Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе управления знаниями в ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» и выработке мероприятий по ее совершенствованию.
Введение 3
1.1. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации 5
1.2. Классификация управления знаниями 9
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» 17
2.1 Характеристика предприятия ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» 17
2.3 Трудовые ресурсы ООО « ВИПАВТОЦЕНТР» и их квалификация 20
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» 26
3.1 Повышения квалификации сотрудников в ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» 26
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Содержание
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что знания – это такой же актив, как финансы, отношения с клиентами или бренд. Любая компания обладает и управляет ими, различие лишь в том, насколько это управление осознанно.
Сегодня невозможно представить по-настоящему эффективную организацию, не занимающуюся в той или иной мере управлением знаниями. Успешный опыт в этой области демонстрируют совершенно разные компании: Microsoft, Газпром, РАО ЕЭС, British Petroleum, Северсталь, McKinsey & Company и многие другие.
Управление знаниями не ограничивается их накоплением внутри компании - оно направлено на распространение знаний среди сотрудников и постоянное их использование. Как заметил Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».
Объектом исследования данной работы является ООО «ВИПАВТОЦЕНТР». Продукция ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» по качеству не уступает лучшим образцам как российского, так и зарубежного автомобильного рынка.
Техническая политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование технологических процессов повышения качества продукции. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и обучение, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Предметом исследования курсовой работы является система управления знаниями кадров.
Задачи – проанализировать систему знаний кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии.
Таким образом, цель данной работы состоит в анализе управления знаниями в ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» и выработке мероприятий по ее совершенствованию.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе
описаны теоретические аспекты
Во второй главе описан анализ деятельности ООО «ВИПАВТОЦЕНТР», дана его краткая характеристика, рассмотрены экономические показатели.
В третьей описаны основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики с целью улучшения системы знаний в ООО «ВИПАВТОЦЕНТР» .
Не секрет, что человеческое общество в лице США, Японии, стран ЕС вступило в постиндустриальную, или информационную, эпоху, когда основное внимание уделяется сфере услуг и коммуникаций. Сегодня всё чаще говорят о четвертичном, или информационном, секторе экономики, потому что главенствующие позиции в жизни людей теперь занимают процессы обмена, обработки и хранения информации. Как пишет В.Л. Иноземцев: "Наука и знания стали непосредственной производительной силой, их носители - олицетворением высшей власти, существующей в обществе, а ценности, связанные с образованностью и интеллектуальной деятельностью, - непререкаемыми свидетельствами человеческого достоинства".
Процесс информатизации нашей жизни в силу всеобъемлющего своего характера сказался на существующих методах организационного управления. Относительно недавно, в 70-80 - е годы прошлого века, с внедрением различного рода компьютерных сетей и нового программного обеспечения у фирм появилась возможность управлять информационными системами. Сразу же заговорили об информационном менеджменте. В начале 90-х гг. XX в. перед менеджерами фирм встали новые проблемы (рис.1), которые информационный менеджмент не в состоянии был решить. Возникла концепция управления знаниями (knowledge management - буквально "менеджмент знаний"). Попробуем разобраться в том, что же стоит за этим понятием и как оно трактуется зарубежными и отечественными специалистами.
Определяющим стратегическим аспектом на сегодняшний день становится эффективность располагаемой информации. Сущность этого понятия можно наглядно проиллюстрировать на примере так называемой "лестницы знаний", которая приводится в книге профессора Клауса Норта (рис. 2).
Рис.1 . Основные вопросы, поставленные перед фирмами информационным обществом
Из рисунка видно, что основой всего являются символы, определённые знаки. Рассмотрим следующий пример. Допустим, у нас есть четыре таких знака: "1" , "7", "0" и ",". Добавляя к символам соответствующий синтаксис (структуру их согласования), получаем данные. В теории менеджмента данные рассматриваются как некие факты, сигналы о состоянии внутренней и внешней среды. Допустим, сигнал записан символами "1,70". Если придать полученным данным конкретное значение, то получим информацию: "Курс валют $1 = DM 1,70". Информация в контексте становится знанием ситуации на валютном рынке. Информация становится знанием в том случае, когда она не только несёт значимый контекст и сообщает, что произошло, но и говорит, почему это произошло, помогая тем самым принять правильное решение.
В результате применения
знаний мы получаем работу, то есть труд
работника фирмы (например по прогнозированию
рынка валют в ближайшем
Четыре ключевых термина: "данные", "информация", "знания" и "работа" являются неотъемлемыми составляющими понятия эффективность информации, в которое мы вкладываем представления о правильности и результативности принимаемых нами решений. Решения же основываются на знаниях, опирающихся, в свою очередь, на ту или иную информацию. То, насколько оперативно мы умеем добывать, находить, получать интересующую нас информацию, и есть, собственно, информационный менеджмент. Вдобавок информацию нужно надёжно хранить, поддерживать в актуальном состоянии и предоставлять пользователям в нужном виде и в нужное время. Насколько люди умеют правильно анализировать полученную информацию и принимать на её основе грамотные управленческие решения, совершать верные действия - прерогатива менеджмента знаний.
Что такое knowledge management? Константин Черников [3], например, ссылается на определение, данное в 1996 году "Американским советом продуктивности и качества", которым к управлению знаниями относятся следующие виды деятельности:
- выработка
общей стратегии бизнеса;
- распространение передового опыта;
- обучение персонала;
- получение знаний о клиентах;
- управление интеллектуальными ресурсами;
- инновации.
