Влияние стиля руководства на управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
I.Теоретические аспекты влияния стиля руководства на
управление персоналом………………………………………………….6
1.Стиль руководства: сущность, основные подходы, факторы,
определяющие стиль руководства……………………………………..6
2.Стили руководства …………………………………………………..11
2.1 Модель Курта Левина ……………………………………………..11
2.2 Теории Р.Лайкерта и Д.Макгрегора ……………………………..17
2.3 Теория стилей Р.Блейка и Дж. Моутон …………………………..21
2.4 Ситуационный подход к стилям руководства …………………...24
2.5 Влияние стиля руководства на эффективность труда …………...32
II. Определение стиля руководства в ООО «Энергия Плюс»………...35
Заключение………………………………………………………………..40
Список используемой литературы……………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИЧОК.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Авторитарный  руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута вся деловая  информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тон неприветливый.

     Такой стиль в сочетании с особыми  чертами характера приводит к  нетерпимости к любым возражениям  и предложениям подчиненных, которые  расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства и проявлению грубости в общении с подчиненными.8

     Рассматривая  ситуации проявления авторитарного  стиля управления на практике, можно  обнаружить две крайности. Авторитарный стиль, реализуемый руководителем  в режиме собственных ощущений, можно описать с помощью метафор: «Я - командующий» или «Я - отец»9

     При позиции «Я - командующий» властная дистанция очень велика и в  организации усиливается роль процедур и правил.

     При позиции «Я – отец» сильная  концентрация власти в руках руководителя сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о своих подчиненных и ощущение ответственности за условия их существования, настоящее и будущее.

     Авторитарный  стиль руководства создает напряженность  в коллективе, когда повышается квалификационный уровень работников и возникает их стремление к самостоятельности.

     Авторитарный  стиль неизбежен в ситуациях, близких к экстремальным и  кризисным, а также оправдан в  коллективах с неразвитыми материальными  и высшими потребностями.

     Демократический стиль руководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе с необходимыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных решений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение других.

     Характерные черты демократического стиля:

    • не монополизируется информация, она максимально открыта и доступна всем членам коллектива;
    • инструкции выдаются в форме советов;
    • предоставляется возможность подчиненным самим выбирать наилучший способ решения возникающих проблем;
    • руководитель остается доступным для дискуссий, обсуждений предложений и консультаций;
    • позиция руководителя – внутри коллектива;
    • оценка носит объективный характер;
    • побуждение в сотрудниках чувства собственного достоинства;
    • способствование повышению инициативы, активности и самостоятельности;
    • товарищеский тон.

     Руководители  демократического стиля хотя и пользуются формальной властью, но серьезные административные наказания применяют редко, практикуют замечания и порицания в конструктивной  и неоскорбительной форме.

     Демократический стиль имеет своей главной  чертой наличие постоянного контакта с людьми, поощрение самостоятельности.

     При этом стиле руководства отсутствует  агрессивность в отношениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

     Однако  немало ситуаций, когда ориентированный  на человека демократический стиль  не приводит к росту удовлетворенности. Например, в ситуациях, когда исполнители действуют на уровне более низких потребностей. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие.

     Демократический стиль на практике может реализовываться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных».

     Вариант «равный среди равных» - это стиль  отношений между сотрудниками, когда  необходимые обязанности по координации  действий в организации выполняет кто-то из сотрудников при отсутствии должности руководителя (директора, начальника отдела, заведующего лабораторией и т.д.).

     Вариант «первый среди равных» - реализуется  в организациях, где доминирует культура деятельности и отношений. В этом случае руководитель признает профессионализм подчиненных, их право на автономию и видит задачу в основном в координации деятельности подчиненных.

     Высокая степень удовлетворенности, как  правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Но она, как и высокий моральный дух, не всегда увеличивает производительность. Низкая текучесть кадров необязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.

     Либеральный стиль руководства предполагает такую позицию, при которой каждый сотрудник вносит свой творческий вклад в решение общей задачи. Такие руководители полагаются на своих подчиненных, предоставляя им возможность устанавливать свои собственные цели и способы их достижения. В крайнем случае достигается соглашение о конечной цели деятельности и ограничениях, в рамках которых необходимо их достичь. И если такое соглашение руководителя с подчиненными по обоим направлениям (целям и ограничениям) достигнуто, руководитель разрешает им принимать решения самостоятельно и только изредка контролирует их действия. Руководитель либерального стиля понимает свою задачу в том, чтобы облегчить работу своих подчиненных путем предоставления им необходимой информации и действовать главным образом в качестве посредника с внешним окружением.

     Данный  стиль руководства эффективен в коллективах работников с высоким уровнем знаний, умений, навыков, с потребностями в независимости, в творчестве, и в большей степени свойственен научным и проектным организациям. В то же время свидетельствует о нечеткости в определении целей и ее роли в производственном процессе.

     Негативные  последствия либерального стиля  руководства проявляются:

    • в слабом закреплении обязанностей и ответственности;
    • в полном согласии с мнением подчиненных;
    • в панибратских отношениях с ними;
    • в непредсказуемых ситуациях и конфликтах во внутриколлективных отношениях;
    • в состоянии неуверенности и отсутствии целеустремленности работников.

