Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа
Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования по принципу "затраты плюс прибыль" состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает его цену, появляется стимул для сверхинвестирования. В связи с указанными недостатками в последнее время данная модель регулирования применяется все реже.
Модель регулирования верхнего предела тарифа заключается в установлении согласованной сроком на четыре - пять лет формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности. При структурировании формулы учитывают следующее: объект регулирования, задание ценового ограничения (срок, абсолютная или относительная величина), фактор повышения производительности, возможность перекладывания издержек.
Существует
два основных подхода в установлении
объекта регулирования цен. В
отраслях с широким спектром выпускаемой
продукции регулируется тариф не
каждого из них, а их комбинация -
корзина. Это упрощает процедуру
расчета (не надо исчислять фактические
издержки на производство каждого вида
продукции) и облегчает перекрестное
субсидирование. Возможность последнего
особенно важна в тех случаях,
когда цены существенно отклоняются
от относительных издержек, а их
оптимальные уровни установить вследствие
недостаточной изученности
В условиях инфляции, которая в современной экономике имеет хронический характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с точки зрения и потребителей, и производителей, поэтому тариф фиксируется не в абсолютных, а в относительных величинах. Возможные расхождения между динамикой дефлятора и уровня цен должны учитываться при установлении величины фактора повышения производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями издержек зависит от того, являются ли они "контролируемыми", связанными с действиями компании, или нет.
Данная модель
регулирования деятельности естественных
монополий имеет ряд
1) установление
наиболее важного для
2) прозрачность
и, следовательно, простота
3) упрощение
процесса регулирования для
4) стимулирование
эффективности. Производителям
Данная модель
менее подвержена затратной неэффективности
и тенденции к завышению
Рассматриваемая
модель действительно стимулирует
эффективность, поскольку фирма
присваивает (по крайней мере в краткосрочном
периоде) всю экономию на издержках.
Однако стимулирующий эффект в значительной
степени зависит от характера
пересмотра цен (в частности, точного
соблюдения его сроков) и жесткости
фактора повышения
Кроме того,
стимулирующий эффект такого регулирования
относительно велик, когда до пересмотра
тарифа остается еще значительный период
времени, но с приближением этого
момента он падает до нуля. Иными
словами, по мере приближения срока
пересмотра тарифа у компании возникают
основания для занижения
При этом необходимо отметить, что величина фактора повышения производительности во многом зависит от объекта информации, которым располагают власти. Если регулируемая компания имеет "монополию информации" в отрасли, то практически нельзя установить обоснованность понесенных ею затрат и полученной прибыли. Решается эта проблема путем получения информации на основе критериальной конкуренции, которая существует на локальных рынках обслуживаемых компаниями-монополистами. Это дает возможность использовать показатели деятельности одной фирмы в качестве критерия для оценки работы другой.
Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль за ценами. Хотя президент Р. Никсон и был против прямого установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовали следующие обстоятельства: o в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштаба безработицы; o доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами. Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует отметить,
что в краткосрочном плане
прямое регулирование цен
Попытки прямого
регулирования цен
В настоящее
время американская администрация,
ограничивая государственное
Эти направления
государственной
Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.
Сельскохозяйственный
закон, принятый в США в 1985 году, внес
изменения в американскую аграрную
политику. В соответствии с этим
законом были существенно снижены
налоговые ставки, определяющие объем
представляемых фермерам кредитов. Для
пшеницы и кормового зерна
уровень залоговых ставок составляет
в настоящее время 75-85% среднерыночной
цены за последние пять лет, при этом
министру сельского хозяйства
Не смотря
на действие принципа свободного установления
цен в условиях рыночного хозяйства
роль государства сводится к прямому
регулированию цен на сельскохозяйственную
продукцию, газ, электроэнергию, транспортные
услуги либо к осуществлению контроля
за ценами в условиях конкуренции. Государственный
сектор в экономике Франции занимает
небольшой удельный вес в ВНП
и включает отрасли-монополисты (например,
газовую промышленность, электроэнергетику
и транспорт), а также некоторые
отрасли, работающие в режиме рыночной
конкуренции (например, национальный и
коммерческие банки, страховые компании
и отдельные фирмы). В первом случае
государство устанавливает все
экономические параметры
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до нашего времени. На протяжении 40 лет (1947-1987гг.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 году, резкое снижение покупательной способности франка, его девальвация обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.
Основой механизма
государственного регулирования цен
является законодательная база, поэтому,
прежде всего, необходим Федеральный
закон о ценах и
Возможность
государственного регулирования цен,
как и ведение любых
Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой