Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
§1.Цена и её функции 5
§2 Функции и задачи государственного воздействия на цены 9
§3. Виды, структура цен и ценообразующие факторы 11
Глава2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ 20
§1 Административное регулирование цен 20
§2 Регулирование цен в целях налогообложения 24
§3 Регулирование цен монополий 26
Глава 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 29
§1 Опыт государственного регулирования цен в США и Франции 29
§2 Рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования цен в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

Vozdeystvie_gosudarstva_na_tseny_v_stranakh.docx

— 80.54 Кб (Скачать документ)

1) «замораживание»  или блокировка или фиксация  цен (цены законодательно стабилизируются  на определенный период);

2) таксация  цен (правительство получает информацию  от производителей, анализирует  рыночную ситуацию и на этой  основе определяет цены, которые  подразделяются на твердо фиксированные,  максимальные и минимальные);

3) плавающие  цены (государство применяет так  называемую «вилку» цен, определив верхнюю и нижнюю границы);

4) государство  устанавливает гарантированную  минимальную цену товара;

5) применение  базисных минимальных цен (основано  на фиксации базисного размера  и базисного качества той или  иной продукции, причем фактические  цены не должны отличаться  от базисных более, чем на  величину установленного отклонения);

6) «сметные»  цены (производителю указывается  способ расчета цен исходя  из сметной стоимости работ);

7) «рамочные»  цены (указывается способ расчета  цен на основе круга затрат);

8) применение  ценовых режимов, или декларирования  цен (производители сами определяют  цены, но должны получить согласие  на их введение). Существует режим  свободных контролируемых цен,  режим обусловленной свободы  ценообразования, режим свободных  наблюдаемых цен.

9) режим свободных  контролируемых цен предполагает, что на повышение цен должно  быть получено согласие правительственных  органов.

10) режим  обусловленной свободы ценообразования  (обязательное декларирование с  правом вето) основывается на  самостоятельном установлении цен  без получения предварительного  согласия, за правительственными  органами сохраняется право на  непосредственное вмешательство  в процесс установления и изменения  ценовых уровней.

11) режим  свободных наблюдаемых цен (простое  обязательное декларирование, предварительная  нотификация, уведомительные цены) предполагает, что предприятия должны  в обязательном порядке заявлять  о ценах, но при этом администрация  не имеет право возражать. Т.о., нотификация носит в определенной  степени формальный характер. Однако  она все же способствует сдерживанию  цен. Администрация может в  любой момент ввести более  жесткую систему, если выявлены  злоупотребления.

Гражданское законодательство не затрагивает уровень  цен, а лишь в самых общих чертах регулирует порядок установления цены в договоре.

Если в  возмездном договоре цена не предусмотрена  и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая  при сравнимых обстоятельствах  обычно взимается за аналогичные  товары, работы и услуги.

Таим образом, гражданское законодательство считает  понятие цены оценочной категорией. Однако постановление пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ несколько ограничило данную норму. Наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения, договор считается незаключенным. То есть, несмотря на то, что закон допускает случаи, когда цена в договоре может быть определимой, суд настаивает на том, чтобы заинтересованная сторона обосновала порядок определения цены.

Пунктом 2 ст. 426 ГК РФ предусмотрено жесткое правило  для публичных договоров. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются  одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом  и иными правовыми актами допускается  предоставление льгот для отдельных  категорий потребителей. В данном случае условиями цены жестко связана  сторона, предоставляющая товары, работы или услуги. При заключении договора купли-продажи сторона, получающая товары, работы, услуги, вынуждена присоединиться к условиям (в т.ч. и ценовым), установленным  предоставляющей стороной. Более  детально цены рассматриваются в  приложении к каждому конкретному  договору.

В соответствии с п. 1.3 порядка применения экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен, утвержденного МФ РФ, и Государственного комитета РФ по политике цен от 1 декабря 2005 года: «государственная дисциплина цен предусматривает  соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных  образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего законодательства и других нормативных  документов по ценообразованию и  контролю за ценами».

Нарушением  государственной дисциплины цен  является:

1) завышение  государственных регулируемых цен  на продукцию, товары, услуги (фиксированных  цен, предельных цен, предельных  коэффициентов изменения цен,  предельных уровней рентабельности  и др.);

2) завышение  оптовых цен, зарегистрированных  при декларировании в органах  ценообразования;

3) завышение  или занижение цен на продукцию,  поставляемую предприятиями по  межправительственным соглашениям  со странами СНГ и другими  государствами;

4) завышение  установленных надбавок к ценам,  начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление или предоставление  покупателю в уменьшенном размере  установленных скидок;

5) включение  в стоимость услуг фактически  невыполненных работ или выполненных  в неполном объеме, учтенном в  стоимости этих услуг, а также  применение цен, согласованных  на комплектную продукцию при  поставке некомплектной продукции;

6) применение  регулируемых цен, наценок, тарифов  предприятиями общественного питания,  коммунального хозяйства и бытового  обслуживания населения, уровень  обслуживания которых не соответствует  характеристикам, предусмотренным  при установлении этих цен  и тарифов;

7) завышение  цен на продукцию, по которой  из-за конструктивных или технологических  недостатков не достигнуты потребительские  свойства, принятые при согласовании  их уровня (при наличии заключения  органов стандартизации);

8) нарушение  предприятиями –монополистами порядка  декларирования свободных цен  и тарифов;

9) перечисление  в бюджет сумм, полученных за  счет превышения предельного  уровня рентабельности, и несвоевременное  снижение цен (тарифов и надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями  –монополистами (по продукции, включенной  в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями,  на продукцию, товары и услуги, которых установлены предельные  уровни рентабельности;

10) применение  незарегистрированных в Комитете  РФ по политике цен оптовых  цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные  комплектующие изделия;

11) применение  свободных оптовых цен, тарифов  наценок и надбавок, несогласованных  с потребителями в установленном  порядке. [Гражданский кодекс РФ 4.1 31.07.2008г].

