Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Vozdeystvie_gosudarstva_na_tseny_v_stranakh.docx

— 80.54 Кб (Скачать документ)

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

Кафедра экономики и экономической  политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МИКРОЭКОНОМИКА"

 

 

 

 

 

НА ТЕМУ: "Воздействие государства  на цены в странах с развитой рыночной экономикой"

 

 

 

 

 

 

Автор: студент  группы № 6-111

Айдынов А.Л.

форма обучения: очная

Руководитель:

Репкин  А.И.

 

 

 

Санкт-Петербург,

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5

§1.Цена и её функции 5

§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9

§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11

Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20

§1 Административное регулирование цен 20

§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24

§3 Регулирование цен монополий 26

Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29

§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29

§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цены и  ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической  жизни определяется тем, что они  являются основой всех экономических  измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного  хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической  деятельности.

Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство  осуществляет свою политику и в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, как правильно  они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что  на цены оказывает существенное влияние  комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Цена –  один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение  о покупке товаров, оказывает  влияние на прибыль торгового  предприятия и находится в  тесном взаимодействии с факторами  рынка. Цена в условиях рынка выступает  как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей  и их платежеспособности.

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

В ценах переплетаются  все экономические, социальные проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и др. При формировании политики цен необходимо учитывать отечественный  и зарубежный положительный опыт. Цены тесно связаны с такими экономическими категориями, как финансы, кредит, налоги, себестоимость, прибыль, зарплата и другие, а также с законами стоимости, спроса и предложения.

Рынок не обязательно  гарантирует оптимальную и высокую  эффективность, а потому нуждается  в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные  экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка  отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов; необходимых  для нормального функционирования современного общества, – вот далеко не полный перечень основных мотивов  вмешательства государства в  установление рыночного равновесия.

Основная  цель курсовой работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию  государственного регулирования цен.

Объектом  исследования являются система ценообразования  и формы воздействия на нее  федеральных и местных структур управления, а также их взаимодействие.

Поставленная  цель обусловила необходимость решения  следующего комплекса задач:

1) проанализировать  действующую систему ценообразования;

2) исследовать  теоретико-методологические принципы  регулирования цен в условиях  рыночной экономики;

3) определить  правовую базу для обеспечения  экономических и организационных  условий реализации региональной  государственной политики цен;

4) разработать  методические основы регулирования  цен для органов ценообразования;

5) предложить  систему конкретных мер по  реформированию действующего механизма  регулирования цен.

В результате данной работе будет проведен анализ государственного регулирования цен  и даны практические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования цен.

 

 

Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

§1.Цена и её функции

 

Цены и  ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

Функция цены является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

Можно выделить пять функций цены:

1) Учетная  функция цены, или функция учета  и измерения затрат общественного  труда, определяется самой сущностью  цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в  условиях рыночных отношений эту  функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем  товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может  под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных  затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит  в том, чтобы получить большую  выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в  минимальной цене покупки. Поэтому  окончательная цена может существенно  отличаться от цены, которую хотел  бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.

Чтобы выдержать  конкуренцию, изготовитель товара постоянно  контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и  за счет снижения своих затрат, а  также улучшения качества товара.

В этой функции  цена выступает одним из главных  показателей эффективности производства, а также служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые  можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели – величина валового внутреннего  продукта (ВВП), национальный доход, объем  капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий  и отраслей и др. Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

2) Стимулирующая  функция цены. Сущность ее выражается  в поощрительном и сдерживающем  воздействии цены на производство  и потребление различных видов  товаров. Цена оказывает стимулирующее  воздействие на производителя  (и это принципиально важно)  через величину заключенной в  ней прибыли. В хозяйственной  жизни цены могут способствовать  или препятствовать увеличению  или сокращению выпуска и потребления  тех или иных товаров. Для  производителей особенно важны  цены, по которым они сами непосредственно  продают свою продукцию.

С помощью  цены можно стимулировать и дестимулировать:

– научно – технический прогресс;

– экономию затрат ресурсов;

– изменение качества продукции;

– изменение структуры производства и потребления.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю  выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую  прибыль по сравнению с другими  товарами. Возможность стимулирования процессов воспроизводства с  помощью действующего в России механизма  ценообразования довольно эффективна.

3) Распределительная  функция цены связана с возможностью  отклонения цены от стоимости  под воздействием множества рыночных  факторов. Суть ее состоит в  том, что с помощью цен осуществляется  распределение и перераспределение  национального (чистого) дохода  между:

– отраслями экономики;

– различными формами собственности;

– регионами страны;

– фондом накопления и фондом потребления;

– различными социальными группами населения.

Распределительная функция цены предусматривает также  учет в цене акциза на отдельные  группы товаров, налога на добавленную  стоимость (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджете разных уровней на общегосударственные  нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.

4) Функция  сбалансирования спроса и предложения  выражается в том, что через  цены осуществляется связь между  производством и потреблением, предложением  и спросом.

Цена сигнализирует  о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением / сокращением производства товаров, либо путем роста / снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

В условиях рыночных отношений цена в этой функции  как бы играет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается  производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для  рынка и пользующихся спросом.

Таким образом, цена, стимулирующая увеличение предложения  при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров  выполняет уравновешивающую функцию  между спросом и предложением.

5) Функция  цены как критерия рационального  размещения производства. Проявляется  она в том, что с помощью  механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Все названные  функции цены взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом, а  в ряде случаев и вступают в  противоречие. Так, стимулирующая функция  цены усиливает функцию сбалансирования  спроса и предложения, способствуя  увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и  дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения  товаров. Это, в свою очередь, ведет  к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает  спрос.

Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой