Управление запасами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

В настоящее время мировой рынок мясной продукции является одним из наиболее динамично развивающихся: об этом свидетельствует практика российских и зарубежных компаний. Изменения, произошедшие в экономике России за последние десятилетия, ставят перед предприятиями мясоперерабатывающей отрасли задачу оптимального использования ресурсов и повышения эффективности их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие запасов

1.2. Классификация запасов

1.3. Основные системы управления запасами

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД «СТУПИНО-ОСТАНКИНО»

2.1. Организационно-экономическая характеристика

2.2. Анализ динамики и структуры запасов ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино»

2.3. Показатели эффективности использования запасов

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

3.1 Проблемы сезонности в пищевой промышленности

3.2 Расчет зонной волны уровня оборотных активов ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1 - Классификация запасов

Приложение 2 - Бухгалтерская отчетность ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино»

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Производ. мен.doc

— 508.50 Кб (Скачать документ)

Расходы на управление запасами могут составлять до 50% в общей структуре затрат на логистику/3 c. 46/.

В настоящее время в экономической литературе рассматриваются две системы управления материальными запасами:

– модель с фиксированным объемом, которую часто называют оптимальный размер закупки (ОРЗ), или объемом экономичного заказа (EOQ);

– модель с фиксированным периодом, которую называют также моделью периодического контроля, периодической моделью, или Р-моделью.

Основное различие их состоит в том, что:

– во-первых, объем заказа является постоянной величиной у ОРЗ, т. е. каждый раз заказывается одинаковый объем материалов, сырья и т. д. А у Р-модели эта величина является переменной;

– во-вторых, момент размещения заказа у Р-модели происходит, когда истекает заранее определенный фиксированный период времени, а у ОРЗ, когда уровень запаса снижается до точки заказа;

– в-третьих, учет запасов ведется у ОРЗ каждый раз, когда производится поступление или убытие материала со склада, а у Р-модели, когда наступает контрольное время;

- в-четвертых, ОРЗ в основном используется для дорогостоящих материалов, потому эта модель дает существенную экономию денежных средств.

ОРЗ — это величина партии у которой затраты на выполнение заказов и поддержание запасов на складе в течение определенного периода (например, года) минимальные. Однако надо отметить, что определение ОРЗ не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно, при значительном колебании спроса и нестабильных ценах /4 c. 84/.

Различают две основные модели систем управления запасами: с фиксированным объемом и с фиксированным периодом.

Модель с фиксированным объемом заказа используют для управления запасами дорогостоящих и критических (важных для производственного процесса) материалов. В этом случае очередной заказ на поставку делают, когда запас материала снижается до определенного уровня, а поэтому величина заказа зависит от скорости потребления материала.

Принцип действия систем с фиксирован­ным объемом заказа основан на определении конкретного времени, когда нужно размещать заказ, соответствующий определенному уровню запаса (точке возобновления заказа) - R (R"), а также размера этого заказа - Q (Q")- Точка возобновления заказа - это некоторый количественный уровень материала, по достижении которого размещается новый объем заказа.

Графически модель имеет следующий вид (рис.1.2):

Рис. 1.2 - Модель системы с фиксированным объемом заказа

Основная модель системы с фиксированным объемом заказа имеет следующие допущения:

– спрос на материал постоянен и равномерно распределен во времени;

– время выполнения заказа неизменно;

– стоимость материала постоянна;

– заказанная партия доставляется одновременно;

– затраты на размещение заказа и пусконаладочные работы постоянны;

– ресурсы, необходимые для закупок любого количества материала, не ограничены.

Текущий запас материала, как показано на рис.1.2, изменяется в соответствии с темпами потребления. При его снижении до уровня R размещается повторный заказ Q. Заказ исполняется за период времени MN, который в данной модели остается неизменным.

Перед разработкой модели управления запасами определяют функциональную взаимосвязь между затратами, связанными с созданием и поддержанием запасов. Она выражается следующим уравнением, что графически представлено на рис. 1.3.