 

 

 

§2 Регулирование цен в целях налогообложения

 

Налоговое законодательство определяет «рыночные цены» как  цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом понимается сфера обращения продукции  в данной местности, которая определяется, исходя из экономической возможности  покупателя приобрести товар на ближайшей  к нему территории. Ближайшая территория – конкретный населенный пункт или  группа населенных пунктов, или иная территория, находящаяся в пределах границ национально– и административно-территориальных, национально-государственных образований.

Анализ практики Высшего Арбитражного Суда РФ показывает, что в основном в ВАС рассматриваются  споры, связанные с применением  рыночной цены по налогу на прибыль  и НДС, то есть по тем налогам, законодательное  регулирование которых прямо  предусматривает применение рыночных цен.

Хочется обратить внимание и на следующую тонкость. Если налоговая инспекция требует  увеличить налогооблагаемую базу, применив рыночные цены, то она должна доказать факт реализации ниже себестоимости  по конкретным сделкам, а не по реализации всей продукции ниже её суммарной  себестоимости. Так, в Законе “О налоге на добавленную стоимость” указано, что по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается  рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившееся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Инструкция ГНС РФ от 11.10.07 №39 устанавливает, что под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе  на момент реализации товаров при  совершении сделки. Таким образом, речь идет о конкретной сделке, иначе  невозможно определить, на какой момент следует определять рыночные цены для  доначисления облагаемого оборота. Аналогичная ситуация имеет место  и по налогу на прибыль предприятий  и организаций.

Эти выводы подтверждаются судебной практикой. В  одном из своих решений арбитражный  суд г. Москвы указал, что прибыльность или убыточность сделок должна определяться по каждой конкретной сделке после  окончания расчетов между сторонами. Налоговая же инспекция определяла цену реализации исходя из сумм, фактически поступивших за определенные периоды денежных средств за реализованную продукцию. Суд счел, что в данном случае налоговый орган не доказал факт реализации готовой продукции ниже себестоимости, суд вынес решение в пользу налогоплательщика.

В постановлении  от 30 сентября 2007 г № 4004/96 ВАС РФ счел недоказанными обстоятельства, послужившие  основой для наложения финансовых санкций, поскольку в акте проверки отсутствовали данные о том, какие  товары реализовывались по ценам  ниже себестоимости и в каком  конкретно периоде года. Сведений о фактических затратах предприятий  по реализации товаров и об уровне их рыночных цен в акте также не было, а за занижение налогооблагаемой базы налоговой инспекцией была принята  сумма убытка от реализации товара по данным отчета о финансовых результатах  торговой фирмы за 2006 г.

Таким образом, для наложения финансовых санкций  на налогоплательщика, допустившего реализацию не выше фактической себестоимости  и не увеличившего в целях налогообложения  цены товара до рыночной, необходимо в  акте проверки отметить:

1) сделки, по  которым была допущена реализация  ниже себестоимости;

2) период, в  котором это имело место;

3) рыночные  цены, которые должны применятся.

В постановлении  ВАС РФ от 30 сентября 2007 г. также указано, что если рыночная цена регулировалась путем установления предельного  уровня торговой надбавки по каждой группе товаров, то следует считать, что  предприятие не могло реализовать  все товары по цене выше себестоимости. Поэтому указанный в отчете убыток от реализации товаров не может свидетельствовать  о занижении налогооблагаемого  оборота по указанным выше налогам.

Этот вопрос был особенно актуален в условиях кризиса 2008 года, когда регионы регулируют цены на отдельные товары, несмотря на то, что статья 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к  ведению РФ. Применяемое регулирование  цен на отдельные виды продукции, по сути, является превышением полномочии субъектами Федерации. Однако если предприятие  подчинилось нормативному акту на региональном уровне и документ, устанавливающий  фиксированные цены на отдельные  виды продукции, будет представлен  в суд, то последний может вынести  решение в пользу налогоплательщика, который не мог реализовать продукцию  по ценам не выше фактической себестоимости.

Если налоговые  органы потребовали от предприятия  снизить цены, то необходимо документально  подтвердить действия налоговой  инспекции с указанием тех цен, которые потребовали установить налоговые органы.

§3 Регулирование цен монополий

 

Регулирование деятельности компаний непосредственно  на рынках чистой монополии осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на регулировании  нормы прибыли, а другая - тарифов.

Принципы  регулирования отличаются в зависимости  от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности  пересмотра и многих других факторов.

Структура тарифа должна разрабатываться таким образом, чтобы дискриминация исключалась. Поэтому тариф устанавливается  по каждому виду продажи или характеру  услуги, что, как правило, требует  разбивки издержек на основе определенного  параметра, например объемов производства и продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех  пор, пока компания не обратится с  требованием о его пересмотре, что обычно происходит, когда норма  прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение  тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения  тарифа состоит из трех этапов: выявления  текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при  условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.

Основное  преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия  масштабным и наиболее очевидным  злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.

Информация о работе Воздействие государства на цены в странах с развитой рыночной экономикой