Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа
В соответствии с теорией факторов производства каждый собственник получает вознаграждение за использование экономических ресурсов в виде прибыли, ренты и процента. Применительно к наемному труду таким вознаграждением является заработная плата [3, с. 34].
Заработная плата является частью ВНП, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложения товаров.
В рыночной экономике заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом.
Введение
1. Теоретические аспекты влияния стимулирующей функции заработной платы на процесс мотивации
1.1. Сущность мотивации персонала
1.2. Заработная плата как основной элемент мотивации персонала
1.3. Влияние заработной платы на эффективность процесса мотивации персонала
2. Анализ влияния стимулирующей функции заработной платы на мотивацию торгового персонала ЗАО «Капитан»
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Капитан»
2.2. Анализ эффективности системы оплаты труда персонала ЗАО «Капитан»
3. Предложения по совершенствованию системы оплаты труда торгового персонала ЗАО «Капитан»
3.1. Совершенствование системы оплаты труда торгового персонала ЗАО «Капитан»
3.2. Оценка эффективности новой системы оплаты труда торгового персонала ЗАО «Капитан»
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 37
Формула мотивации зарплаты кассиров включает: отработанное время; количество лично проведенных по кассе штук товара; % от продаж «неизвестного продавца». К продажам «неизвестного» продавца относятся все продажи товара, выбранного покупателями без помощи продавцов и самостоятельно принесенных на кассу.
Зарплата сотрудников склада формируется по принципу коллективного подряда. В формуле фигурируют составляющие: фактическое количество кладовщиков в текущем месяце; суммарный базовый оклад работников склада за месяц с учетом категорий, отпусков и больничных;
Зарплата продавцов-консультантов частично зависит от отработанного времени, но большая ее часть – от личной результативности, то есть от личных продаж и количества проданных лично штук товара. Расчет заработной платы продавцов-консультантов выполняется по формуле мотивации, содержащей три составляющих:
- отработанное время;
- 1,8% от оборота личных продаж;
- 6 руб. за каждую проданную штуку товара.
Существует социально-материальное обеспечение, которое также входит в структуру оплаты труда персонала ЗАО «Капитан»: оплата больничных, ежегодных отпусков, детских пособий, декретных отпусков; оказывается материальная помощь сотрудникам, вступающим в брак, выписывается материальная помощь на погребение умерших родственников и т.п.
Профессиональный уровень сотрудников организации оценивается величиной квалификационной категории. В начале работы, после прохождения обучения или приема на работу, сотруднику присваивается нулевая категория (К0).
После прохождения испытательного срока (в течение 3 месяцев) администрацией магазина проводится аттестация сотрудника на категорию К1. Все дальнейшие категории (К2, К3) связаны с повышением профессиональных знаний и навыков и присваиваются после прохождения ежегодных аттестаций.
Каждой категории соответствует свой уровень оплаты труда, повышающийся при переводе сотрудника в более высокую категорию.
Анализ платежных ведомостей по выплате заработной платы торгового персонала ЗАО «Капитан» за 2009 г. выявил определенную дифференциацию между заработной платой сотрудников отделов магазина: оплата труда персонала, работающего в отделе спортинвентаря существенно больше, чем оплата работников отдела одежды и обуви. Подобная дифференциация обусловлена тем, что в отделе спортинвентаря продукция по ценам превосходит товары, продаваемые в отделе обуви и одежды, и процент от продаж, соответственно, у работников секции спортинвентаря больше.
Данная дискриминация в оплате труда персонала разных отделов подтверждается следующими расчетами, представленными в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Расчет переменной части заработной платы продавца-консультанта
ЗАО «Капитан»
Показатель | Секция | ||
Одежда и обувь | Тренажеры и спортинвентарь | ||
Мелко- и среднегабаритный товар | Крупногабаритный товар | ||
Средняя стоимость одного товара | 2500 руб. | 500 руб. | 7000 руб. |
Среднее количество предметов, продаваемых продавцом за день | 5 шт. | 8 шт. | 2 шт. |
Приблизительная выручка одного продавца секции за день | 2500 * 5 = | 500 * 8 = | 7000 * 2 = |
1,8%, прибавляемый к ставке (переменная часть зарплаты) | 225 руб. | 72 руб. | 252 руб. |
Бонус за каждую проданную штуку товара | 6*5 = 30 руб. | 6*8 = 48 руб. | 6*2 = 12 руб. |
Итого: | 255 руб. | 120 руб. | 264 руб. |
255 руб. | 384 руб. |
Ассортимент секции «Одежда и обувь» в основном включает малогабаритные товары средней стоимости (кроссовки, футболки, спортивные костюмы и т.п.).
Ассортимент секции «Тренажеры и спортинвентарь» включает мелко-, средне- и крупногабаритные товары (мячи, гантели, велотренажеры, велосипеды и т.п.). Причем мелко- и среднегабаритные товары в данной секции реализуются в большом количестве.
Оплата труда продавца-консультанта включает 1,8% от оборота личных продаж. Выходит, что у продавцов-консультантов секции «Тренажеры и спортинвентарь» больше возможностей получить по итогам месяца большую заработную плату, нежели у продавцов секции «Одежда и обувь».
В результате уровень текучести персонала секции «Одежда и обувь» больше, т.к. существует определенная дискриминация в оплате труда (рис. 2.2.1).
Рис. 2.2.1. Динамика текучести торгового персонала ЗАО «Капитан» в 2008 г.