     Негативное  проявление либерального стиля проистекает  не из стремления способствовать большей  самостоятельности подчиненных, а скорее из недостаточной способности руководителя ставить четкие уели, давать четкие указания, поощрять за заслуги и делать замечания.

     Любой стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных  только при соблюдении следующих  двух условий:

    • если он приводит к повышению производительности;
  • если высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности. Люди испытывают удовлетворенность благодаря высокой результативности, которая вознаграждается.10 
     
     

2.2.Теории  Р.Лайкерта и Д.Макгрегора

      Стили руководства по Ренсису Лайкерту, различающиеся степенью авторитарности:

  • эксплуататорско – авторитарный (выраженные характеристики автократа);
  • благожелательно – авторитарный (с подчиненными поддерживаются авторитарные отношения, но они допускаются участвовать в принятии решений, хотя и ограниченно);
  • консультативно – демократический (умеренное участие руководителя в делах подчиненных, руководитель проявляет значительное, но неполное доверие к подчиненным, имеется двустороннее общение и значительная степень консультативных контактов между руководителем и подчиненными);
  • основанный на участии в групповом управлении (максимальное участие сотрудников в управлении).

     Самые эффективные руководители особое внимание уделяют прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и созданию отношений, основанных на взаимопомощи.

     Стили руководства по Дугласу МакГрегору (теории Х и Y):

  • мнения автократичного руководителя о подчиненных – теория Х (среднему человеку присуща неприязнь к работе и желание избежать ее; людей необходимо постоянно контролировать и принуждать наказаниями к работе; работник сам предпочитает контроль над собой, избегает ответственности, имеет малое честолюбие, стремится к обеспечению своей безопасности);
  • мнения демократичного руководителя о подчиненных – теория Y (работа может быть источником удовлетворения или наказания; внешний контроль должен сочетаться с самоуправлением и самоконтролем; самореализация является самой значительной наградой для инициативного работника; потенциал среднего человека неисчерпаем и т.д.).11

     Двухмерная  трактовка стилей руководства. Поведение  руководителя можно классифицировать по двум параметрам:

  • по степени внимания к формированию структуры деятельности руководитель:
    • распределяет роли между подчиненными;
    • расписывает задания и объясняет требования к их выполнению;
    • планирует и составляет графики работ;
    • разрабатывает подходы к выполнению работ;
    • беспокоится о выполнении задания;
    • по степени внимания к подчиненным руководитель:
      • участвует в двустороннем общении;
      • допускает участие подчиненных в принятии решений;
      • общается в одобрительной и неугрожающей манере;
      • дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой.

     Существует  еще достаточно много теорий и  подходов к определению стилей руководства. Проявление того или иного стиля руководства имеет большое значение для создания определенных отношений между руководителем и подчиненным и межличностных отношений в коллективе. От стиля руководства в конечном итоге зависит психологический климат в коллективе.

     Ни  один стиль руководства не может  считаться лучше других во всех случаях. Эффективные руководители анализируют  ситуацию, чтобы определить соответствующий  ей стиль руководства.

     Руководитель  осознанно или интуитивно выбирает для себя, а чаще стихийно использует определенный стиль руководства. Каждый из рассмотренных стилей руководства редко встречается на практике в чистом виде. В деятельности конкретного руководителя обычно присутствуют элементы разных стилей. Их сочетание характеризует индивидуальность стиля, а отнесение его к тому или иному типу осуществляется по преобладанию элементов одного из стилей.

     Осуществление на деле какого-либо из стилей зависит  от факторов, определяемых:

    • личностью руководителя:
  • к конкретному стилю руководства тяготеют люди с аналогичным стилем личности;
  • опыт работы (традиционно начинающий руководитель старается сам выполнить работу, не делегируя ее подчиненным);
  • профессиональные качества руководителя, его умение организовать коллективную работу, пользоваться методом делегирования;
  • стремление к наибольшей надежности в работе (например, чем строже контроль, чем  больше нитей в руках держит руководитель, тем больше у него уверенности, что все идет как надо);
  • личные интересы и ценностные ориентации, желание развивать подчиненных;
    • личностями подчиненных:
  • квалифицированный уровень подчиненных (например, если профессиональный уровень низкий, то руководитель опасается делегировать задачу, так как не уверен в ее выполнении);
  • готовность подчиненных принять ответственность на себя, степень его самостоятельности и инициативности;
  • степень доверия к подчиненному;
  • факторами внешней среды, не зависящими (или мало зависящими) ни от руководителя, ни от подчиненных:
      • характер решаемой задачи, степень ее сложности и важности;
  • время, которое дано на выполнение задачи (чем его меньше, тем больше стремление самому выполнить работу, не тратя время на обсуждение с подчиненными);
  • сложившиеся традиции и стиль работы в организации.12
 
 

2.3.Теория  стилей Р.Блейка  и Дж.Моутон

     Среди дальнейших исследований эффективности стилей руководства следует отметить исследования Роберта Блейка. Этот учёный является представителем «поведенческой» школы исследований стилей управления.

Информация о работе Влияние стиля руководства на управление персоналом