Рис. 2. "Лестница знаний"
Данное определение, по нашему мнению, не может претендовать на полноту и правильность, так как просто перечисляет те аспекты организационного управления, с которыми knowledge management теснее связан.
Стоунхауз связывает понятие knowledge management с рядом процессов:
- генерирование
знаний - обучение сотрудников
- формализация знаний - разработка правил,
принципов и методов;
- хранение знаний - определение подходящего
способа хранения, который допускает в
последующем внедрять знания внутри фирмы;
- диффузия знаний - распространение знаний
внутри организации и ограничение его
за пределами предприятия;
- координация и контроль знаний - важно
удостовериться в том, что организационные
знания созвучно применяются и не противоречат
друг другу.
Эффективность этих взаимообусловленных процессов зависит непосредственно от организационной культуры, организационной структуры предприятия, его инфраструктуры и коммуникационных связей.
Профессор К. Норт даёт похожее определение Wissensmanagement (отметим, что в немецком языке на сегодняшний день устоявшимся является именно это понятие, что буквально соответствует русскому варианту "управление знаниями"), выделяя составляющие:
- обеспечение знаниями - важно убедиться,
что для развития предприятия и расширения
его деятельности имеются все необходимые
знания;
- применение знаний - гарантирование того,
что знание применяется внутри или вне
организации, причём именно там, где оно
особенно актуально;
- передача знаний - проверка того, что
знания везде используются оптимально
(если нет, то их потоки следует направить
иначе);
- усвояемость знаний - гарантия того, что организация целиком и каждый отдельный её сотрудник обучаемы;
- совершенствование знаний - актуализация и расширение знаний; "забывание" устаревших знаний.
Менеджмент знаний ставит главной целью оптимальное использование такого ресурса, как знания, в разработке и создании новых продуктов, процессов и сфер деятельности. В частности, К. Норт приводит схему, отражающую различия между знаниями и капиталом (рис. 3).
Анализ схемы наглядно показывает преимущества знания перед капиталом как ресурса. Особенно обращает на себя внимание уникальное свойство знания приумножаться, используясь. Подобным свойством не обладает ни один другой ресурс, используемый организацией.
Рис. 3. Различия между знаниями и капиталом
Итак, в основе knowledge management лежит качественно ещё более сложный термин - "организационные знания". Под организационными знаниями понимаются, как минимум, три категории знаний: know-how, know-why и know-what. Так, Санчез характеризует их, соответственно, как практические знания, теоретические знания и стратегические знания; Уайтхилл говорит о привычных знаниях, научных знаниях и зашифрованных знаниях. В исходном многообразии точек зрения подчас трудно выбрать ту, которая полнее всех отражает суть изучаемого явления. Получается, что каждый исследователь придумывает своё определение для вроде бы уже объяснённых вещей, считая, что его трактовка единственно верная и что лишь она одна имеет право на существование. На деле же всё это только запутывает человека несведущего, голова которого идёт кругом от различных толкований одного и того же понятия. Мы полагаем, что в данном случае термины не принципиальны. Просто из-за относительной новизны дефиниции этих понятий ещё не успели окончательно закрепиться в научной литературе.
Среди специалистов в области управления знаниями существует общепризнанное деление таковых на явные (открытые) и неявные (скрытые). Неявные знания существуют индивидуально внутри каждого в виде "я знаю как" - это привычки, шаблоны поведения, образ мышления и интуиция (то, что мы знаем и ощущаем, порой на подсознательном уровне, но не можем выразить). Неявные знания очень часто сложно изложить документально и высказать традиционным способом. Компании, быть может, ничего не знают об этих знаниях, но работники ими обладают.
Явные знания - это накопленный людьми жизненный опыт, который может быть выделен и представлен в форме отчётов, анализов, руководств, указаний, практических рекомендаций к действиям или в виде определённых кодов. Подобные знания могут быть открыты для коллективного доступа в библиотеках документов, пользуясь которыми, другие люди могут превратить их снова в собственные неявные знания (сделав их частью бессознательного). Об открытых знаниях компании известно, что они у неё наверняка есть, точнее, есть у её сотрудников.
B связи с
этой классификацией приведём
определение управления знаниям
Все процессы управления знаниями основаны на использовании персонального компьютера и программного обеспечения. Для создания простейшей базы знаний достаточно ввести в компьютер личные данные каждого сотрудника организации. В результате получится электронная картотека, отражающая принципиальную информацию по каждому работнику, которая должна быть доступна как руководству фирмы, так и всем сотрудникам. К. Черников называет её справочником "Кто что знает и умеет".
Следующим этапом может быть создание "карты знаний" или "дерева знаний", то есть электронного справочника всех баз данных компании с указанием содержащейся в них информации (подобную вещь разработал в своё время рядовой сотрудник, программист компании American Express).
Как нам понять, какие знания сотрудника организации важны для её деятельности, а какие - нет? Как мы узнаем, какими знаниями, в том числе вытесненными, сотрудник обладает в принципе? Мы лишь можем догадываться о его эрудированности, начитанности, профессиональной компетенции. Полной же информации о том, что знает человек, у нас нет. Невольно появляется отсылка к психоанализу. Меж тем поле knowledge management иное, нежели изучение проблем подсознательного. Его задача - эффективно использовать имеющиеся и получать новые знания, делать их доступными для всех сотрудников, находить этим знаниям должное и своевременное применение.
Информация о работе Управление знаниями на предприятии ООО « ВИПАВТОЦЕНТР»