В 2008 г. текучесть персонала секции «Одежда и обувь» составила 40%, в то время как текучесть персонала секции «Тренажеры и спортинвентарь» составила 20%, т.е. в 2 раза меньше. Для розничных торговых организаций считается нормальным уровень текучести торгового персонала до 30%
В результате была выдвинута гипотеза: высокая текучесть персонала торговой секции «Одежда и обувь» обусловлена низкой мотивированностью торгового персонала в результате очевидной дифференциации в заработной плате между работниками разных секций.
Для подтверждения гипотезы был организован и проведен анкетный опрос торгового персонала ЗАО «Капитан». В опросе принял участие весь торговый персонал организации (30 чел.). Образец анкеты представлен в Приложении 1.
Проведенное анкетирование дало следующие результаты (рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. Общая удовлетворенность торгового персонала ЗАО «Капитан» работой в компании
33,34% респондентов на вопрос «Удовлетворены ли вы своей работой» ответили «Скорее нет, чем да». Среди них 80% − работники секции «Одежда и обувь». 23,33% опрашиваемых затруднились ответить на поставленный вопрос. 13,33% сотрудников не удовлетворены своей работой (все они являются работниками секции «Одежда и обувь»). Такое же количество респондентов ответили «Скорее да, чем нет». И только 16,67% респондентов устраивает их место работы.
Наибольший интерес представлял вопрос о личных перспективах сотрудников, поскольку он косвенно показывает эффективность системы стимулирования труда персонала компании. При анализе ответов на этот вопрос были получены следующие результаты (рис. 2.2.3).
Рис. 2.2.3. Личные ожидания работников ЗАО «Капитан»
Большинство респондентов (80%) надеются на повышение своего заработка в организации. Среди них 58,33% − работники секции «Одежда и обувь».
36,67% опрошенных надеются создать себе дополнительные источники дохода. Среди них 63,64% − работники секции «Одежда и обувь». Это свидетельствует о двух факторах:
- заработок сотрудников недостаточно высок для удовлетворения своих жизненных потребностей;
- несмотря на это, работники не собираются покидать организацию.
26,67% респондентов надеются решить с помощью компании социальные проблемы своей семьи.
Повысить квалификацию или продвинуться по службе хотят 40% сотрудников.
16,67% респондентов не связывают свои надежды с компанией.
На вопрос «Устраивает ли вас уровень следующих признаков трудовой ситуации» ответы были распределены следующим образом (табл. 2.2.2).
Как видно из табл. 2.2.2, большую часть опрошенных работников (73,33%) не устраивает уровень оплаты труда. Среди них 59,09% − работники секции «Одежда и обувь».
Таблица 2.2.2
Признаки удовлетворенности торгового персонала трудовой ситуацией в
ЗАО «Капитан», %
Признаки | Да | Нет |
Уровень оплаты труда | 26,67 | 73,33 |
Информирование коллектива | 83,33 | 16,67 |
Возможность доведения своего мнения, претензий до руководства организации | 70 | 30 |
Условия труда | 86,67 | 13,33 |
Взаимоотношения в коллективе | 90 | 10 |
Отношение к инициативным работникам | 80 | 20 |
Взаимоотношения с руководством | 73,33 | 26,67 |
Система поощрения лучших работников | 23,33 | 76,67 |
Информированностью коллектива о делах, происходящих в компании, удовлетворены 83,33% респондентов. Условия труда устраивают 86,67% опрошенных.
По остальным факторам (взаимоотношения в коллективе, отношение к инициативным работникам, взаимоотношения с руководством) также отмечена положительная тенденция. Это говорит о том, что морально-психологический климат в коллективе организации благоприятный, а вот система материального стимулирования недостаточно эффективна, т.к. 76,67% опрошенных неудовлетворительно оценили данную систему.
43,33% респондентов не перешли бы работать на другое предприятие, если бы представилась такая возможность. 50% респондентов, если бы им представилась возможность, сменили бы место работы. Среди них 60% − работники секции «Одежда и обувь». Остальные 6,67% не задумывались над этим.
Работникам, которые ответили положительно на данный вопрос анкеты, было предложено выбрать условия, при которых бы они согласились сменить место работы. Ответы распределись следующим образом (рис. 2.2.4).
Рис. 2.2.4. Условия, при которых бы сотрудники ЗАО «Капитан»
согласились сменить место работы
73,33% работников из тех, кто согласился бы сменить место работы, сделали бы это из-за более высокой заработной платы. Среди них 90,91% − сотрудники секции «Одежда и обувь».
Таким образом, согласно проведенному опросу, наибольшее недовольство работники высказали по поводу оплаты труда. Среди сотрудников, которые недовольны условиями оплаты труда, преобладают сотрудники секции «Одежда и обувь». Проведенный анкетный опрос подтвердил выдвинутую гипотезу: высокая текучесть персонала секции «Одежда и обувь» обусловлена неэффективной системой оплаты труда.
Существующая система оплаты труда торгового персонала ЗАО «Капитан» не выполняет свою основную функцию − стимулирование трудовой деятельности. В результате наблюдается сверхнормативная текучесть персонала секции «Одежда и обувь». Вполне вероятно, что уровень текучести персонала секции «Тренажеры и спортинвентарь» держится на нормальном уровне из-за случившего в стране экономического кризиса, когда работники пытаются удержать на работе любыми путями, даже при невысокой оплате труда. Поэтому ожидается, что смена экономических условий только повысит уровень текучести персонала, что требует пересмотра системы оплаты труда в ЗАО «Капитан».
Проведенный анализ показал, что торговый персонал не устраивает уровень заработной платы, причем существует определенная дифференциация в уровне оплаты труда работников торговых секций.
Информация о работе Влияние стимулирующей функции на процесс мотивации