Рис. 1.3 – Зависимость издержек, связанных с созданием запаса, и оптимальный размер заказа

Рассмотренная модель предполагает, что заказанное количество изделий будет получено одной партией и запас будет пополнен единовременно. Однако зачастую изготовление изде­лий, составляющих материальный запас, и использование их для производственных потребностей происходят одновременно. Таким образом, одна часть производственной системы выполняет функцию поставщика для другой части, которая выступает в роли потребителя. Подобная ситуация возникает также, когда компании переходят к долговременным соглашениям с поставщиками. В соответствии с этими соглашениями единый заказ может охватывать потребность в изделиях и материалах, рассчитанную на год, квартал, а поставщик выполняет свои поставки еженедельно, ежемесячно.

Таким образом, в современных условиях эффективное управление материальными запасами предприятия становится важным стратегическим фактором его развития. Уровень запасов должен быть качественно спланирован, чтобы сбалансировать стоимость хранения запасов и оформления заказов, время их исполнения и подготовки оборудования, а также поддержания достаточного уровня обслуживания потребителей. Успешное управление запасами требует непрерывного мониторинга использования запасов, точной информации о спросе и сроках исполнения, объективной оценки расходов, связанных с запасами, и системы приоритетов для классификации предметов запаса и для распределения действий по управлению запасами. Особое значение при этом приобретают информационные системы управления запасами, позволяющие сократить трудоемкость расчетов и повысить оперативность управленческих решений.

 

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД «СТУПИНО-ОСТАНКИНО»

2.1. Организационно-экономическая характеристика

ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, может открывать счета в кредитных организациях.

Адрес местонахождения предприятия: Москва Московская обл., г. Ступино, ул. Мясницкая, вл.2.

Главным отличием рассматриваемого предприятия от других является использование только отечественного экологически чистого мясного сырья, доставляемого собственным автотранспортом из разных областей.

Отличительной особенностью комбината является его приверженность к традиционным российским технологиям и ГОСТам, несмотря на возросшую конкуренцию, неблагоприятные экономические условия и повальное увлечение импортными пищевыми добавками.

650 работников комбината производят за год 9 тысяч тонн продукции. Штат компании периодически увеличивается. Заметное увеличение количества работников произошло после введения в производство рыбного цеха в 2000 году.

Сегодняшнее ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» – это почти 9,5 тысяч квадратных метров производственных площадей, 10 цехов, 17 фирменных магазинов в Москве и Подмосковье.

Традиции предприятия, высокий профессионализм кадрового состава, прогрессивные технологии позволяют коллективу с уверенностью смотреть в будущее. За прошедшие 2 года коллектив увеличил объем производства на 70 %. Это второе в Москве и Московской области предприятие по объему перерабатываемого живого скота.

Оснащенность предприятия современным оборудованием ведущих фирм по производству оборудования «Кремер + Гребе», «Поликлип», «Штефан», «Рюле», «Фемаг» позволила в значительной степени расширить ассортимент и улучшить качество выпускаемой продукции.

Покупатели: более 400 торговых предприятий Москвы и Московской области. Среди них - «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой континент», «Новоарбатский», «Юникор», «Московский», рестораны «Метрополь», «011» и др.

В связи с ростом благосостояния в стране многие российские граждане предпочитают различные виды мясных изделий.

Описание деятельности: сегодня в ассортименте – 224 вида изделий. Колбасы вареные, копченые, сырокопченые, полукопченые – сервелат; колбасы ливерные, паштеты, зельц; сосиски, сардельки; полуфабрикаты: набор для бульона, рагу, вырезки, антрекот, бефстроганов, азу, гуляш, мясо для шашлыка, шницель, эскалоп, фарш, котлеты (в том числе овощные) биточки, пельмени, птица, изделия из птицы; копчености: буженина, карбонад, шейка, балык, филей, грудинка, корейка, ветчина, шпик; а также множество рыбных изделий; постных продуктов; свежего мяса, языков, фарша и др.

