Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа
Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
1) «замораживание»
или блокировка или фиксация
цен (цены законодательно
2) таксация
цен (правительство получает
3) плавающие цены (государство применяет так называемую «вилку» цен, определив верхнюю и нижнюю границы);
4) государство устанавливает гарантированную минимальную цену товара;
5) применение
базисных минимальных цен (
6) «сметные» цены (производителю указывается способ расчета цен исходя из сметной стоимости работ);
7) «рамочные» цены (указывается способ расчета цен на основе круга затрат);
8) применение
ценовых режимов, или
9) режим свободных
контролируемых цен
10) режим
обусловленной свободы
11) режим
свободных наблюдаемых цен (
Гражданское законодательство не затрагивает уровень цен, а лишь в самых общих чертах регулирует порядок установления цены в договоре.
Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы и услуги.
Таим образом,
гражданское законодательство считает
понятие цены оценочной категорией.
Однако постановление пленума
Пунктом 2 ст. 426 ГК РФ предусмотрено жесткое правило для публичных договоров. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В данном случае условиями цены жестко связана сторона, предоставляющая товары, работы или услуги. При заключении договора купли-продажи сторона, получающая товары, работы, услуги, вынуждена присоединиться к условиям (в т.ч. и ценовым), установленным предоставляющей стороной. Более детально цены рассматриваются в приложении к каждому конкретному договору.
В соответствии
с п. 1.3 порядка применения экономических
санкций за нарушение государственной
дисциплины цен, утвержденного МФ РФ,
и Государственного комитета РФ по
политике цен от 1 декабря 2005 года: «государственная
дисциплина цен предусматривает
соблюдение предприятиями, органами управления
республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и других административно-
Нарушением государственной дисциплины цен является:
1) завышение
государственных регулируемых
2) завышение
оптовых цен,
3) завышение
или занижение цен на
4) завышение
установленных надбавок к
5) включение
в стоимость услуг фактически
невыполненных работ или
6) применение
регулируемых цен, наценок,
7) завышение
цен на продукцию, по которой
из-за конструктивных или
8) нарушение
предприятиями –монополистами
9) перечисление
в бюджет сумм, полученных за
счет превышения предельного
уровня рентабельности, и несвоевременное
снижение цен (тарифов и
10) применение
незарегистрированных в
11) применение
свободных оптовых цен,
Налоговое законодательство
определяет «рыночные цены» как
цены, сложившиеся в регионе на
момент исполнения сделки. Под регионом
понимается сфера обращения продукции
в данной местности, которая определяется,
исходя из экономической возможности
покупателя приобрести товар на ближайшей
к нему территории. Ближайшая территория
– конкретный населенный пункт или
группа населенных пунктов, или иная
территория, находящаяся в пределах
границ национально– и административно-
Анализ практики Высшего Арбитражного Суда РФ показывает, что в основном в ВАС рассматриваются споры, связанные с применением рыночной цены по налогу на прибыль и НДС, то есть по тем налогам, законодательное регулирование которых прямо предусматривает применение рыночных цен.
Хочется обратить
внимание и на следующую тонкость.
Если налоговая инспекция требует
увеличить налогооблагаемую базу, применив
рыночные цены, то она должна доказать
факт реализации ниже себестоимости
по конкретным сделкам, а не по реализации
всей продукции ниже её суммарной
себестоимости. Так, в Законе “О налоге
на добавленную стоимость” указано,
что по предприятиям, осуществляющим
реализацию продукции (работ, услуг) по
ценам не выше фактической себестоимости,
для целей налогообложения
Эти выводы подтверждаются судебной практикой. В одном из своих решений арбитражный суд г. Москвы указал, что прибыльность или убыточность сделок должна определяться по каждой конкретной сделке после окончания расчетов между сторонами. Налоговая же инспекция определяла цену реализации исходя из сумм, фактически поступивших за определенные периоды денежных средств за реализованную продукцию. Суд счел, что в данном случае налоговый орган не доказал факт реализации готовой продукции ниже себестоимости, суд вынес решение в пользу налогоплательщика.
В постановлении
от 30 сентября 2007 г № 4004/96 ВАС РФ счел
недоказанными обстоятельства, послужившие
основой для наложения
Таким образом, для наложения финансовых санкций на налогоплательщика, допустившего реализацию не выше фактической себестоимости и не увеличившего в целях налогообложения цены товара до рыночной, необходимо в акте проверки отметить:
1) сделки, по
которым была допущена
2) период, в котором это имело место;
3) рыночные цены, которые должны применятся.
В постановлении ВАС РФ от 30 сентября 2007 г. также указано, что если рыночная цена регулировалась путем установления предельного уровня торговой надбавки по каждой группе товаров, то следует считать, что предприятие не могло реализовать все товары по цене выше себестоимости. Поэтому указанный в отчете убыток от реализации товаров не может свидетельствовать о занижении налогооблагаемого оборота по указанным выше налогам.
Этот вопрос был особенно актуален в условиях кризиса 2008 года, когда регионы регулируют цены на отдельные товары, несмотря на то, что статья 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Применяемое регулирование цен на отдельные виды продукции, по сути, является превышением полномочии субъектами Федерации. Однако если предприятие подчинилось нормативному акту на региональном уровне и документ, устанавливающий фиксированные цены на отдельные виды продукции, будет представлен в суд, то последний может вынести решение в пользу налогоплательщика, который не мог реализовать продукцию по ценам не выше фактической себестоимости.
Если налоговые органы потребовали от предприятия снизить цены, то необходимо документально подтвердить действия налоговой инспекции с указанием тех цен, которые потребовали установить налоговые органы.
Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках чистой монополии осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на регулировании нормы прибыли, а другая - тарифов.
Принципы регулирования отличаются в зависимости от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других факторов.
Структура тарифа
должна разрабатываться таким образом,
чтобы дискриминация
Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.
Основное преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.
Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой