам).

Нуждающимся престарелым инвалидам могут выплачивать дополнительные пособия на основе проверки доходов.

Помимо социального налога другой источник социальных фондов – дотация из государственного (федерального) бюджета. Однако этот источник невелик и не превышает 20% ресурсов фондов.

Социальные фонды находятся, как правило, в ведении центрального правительства. Однако во многих странах некоторые из этих фондов переданы в компетенцию местного (регионального) управления. Так, в США пенсионные фонды имеют штаты и местные органы, причём их размер достаточно велик.

Помимо социальных к специальным внебюджетным фондам в большинстве стран относятся и другие фонды, экономические, предназначенные для регулирования экономики, ее структурной перестройки, научно-исследовательские, используемые для финансовой поддержки научных исследований в приоритетных отраслях и сферах экономики, военно-политические фонды, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, прочие.

Таким образом, специальные внебюджетные фонды зарубежных стран представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Денежные средства специальных внебюджетных фондов и их имущество являются собственностью Правительства страны и территориальных органов власти. Эти фонды функционируют обособленно от соответствующих бюджетов, как самостоятельные финансово-кредитные учреждения. США – единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система внебюджетных фондов в РФ: современное состояние, перспективы развития

2.1 Социальные внебюджетные фонды РФ

 

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов.

К фондам социального назначения относятся:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФ).
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  3. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

Информация о работе Управление внебюджетными формами