Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Vozdeystvie_gosudarstva_na_tseny_v_stranakh.docx

— 80.54 Кб (Скачать документ)

1) методическое  руководство (методики, указания, рекомендации, типовые алгоритмы, стандартные  программы для решения задач  ценообразования);

2) координацию  действий, то есть обеспечение  одновременного и взаимоувязанного  проведения работ на всех уровнях;

3) информационное  обеспечение, в том числе обмен  опытом между регионами и связь  с другими управляющими структурами.

Субъекты  РФ на правовой основе должны получить полномочия в исключительных случаях  устанавливать в пределах своих  территорий регулирование цен на основные социально значимые товары. Для этого необходимо четко определить критерии отнесения ситуации к «исключительной» (регулирование может вводиться  при определенных условиях и на определенный срок и т.д.). Следует создать механизм ценового регулирования в условиях кризисной ситуации, включающий набор  средств и методов воздействия  на цены. Главной же целью антикризисных  мер ценового регулирования должно стать недопущение снижения жизненного уровня населения в результате значительного  общего повышения цен, обеспечение  продуктами первой необходимости средних  и низших слоев населения по доступным  для них ценам.

В рамках механизма  ценового регулирования должны быть представлены отраслевые подсистемы. Для регионального уровня, как  упоминалось выше, объектом управления должны быть система жилищно-коммунальных услуг, система услуг бюджетных  организаций и т.д. Можно внести следующие предложения по совершенствованию  тарифной политики в сфере жилищно-коммунального  хозяйства: повышение доли расходов населения в оплате жилищно-коммунальных услуг должно быть увязано с ростом его денежных доходов и носить упреждающий характер; в каждом субъекте РФ целесообразно увязывать повышение  тарифов для населения с ростом доходов в предшествующем году, чтобы  не допустить дальнейшего снижения уровня благосостояния граждан; предпосылкой тарифной политики должны стать мониторинг социально-экономических условий, а  также достоверная оценка возможности  бюджета по предоставлению средств  на выплату жилищных субсидий.

Опережающим явлением, по отношению к повышению  расходов населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, должны стать мероприятия  по снижению затрат их производителей, приведения цен на них в соответствие с реальной стоимостью услуг. Необходимо, чтобы при установлении тарифов  оценивались и отражались обязательства  коммунальных предприятий снижать  энергоемкость производства и потери при передаче единицы материального  носителя услуги. В свою очередь, актуален вопрос о создании законодательной  базы), обеспечивающей единый подход к  регулированию тарифов и цен  на продукцию и услуги естественных монополий на региональном и федеральном уровнях, что позволит определить действенные формы правового регулирования цен и тарифов предприятий естественных монополий, в том числе оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Нужны технологические  отраслевые стандарты эффективности  использования ресурсов и нормативы  потребления услуг. Главным условием формирования нормативов потребления  коммунальных услуг становится применение единой методики их расчета и корректировки  в соответствии с изменяющимися  объективными условиями, в том числе  с учетом роста цен на энергоносители.

Предложенные  меры будут способствовать формированию экономически обоснованных тарифов  с учетом как платежеспособного  спроса потребителей (цены потребления), так и себестоимости коммунальных предприятий (цены производства).

Государственное регулирование цен на услуги бюджетных  организаций связано с необходимостью регулирования и контроля за расходованием  бюджетных средств. Следует разграничить функций, финансируемые за счет бюджетов и за плату. Первоочередная задача состоит  в том, чтобы средства бюджетов всех уровней использовались по назначению. Услуги, оказываемые государственными учреждениями, в большинстве случаев  являются специфическими, то есть исключительное право на оказание этих услуг, особенно связанных с контрольно-надзорными функциями, принадлежит государству, и это исключает возможность  конкуренции.

В то же время  услуги бюджетных учреждений и организаций, оказываемые населению, являются социально  значимыми. Услуги, оказываемые субъектам  предпринимательства, существенно  влияют на величину затрат предприятий-изготовителей  и соответственно увеличивают цену выпускаемой ими продукции.

С целью совершенствования  государственного регулирования цен  на платные услуги бюджетных организаций  необходимо предоставить право органам  исполнительной власти субъектов РФ регулировать цены на услуги, частично или полностью финансируемые  бюджетами различных уровней. Перечни  платных услуг государственных  учреждений и организаций должны быть определены на уровне Правительства  РФ. Ведомственные методические положения  по формированию тарифов на эти услуги должны быть согласованы с Минэкономики РФ, что исключит возможность включать в них затраты, не связанные непосредственно  с оказанием этих услуг. Недопустима  дифференциация тарифов в зависимости  от организационно-правовых форм субъектов  предпринимательства

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе изучения данной темы я пришел к следующим  выводам:

Процесс государственного регулирования цен позволяет  понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при  формировании ценового механизма в  РФ в период перехода ее экономики  к рынку.

Посредством государственного регулирования цен  эффективность борьбы с инфляцией  в РФ все в большей степени  будет ориентироваться на изменение  налогов.