Реализация: в Москве, Ярославле, Владимире, Иванове, Сергиевом Посаде и других городах Московской области.

Огромная коллекция медалей золотого и серебряного достоинств самых престижных областных, федеральных и международных выставок доказывает высокое качество производимой продукции.

Основные конкуренты: «Микоян», «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», ОАО «Ногинский мясокомбинат», ОАО «Дмитровский мясокомбинат», «Клинский мясокомбинат», ООО «Мортадель».

Предприятие работает рентабельно и устойчиво все последние годы, даже в самые невыгодные для российского производителя периоды.

Миссией ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» является достойное служение обществу путем удовлетворения его потребности в мясных изделиях на территории города Москвы, дальнейшее развитие розничной торговли в среднем сегменте потребительских товаров, и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудников фирмы, а также создания достойной жизни и условий деятельности собственного персонала.

В табл. 2.1 представлен отчет о прибылях и убытках ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино».

Таблица 2.1 - Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» за период с 2008 по 2010гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2008

2009

2010

Объем продаж

468772

477513

495326

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

404023

429765

433666

Валовая прибыль

64740

47740

81880

Операционные расходы

 

 

 

Операционная прибыль (убыток)

34643

8180

16550

Другие прибыли и убытки

 

 

 

Чрезвычайные прибыли и убытки

 

 

 

Текущая (налогооблагаемая) прибыль

14693

1763

7860

Налог на прибыль

2571

1763

1886

Чистая прибыль

12122

-

5974

 

Отчет о прибылях и убытках не отражает реальные движения денежных потоков. Он позволяет оценить финансовые результаты деятельности организации за средне-производственный коммерческий цикл. В объеме продаж должна указываться сумма по факту отгрузки. Это выручка от реализации. Наибольший объем валовой прибыли приходится на 2010 год – 81880.000 руб. Улучшение этого состояния будет объясняться в дальнейшем. Нераспределенной прибыли на предприятии не бывает, т.к. сегментируются капитальные затраты. На их предприятии вся нераспределенная прибыль инвестируется в производство.

Наиболее важные моменты, произошедшие за период анализа:

1. В 2009 г. была принята и переработана 4891 тонна скота, а в 2010 – 5791 т.

2. В 2009 г. скот принимался из 32 районов РФ, а в 2010 – из 37 районов РФ.

3. В 2009 г. мясокомбинат имеет в своей структуре два производства – убой скота и производство колбасных изделий. В 2010 г. вводит в строй новый цех по производству полуфабрикатов.

Динамика актива ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» представлена на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1- Динамика актива ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино»

Рост актива баланса ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» с 311678 тыс. руб. до 473619 тыс. руб. можно оценить положительно.

 

 

 

Динамика чистой прибыли и объема продаж ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» представлена на рис.2.2.

Рис. 2.2 - Динамика чистой прибыли и объема продаж ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино»

Из рис. 2.2 видно, что величина чистой прибыли ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» в 2009 г. составляла 0, что можно связать с падением платежеспособного спроса в виду мирового финансового кризиса, а в 2010 г. наблюдается восстановление спроса на продукцию, чистая прибыль установилась на уровне 5974 тыс. руб.

 

2.2. Анализ динамики и структуры запасов ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино»

Наибольший удельный вес в структуре потребляемых сырья и материалов ЗАО «Мясоперерабатывающий завод «Ступино-Останкино» занимает сельскохозяйственная продукция – более 60%. Поэтому будет целесообразным проанализировать состояние закупочной работы именно по этой группе.

В табл. 2.2. представленные данные о структуре и динамике объемов закупки сельскохозяйственной продукции.


Таблица 2.2 – Данные о структуре и динамике объемов закупки сельскохозяйственной продукции

Информация о работе Управление запасами предприятия