Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа
Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра экономики и экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МИКРОЭКОНОМИКА"
НА ТЕМУ: "Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой"
Автор: студент группы № 6-111
Айдынов А.Л.
форма обучения: очная
Руководитель:
Репкин А.И.
Санкт-Петербург,
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Цены и
ценообразование являются одним
из ключевых элементов рыночной экономики.
Важная роль цен в экономической
жизни определяется тем, что они
являются основой всех экономических
измерений, оказывают значительное
влияние на затраты и результаты
деятельности всех хозяйствующих субъектов:
и предпринимательских
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
В условиях
рыночной экономики успех любого
предприятия или
Цена – один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
Цены являются
важным экономическим инструментом,
отражающим все процессы, происходящие
в сфере производства, обмена, распределения,
потребления, накопления. Они определяют
валовой доход, прибыль, рентабельность
и другие показатели предприятий; цены
выступают рычагом
В ценах переплетаются все экономические, социальные проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и др. При формировании политики цен необходимо учитывать отечественный и зарубежный положительный опыт. Цены тесно связаны с такими экономическими категориями, как финансы, кредит, налоги, себестоимость, прибыль, зарплата и другие, а также с законами стоимости, спроса и предложения.
Рынок не обязательно
гарантирует оптимальную и
Основная цель курсовой работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования цен.
Объектом исследования являются система ценообразования и формы воздействия на нее федеральных и местных структур управления, а также их взаимодействие.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующего комплекса задач:
1) проанализировать
действующую систему
2) исследовать
теоретико-методологические
3) определить
правовую базу для обеспечения
экономических и
4) разработать
методические основы
5) предложить
систему конкретных мер по
реформированию действующего
В результате
данной работе будет проведен анализ
государственного регулирования цен
и даны практические рекомендации по
совершенствованию
Цены и
ценообразование являются одним
из ключевых элементов рыночной экономики.
Цена – сложная экономическая
категория. В ней пересекаются практически
все основные проблемы развития экономики,
общества в целом. В первую очередь
это относится к производству
и реализации товаров, формированию
их стоимости, к созданию, распределению
и использованию ВВП и
Функция цены является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.
Можно выделить пять функций цены:
1) Учетная
функция цены, или функция учета
и измерения затрат
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара.
В этой функции
цена выступает одним из главных
показателей эффективности
2) Стимулирующая
функция цены. Сущность ее выражается
в поощрительном и
С помощью
цены можно стимулировать и
– научно – технический прогресс;
– экономию затрат ресурсов;
– изменение качества продукции;
– изменение структуры производства и потребления.
Стимулирующая
функция характерна для рыночной
цены, которая позволяет
3) Распределительная
функция цены связана с
– отраслями экономики;
– различными формами собственности;
– регионами страны;
– фондом накопления и фондом потребления;
– различными социальными группами населения.
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджете разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.
4) Функция
сбалансирования спроса и
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением / сокращением производства товаров, либо путем роста / снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы играет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Таким образом, цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением.
5) Функция
цены как критерия
Все названные
функции цены взаимосвязаны и
взаимодействуют друг с другом, а
в ряде случаев и вступают в
противоречие. Так, стимулирующая функция
цены усиливает функцию
Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой