Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:58, курсовая работа
Цель работы: анализ системы вознаграждения за труд на зарубежных фирмах и определение схожих аспектов в ней с белорусскими предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить значимость материальной мотивации труда;
- изучить систему организации оплаты труда в Республике Беларусь и других странах;
- провести анализ данных о заработной плате за последний период в Республики Беларусь;
- обозначить характер влияния законодательства на размер вознаграждения за труд;
- разработать рекомендации в области возможных изменений характера оплаты труда в Республике Беларусь, опираясь на опыт зарубежных фирм.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………..……………………………………...3
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ФОРМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА……..…………………..…………………………..5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМАХ…………………………………………………………………………....13
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ …………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………57
Приложение A……………………………………………………………………....58
1. Главное назначение заработной платы – расширение ее возможностей в обеспечении воспроизводства рабочей силы, удовлетворение потребности работника в повышении качества жизни за счет собственного труда.
2. Основные функции заработной платы: оценка стоимости рабочей силы; оценка результатов труда.
3. Максимально возможная степень соответствия заработной платы трудовому вкладу равна 1. Только в этом случае величина заработной платы будет в полной мере отражать размер трудового вклада работника, а также определять связь заработной платы с производительностью труда, и, значит, станет возможным признать заработную плату реальным стимулом повышения интенсивности труда.
4. В области организации труда сегодня большинство зарубежных компаний идет по пути выработки синтезированных систем, сочетающих элементы традиционной, повозрастной и новой, трудовой тарификации работников. Кроме того, проведенный анализ практики регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой позволяет сделать вывод о том, что политика заработной платы должна вырабатываться преимущественно на микроэкономическом уровне, в зависимости от нужд и потребностей каждого предприятия или фирмы, их отраслевой специфики, уровня социального развития коллектива.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (статья 23), предусматривает, что каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд, справедливое удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и его семьи.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признаёт права каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Конвенция МОТ №95 «Об охране заработной платы» определяет заработную плату как всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый в деньгах и устанавливаемый соглашение или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
Таким образом, заработная плата в самом общем виде может быть определена как вознаграждение, выплачиваемое работнику за использование его труда.
Как выражение цены рабочей силы заработная плата определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда. А также основными параметрами, характеризующими качество рабочей силы (профессия, квалификация, производительность труда и т.п.). Выделяют четыре фактора, влияющих на размер заработной платы:
сложившийся в отрасли (профессии), регионе и т.п. уровень заработной платы;
финансовые возможности нанимателя;
стоимость жизни;
производительность труда.
Заработная плата как экономическая категория выполняет воспроизводственную (восстановление способности к труду), стимулирующую (ориентированность на повышение производительности, эффективности и качества труда) и регулирующую (воздействие на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на уровень занятости и т.п.) функции.
Согласно Трудовому Кодексу Республики Беларусь от 20.07.2007 года Глава 6 Статья 57 гласит:
Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от её сложности, количества, качеств, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
В переходный период происходит отмирание стимулирующей функции оплаты труда. Если в плановой социалистической экономике заработная плата носила уравнительный характер и не выполняла своей стимулирующей функции, то в настоящее время оказалось, что связи между уровнем финансового положения предприятия и заработной платы этих предприятий не существует. Стимулирующая роль заработной платы выше, когда тарифная часть играет главенствующую роль в оплате труда. В настоящее время роль тарифа снижается, все больше наблюдается использование повременной оплаты труда.[2, с.56]
Всеобщая декларация прав и свобод человека закрепляет каждого гражданина на гарантированный государством минимум оплаты труда.
Установление минимума заработной платы является одной из важнейших государственных гарантий. Основная цель, которая должна быть достигнута при реализации указанной гарантии,- защита работников от необоснованно низкой заработной платы, не обеспечивающей простого воспроизводства рабочей силы.
Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» предписывает государствам при определении уровня минимальной заработной платы учитывается:
потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни. Социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производства и желательность достижения и поддерживания высокого уровня занятости.
Согласно Трудовому Кодексу Республики Беларусь от 20.07.2007 года Глава 6 Статья 59 гласит:
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда.
При этом в состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты.
Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета. В течение года минимальная заработная плата индексируется с учетом инфляции. На практике, с 2005 года минимальная заработная плата менялась только раз в год.
С 1994 года повышение минимальной зарплаты устанавливалось Советом Министров и Верховным советом. Указом президента минимальная заработная плата повышалась четыре раза за 16 лет: 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года.
Рис. 3.1. Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в белорусских рублях[20]
Рис. 3.2. Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в долларах США[20]
Также статьей 82 Трудового Кодекса Республики Беларусь определено исчисление среднего заработка за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом
Средний заработок исчисляется для оплаты времени:
1) выполнения государственных или общественных обязанностей, переезда на работу в другую местность и для других случаев, предусмотренных законодательством, -- исходя из заработной платы, начисленной работнику за два календарных месяца (с 1-го по 1-е число), предшествующие началу указанных выплат;
2) вынужденного прогула в случаях восстановления работника на прежней работе, определения размера выходного пособия, пособия по безработице и стипендий безработным, проходящим профессиональную подготовку и переподготовку, и в других случаях -- исходя из заработной платы, начисленной работнику за два календарных месяца (с 1-го по 1-е число), предшествующие месяцу его увольнения.
Порядок исчисления среднего заработка определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Опираясь на данные о минимальной заработной плате проведем параллель с данными о средней заработной плате:
Табл.1. Динамика изменения процентного соотношения минимальной зарплаты к средней в Беларуси в 2004 — 2010 годы [20]
Год | Минимальная зарплата в месяц, бел. руб. | Средняя зарплата в месяц, бел. руб. | Отношение минимальной зарплаты к средней, % |
2004 | 90 600 | 350 200 | 25,9 |
2005 | 128 900 | 469 400 | 27,5 |
2006 | 156 900 | 590 700 | 26,6 |
2007 | 179 100 | 701 100 | 25,5 |
2008 | 208 800 | 885 600 | 23,6 |
2009 | 229 700 | 998 399 | 23,0 |
2010 | 258 600 | 999 900 (январь) | 25,9 |
Как видно из таблицы, начиная с 2005 года, соотношение минимальной зарплаты к средней в стране падало и в 2009 года достигло своего минимума. В начале 2010 года этот показатель продемонстрировал обнадеживающий рост. Но минимальная зарплата в стране устанавливается один раз в год 1 января, а средняя зарплата меняется ежемесячно, причем обычно в сторону увеличения. В апреле средняя зарплата достигла 1 116 820 рублей.
Правительство Республики Беларусь периодически вносит определенные изменения и дополнения организации выплаты заработной платы. Одним из последних изменений является от 27.12.2010 № 682 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49» (рег. № 1/12222 от 29.12.2010)
Указом придается постоянный характер действию Указа № 49. Напомним, этим Указом, действовавшим в качестве эксперимента в течение 2009 и 2010 годов, руководителям коммерческих организаций независимо от формы собственности предоставлено право ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам за реализацию продукции, в т.ч. на экспорт, и снижение запасов готовой продукции, а также устанавливать руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, персональные условия оплаты труда, предусматривающие повышенные размеры окладов, надбавок и премий.
Кроме того, расширяется перечень лиц, которым могут быть установлены персональные условия оплаты труда, а также предоставляется право руководителям коммерческих организаций независимо от формы собственности предусматривать в контрактах работникам, непосредственно участвовавшим в заключении внешнеэкономической сделки (договора), в зависимости от эффективности ее (его) реализации вознаграждение в процентном отношении от суммы этой сделки (договора).
Вступает в силу с 1.01.2011 г.
Теперь нанимателю предоставлено право устанавливать по его решению персональные условия оплаты труда не только руководителям и специалистам, как это было предусмотрено ранее, но и рабочим, что усилит мотивацию всех категорий работников на увеличение поступления валютной выручки.
Кроме того, в целях расширения международных связей, «захвата» новых рынков сбыта белорусской продукции и активизации международного сотрудничества наниматели могут устанавливать новый вид стимулирования работников: вознаграждение в процентном отношении от суммы внешнеэкономической сделки (договора) (далее сделка).
Данное вознаграждение можно устанавливать только работникам, непосредственно участвовавшим в заключении сделки. При этом выплата вознаграждения должна производиться после ее заключения.