Государственное регулирование цен осуществляется в настоящее время лишь в высоко монополизированных отраслях РФ.

В современной  смешанной экономике трудно сделать  вывод чего же больше: грубого государственного вмешательства, которое несет отрицательное  воздействие на рыночный механизм или  же неучастия государства в регулировании  цен вообще, что, конечно, приведет к  процветанию нерегулируемых монополий  и к ухудшению жизни общества. Но ясно лишь то, что государство  должно заниматься регулированием цен, а каким образом оно должно это делать – вот та проблема, которую необходимо решить нашим  политикам и окружающим их экономистам.

Россия находится  в переходе к рыночной экономике, и государственное регулирование  цен здесь необходимо, поэтому  проблема государственного вмешательства  очень актуальна для нас сегодня. Так как в зависимости от выбора той или иной политики завись наше будущее.

Государственное регулирование цен призвано способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, то есть через  цены нивелировать циклические колебания  процессов производства. Следует  отметить, что либерализация цен  не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не в установлении конкретных цен, а  в воздействии с помощью экономических  мер на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, оказания им методологической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию.

Современные условия рыночной экономики требуют  преодоления многих теоретических  и методологических догм и ошибочных  представлений, в том числе и  в области ценообразования. Прежде всего, необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой зависят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, – каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве.

В рыночной экономике существуют многие механизмы  государственного регулирования цен, но, что принципиально важно, они  базируются на использовании экономических  методов, которые создают условия  для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же, имеют ограничительный  характер, защищают интересы общества, государства.

Установление  цены – один из важных элементов  маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень  и соотношения цен на отдельные  виды продукции, особенно на конкурирующие  изделия, оказывают определяющее влияние  на объемы совершаемых клиентами  закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими  маркетинга и деятельности фирмы  в целом. От цен во многом зависят  реальные коммерческие результаты, а  верная или ошибочная ценовая  политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы  на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные  виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и  другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно  же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать  на товары такие цены, так варьировать  ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально  возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические  задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию  компании, предоставляющую самые  минимальные цены, приучать покупателей  к своим ценам, формировать интерес  к своей компании, добиваться роста  доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение  на рынке – вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен  на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения  своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары т.д.) увязываются в единую интегрированную  систему.

Таким образом, для поддержания процесса государственного регулирования цен в стабильном состоянии государство должно ужесточить антимонопольное законодательство, увеличить в несколько раз  налоги на ресурсы. Также государство  должно всесторонне поддерживать и  развивать малый бизнес.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007.

Салимжанов  И.К., Барковская Л.А. Регулирование  цен в зарубежных странах. – М.:Финансы,2005.

«Законодательное  регулирование цен в РФ» - Налоги, №23,24 2008.

Салимжанов  И.К., Португалова О.В. Ценообразование. – М., Финстатинформ, 2006.

Тарасевич А.С. Экономика. – М., 2007.

Фишер, Стенли. Экономика. – М., 2011.

Шуляк П.Н. Ценообразование. – М., 2003.

Виноградов  В.В. Экономика России. – М., 2010.

Салимжанов  И.К. Ценообразование и налогообложение. – М., 2008.

Кушлин В.И. Государственное регулирование  рыночной экономики. – М., 2003.

Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. – М.: Из-во РДЛ, 2004.

Куликов Л.А. Основы экономических знаний. –  М., 2007.

Николаева И.П. Экономическая теория. – М., 2008.

Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования  экономики. – М., 2009.

Гражданский кодекс РФ 4.1 31.07.2008г.

Ларионов  И.К. Экономическая теория. Общие  основы и особенности России. –  М., 2011.

17.     Котлер. Ф.А. Основы маркетинга / Ф.А. Котлер. – Москва «Прогресс». – 2004 – 234 с.

18.     Липсиц. И.В. Коммерческое ценообразование / И.В. Липсиц. – М.: БЕК – 2007 – 232 с.

19.     Макконелл. К.Р. Экономикс / К.Р. Макконнелл. – Москва «Менеджер». – 2003 – 347 с.

20.  Основы  экономической теории: учебное пособие  / В.Т. Смирнов, В.Ф. Бондарев, В.П. Романчин, Ф.Б. Власов [и др.]. – 2-е изд. – М.: Машиностроение-1. – 2004.

21.     Самуэльсон П.А. Экономика / П.А. Самуэльсон – Москва «Алфавит». – 2006 – 120 с.

22.     Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика / Э.А. Уткин. – М.: ЭКМОС. – 2010 – 254 с.

23.     Горина А.В. Цены и ценообразование. – М., 2006.

24.     Яковлев В.Н. Ценообразование. – М., 2010

25.    Краткий внешнеэкономический словарь  – справочник – 2-е изд. перераб.  и доп. / Под ред. В.Е. Рыбалкина – М.: междунар. отношения, 2011 – 256 с.

 


Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой