Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............. 3
Глава 1. Теоретические основы маркетинга персонала
1.1 Сущность и современные подходы к понятию «маркетинг персонала».. 6
1.2 Принципы и функции маркетинга персонала…………………………… 10
1.3 Внешние и внутренние факторы маркетинговой деятельности……….. 16
1.4 Роль маркетинга на рынке труда………………………………………… 19
Выводы первой главы………………………………………………………... 24
Глава 2. Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала
2.1 Внутриорганизационные связи – отношения с персоналом…………… 25
2.2 Эффективные и неэффективные коммуникации……………………….. 28
2.3 Основные направления и маркетинговые мероприятия………………... 31
Выводы второй главы………………………………………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (Внешние факторы, определяющие направления маркетинга персонала)……………………………………………………………………….. 42
Приложение 3 (Внутренние факторы, определяющие направления маркетинга персонала)………………………………………………………………………… 43
Приложение 3 (Системная модель маркетинговой службы организации)…… 44
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедра акмеологии и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала: основные направления и маркетинговые мероприятия»
Проверена Исполнитель: Баширова
«__»__________200__г.
оценка студент группы № 21-С, курса 2
____________________
____________________
подпись Ирина Владимировна
Екатеринбург 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы маркетинга персонала
1.1 Сущность и современные подходы к понятию «маркетинг персонала».. 6
1.2 Принципы и функции маркетинга персонала…………………………… 10
1.3 Внешние и внутренние факторы маркетинговой деятельности……….. 16
1.4 Роль маркетинга на рынке труда………………………………………… 19
Выводы первой главы………………………………………………………...
Глава 2. Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала
2.1 Внутриорганизационные связи – отношения с персоналом…………… 25
2.2 Эффективные и неэффективные коммуникации……………………….. 28
2.3 Основные направления и маркетинговые мероприятия………………... 31
Выводы второй главы………………………………………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (Внешние факторы, определяющие направления маркетинга персонала)……………………………………………………
Приложение 3 (Внутренние факторы, определяющие направления маркетинга персонала)……………………………………………………
Приложение 3 (Системная модель маркетинговой службы организации)…… 44
Введение
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций – племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих знаниями и навыками о человеческих ресурсах. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
С развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций во второй половине ХХ века расширились функции этих отделов – администрирование льгот и поддержание отношений с профсоюзами, дополнилось подбором, обучением и развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры, коммуникации, и значительно выросло их значение для организации. По оценкам ведущих специалистов рекрутских агентств в России профессиональный подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в нашей стране достаточно высок. Всё большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её долговременного процветания.
Маркетинг персонала – ответственный этап в управлении персоналом. Поэтому в своей работе уделяю особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных мероприятий маркетинга персонала, позволяющих успешно решать кадровые проблемы. Одним из немаловажных факторов является компетентность руководителей всех уровней. Здесь важны такие моменты, как понимание важности отрасли управления, знание общих закономерностей поведения человека в организации и в обществе целом, владение современными методами управления человеческими ресурсами.
Экономико-правовые реформы изменили порядок взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками, а также между работодателями и собственным персоналом. В основу этих взаимоотношений заложен принцип свободы реализации трудового потенциала и справедливого вознаграждения за вложенный труд. В условиях, осуществляемых в нашей стране реформ необходим новый взгляд на определение основных направлений кадровой политики управления, правового регулирования форм и методов кадровой работы, в том числе и в осуществлении внутриорганизационной деятельности по отбору, расстановке, закреплению, использованию кадров, их обучению и воспитанию. Все это и характеризует актуальность темы.
Объектом исследования выступает маркетинг персонала.
Предметом исследования является внутриорганизационные связи в маркетинге персонала: направления и мероприятия для их совершенствования.
Цель данной работы - изучить и систематизировать материал по внутриорганизационным связям в маркетинге персонала.
Для реализации данной цели в работе ставились следующие задачи:
1.Проанализировать специальную литературу по данной проблеме.
2.Рассмотреть качественные аспекты внутриорганизационных связей в маркетинге персонала.
3.Описать сущность и понятия маркетинга персонала и его роль на рынке труда.
4. Охарактеризовать основные принципы и функции маркетинга персонала.
5.Определить основные направления и разработать эффективные мероприятия.
В работе над темой автор опирался на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков в рассматриваемой и смежной областях знания, таких как А. Я. Кибанов, В. А. Столярова, Г. Д. Багиев, С. Л. Брю, Р.Марра, Ф.Котлер и др.
Важнейшей методологической предпосылкой исследования явился системный подход к проблемам внутриорганизационных связей. Он позволил на основе публикаций указать на специфику кадровой политики управления, рассмотреть особенности внутриорганизационных связей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы сущности маркетинга персонала. Во второй главе описываются внутриорганизационные связи, их направления и предлагаются маркетинговые мероприятия. В заключении подводятся итоги данной работы.
Глава 1. Теоретические основы маркетинга персонала
1.1. Сущность и современные подходы к понятию «маркетинг персонала»
Как экономическое понятие и особый вид предпринимательской деятельности маркетинг возник на рубеже 19 – 20 веков. Это было своего рода ответом на необходимость решения всё более усложняющихся проблем реализации продукции и оказания услуг в условиях развития крупномасштабного производства и нарастающей конкуренции.
Важный этап развития теории маркетинга приходиться, по мнению специалистов, на 60 – 80-е годы ХХ века. Это обусловлено переходом экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду, а именно, ориентацией производства на индивидуальные запросы потребителей, дифференциацией рынков товаров и услуг, повышением роли научно-технической информации.
Концепция маркетинга в качестве управленческой реальности, несомненно, эволюционирует. В данном контексте показательно развитие взглядов Ф. Котлера – общепризнанного авторитета в рассматриваемой области знаний. В ранних изданиях его наиболее известной в России упор сделан на описании инструментария, маркетингового комплекса, формализации отдельных функций маркетинга. В поздних изданиях, акцентируется внимание на системность, концептуальное единство составных элементов теории маркетинга.
До начала рыночных преобразований в России термин «маркетинг» был мало известен. Но уже в начале 90-х годов этот термин стал достаточно часто появляться в отечественной периодической литературе, прессе, на радио и телевидении. Некоторые организации стали создавать структурные подразделения, реализующие задачи и функции маркетинга. Сейчас открываются новые возможности применения теории маркетинга и в других областях экономической науки. Авторы учебных пособий выводят маркетинг за рамки экономической теории, выделяя его как отдельный учебный предмет, и рассматривают его как особый вид экономической деятельности.
Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность на рынке товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребителей и получение прибыли. {10}
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. {9} Маркетинг – это система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров. {8}
Маркетинг – это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинг. Принципы и технологии построения в свободной рыночной системе.{15}
Маркетинг – комплекс мероприятий по исследованию торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. {14} Таким образом, современный подход к теории маркетинга принимает форму экономической системы, направленной на продвижение производимой продукции, оказываемых услуг на рынке для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.
Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на персонале рынка труда необходимо интегрировать теории общего маркетинга и управления персоналом в единое направление кадровой работы с ярко выраженными маркетинговыми функциями. Это направление принято определять как маркетинг персонала. В общем виде маркетинг персонала представляется как вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений.
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале. {6} Маркетинг персонала – анализ ожидания нынешних и потенциальных сотрудников (например, при найме на работу), а также определение выполнимости и реальной степени исполнения этих ожиданий. {17} Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:
1)маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;
2)маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через использование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;
3)маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решают стратегическую задачу по представлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной.
Внедрение маркетинговой методологии в систему управления персоналом организации должно носить четкий поэтапный характер. Поэтому необходимо пройти все ступени эволюции маркетинговой деятельности в области персонала.
Маркетинговая деятельность персонала охватывает:
1.2. Принципы и функции маркетинга персонала
В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.
Первый предполагает рассмотрение задач персонал-маркетинга в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определённая философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путём создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию. В каждом сотруднике партнёрского и лояльного отношения к фирме. Фактически – это «продажа» фирмы своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.
Второй принцип предполагает толкование персонал-маркетинга в более узком смысле – как особую функцию службы управления персоналом. Это функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.