Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Vozdeystvie_gosudarstva_na_tseny_v_stranakh.docx

— 80.54 Кб (Скачать документ)

Распределительная функция цены тесно взаимодействует  с функцией цены как критерия рационального  размещения производства, способствуя  переливу капиталов в те отрасли  и секторы экономики, где предъявляется  повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция  цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей  и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования  спроса и предложения, т. к. в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

Рыночный  механизм ценообразования зависит  от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование  на конкурентном рынке, где действует  закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается  равновесная рыночная цена, соответствующая  выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. [Шуляк  П.Н. Ценообразование. – М., 2003].

Функции цен:

1) измерительная  – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен  заплатить, а продавец получить  за товар;

2) соизмерительная  – заключается в сопоставлении  ценностей разных товаров. Если  цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при  сопоставлении полезности;

3) учетная  – цена становится вспомогательным  инструментом учета;

4) социальная  функция – с ценами и их  изменением связаны структура  и объем потребления, уровень  жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи;

5) внешнеэкономические  функции – как инструмент торговых  сделок, внешних платежей, взаимных  расчетов между странами;

6) стимулирующая  функция – влияет на повышение  объемов производства и улучшение  качества продукции.

В зависимости  от сфер торговли различают несколько  видов цен:

1) оптовые  – цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями;

2) розничные  – цены, по которым товар продается  в розничной торговой сети;

3) закупочные  – цены государственных закупок  продукции у предприятий;

4) цены на  услуги.

Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.

1) жестко  фиксированные, твердые цены –  назначаются государственными органами  ценообразования.

2) регулируемые  цены – регулируются государственными  органами – утверждение государственными  органами предельного уровня  рентабельности.

3) договорные  цены – определяются документальным  соглашением между продавцом  и покупателем.

4) свободные  рыночные цены.

Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются на:

1) сопоставимые  или неизменные цены – для  определения индекса цен;

2) проектные  (сезонные) – изменяются в определённые  периоды года , типичны для сельскохозяйственной  продукции;

3) биржевые, аукционные, комиссионные.

§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены

 

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в экономике определяют выполняемые  государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед  государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства  по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана  со сбором средств через систему  налогообложения, а другая - с расходованием  этих средств. За счет бюджетных средств  государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя  государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу  и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить  к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство  проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов  государство выполняет через  государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности, также является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя  таможенными пошлинами, государство  может оказывать косвенную поддержку  национальному производству, регулируя  валютные курсы - оказывать влияние  на экспорт и импорт и т.д. [Чудаков  А.Д. Цены и ценообразование. – М.: Из-во РДЛ, 2004].

Все инструменты  проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно  подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует  изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся  следующие: создание и регулирование  правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; воздействие  на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов.

Прежде всего  на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических  агентов, юридических принципов  экономического общения, которых обязаны  придерживаться в своих действиях  все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные  акты, защищающие права частной собственности  и определяющие формы предпринимательской  деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между  собой и государством. Правовые нормы  распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы

 

По ряду признаков  цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

1) Виды цен  в зависимости от сфер торговли

На цены накладывает  отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовые называются цены, по которым продукция реализуется  крупными партиями, в условиях так  называемой оптовой торговли. Система  оптовых цен применяется в  торгово-сбытовых операциях между  предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой  торговли, на торговых биржах и в  любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так называемой розничной торговой сети, т.е. в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам  обычно реализуются товары народного  потребления населению и в  меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные  цены – это цены государственных  закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг  как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

2) Виды цен,  различающиеся степенью и способами  регулирования

По степени  и способу регулирования цены разделяются на группы:

жесткофиксированные (назначаемые);

регулируемые (изменяемые);

договорные (контрактные);

свободные (рыночные).

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими  государственными органами, их уровень  фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой  экономике назначаемые цены имеют  широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные органы ценообразования  обладают монопольным правом назначать  и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе такого ценообразования обычно лежит  затратный принцип, т.е. цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые  цены называются так потому, что  их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие  со стороны государства на цены носит  ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия  на изменение спроса и предложения  товара. К примеру, при необходимости  установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить  налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями  этой группы товаров, что приведет к  расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким  же образом можно способствовать снижению цен.

Регулирование цен по величине может также проводиться  путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности). Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для  предприятий-монополистов.

Договорные  цены – это цены, величина которых  определена предваряющим акт купли-продажи  соглашением, документально зафиксированными контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в  договорах специальный раздел, в  котором оговаривается уровень  цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с  государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятие новых законов.

Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, т.е. таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке.

3) Виды цен  по способу установления

Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и они не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.

Текущие цены – по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние  рынка.

Подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она  может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится  или понизится).

Скользящая  цена устанавливается на изделия, требующие  длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений  в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.

4) Виды цен  с учетом фактора времени

Постоянная  цена – цена, срок действия которой  заранее не определен.

Сезонная  цена – вид закупочных или розничных  цен на товары, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной  цены, действует в течение определенного  периода времени.

Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся  цен на продукцию в заранее  обусловленные моменты времени  по предварительно определенной шкале.

5) Виды цен  по способу получения информации  об уровне цены

Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой