Значение и роль планирования в управлении организацией на примере предприятия СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение особенностей рыночных отношений, рассмотрение роли и места планирования в управлении организацией, анализ деятельности организации, систематизирование и закрепление теоретических знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщения выводов.

Исходя из поставленной цели в работе, были выделены следующие задачи:

- изучить особенности рыночных отношений;

- рассмотреть роль и место планирования в управлении организацией;

-проанализировать деятельность организации как основы принятия плановых решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Сущность перехода к рынку и особенности планирования деятельности организации 5

1.1 Особенности рыночных отношений на современном этапе 5

1.2 Роль и место планирования в управлении организации 8

2 Анализ деятельности организации как основы принятия плановых решений 11

2.1 Краткая характеристика организации и перкпективы её развития 11

2.2 Анализ и оценка сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ…..............................................................................................................15

2.3 Анализ и оценка внешней среды 19

3 Планирование объёма и структуры производства организации на перкпективу…………………………………………………………………………21

3.1 Моделирование количественных показателей развития отрасли 21

3.2 Сравнительная характеристика прогнозных показателей развития отрасли 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Список использованных источников……………………………………………...34

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 153.95 Кб (Скачать документ)

     Поэтому внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие  сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т.е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:

     -Government - правительство;

     -Economy - экономика;

     -Technology - технология;

     -Society - общество.

     Процедуры внутреннего анализа могут и  должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов  менеджмента, корпоративной культуры и т.п.

     Оценка  сильных и слабых сторон предприятия  по отношению к возможностям и  угрозам внешней среды как  раз и определяет наличие у  предприятия стратегических перспектив и возможность их реализации.

     Методология построения матрицы первичного стратегического  анализа заключается в том, что  сначала весь мир делится на две  части — внешнюю среду и  внутреннюю (само предприятие), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные: внешняя – внутренняя, сила - слабость, возможности – угрозы.

     

     Рис. 1. Матрица первичного стратегического SWOT-анализа 

     Выбор эффективных стратегий, соответствующих  внутренним параметрам предприятия  и его положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится путем построения матриц корреляционного SWOT-анализа. На рис.2. приведен пример такой  матрицы для выбора корпоративной  стратегии.

     

 

     Рис. 2. Матрица корреляционного SWOT-анализа

     Стратегии предприятия определяются исходя из сопоставления (корреляции) характеристик  среды и предприятия для четырех  зон матрицы. Для каждой зоны матрицы  получаем свои базовые стратегии. Например, для левой нижней зоны матрицы  характерны стратегии, направленные на использование сильных сторон предприятия  для нейтрализации угроз внешней  среды. Фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда  таит в себе много угроз. Здесь  наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних  угроз на рынке путем диверсификации (освоения новых товаров и рынков) и интеграции бизнеса.

     Для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон компании за счет хороших возможностей, предоставляемых внешней средой (создание совместных предприятий для  активной работы на перспективном рынке). Для левой верхней зоны матрицы  лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж, а для правой нижней - самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка. 
 

SWOT-анализ  СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»  за 2009 г. 

Сильные стороны Слабые стороны
-наличие  сплоченного коллектива и грамотного руководства;

-достаточно  высокая урожайность;

-применение  активной сбытовой политики, включающей  в себя: продажу на основе прямых  связей с торговыми организациями;  ведение оптовой торговли;

-соответствующее  ветеринарно-зоотехническое обслуживание поголовья.

-недостаточный объем оборотных средств;

- низкорентабельное производство;

- неэкономный расход электроэнергии;

-дебиторская и кредиторская   задолженность;

-недостаток  высококвалифицированных кадров, заинтересованных в работе;

- изношенное  оборудование;

Возможности Угрозы
- развитие селекции в молочном направлении;

-внедрение  эффективных методов воспроизводства  маточного поголовья;

-наиболее  эффективные формы и прогрессивные  методы организации труда и  стимулирование повышения его  производительности;

- создание прочной кормовой базы;

-приобретение нового оборудования и новейших технологий;

-интенсификация молочного скотоводства посредством создания современной материально-технической базы;

-введение  в севооборот более рентабельных  культур.

- конкуренция  со стороны местных поставщиков;

-погодные  условия;

-агротехнические  ошибки;

-растущая степень влияния поставщиков и покупателей;

-низкая покупательная способность потребителей;

-рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы.

    Примечание  – Источник: собственная разработка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ и оценка  внешней среды  предприятия 

     Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами  организации и не являются сферой непосредственного воздействия  со стороны её менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

     Внешняя среда прямого воздействия охватывает организации и людей, которые  могут вступать в контакт с  организацией, оказывая на неё воздействие  в силу выполняемых ими задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, различные контролирующие органы, местные органы власти. Наиболее сильное давление организация испытывает от такого фактора прямого воздействия, как рынок.

     Анализ  покупателей позволяет в первую очередь составить профиль потребителя  продукта, реализуемого организацией. С этой точки зрения изучаются  следующие характеристики:

  1. географическое местоположение покупателя;
  2. его демографические характеристики;
  3. социально-психологические характеристики.

     Анализ  поставщиков направлен на выявление  особенностей, от которых зависят  эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого  ею продукта. При сильной зависимости  организации от поставщиков последние  могут навязывать ей невыгодные условия. Всестороннее изучение позволяет формировать отношения с поставщиками таким образом, чтобы их влияние на организацию снижалось, а зависимость от неё усиливалась.

     Изучение  конкурентов направлено на выявление  слабых и сильных сторон тех, с  кем организации приходится бороться за ресурсы, получаемые из внешней среды. Это необходимо для построения стратегии  борьбы за выживание.

     Анализ  рынка рабочей силы нужен для  определения потенциальных возможностей организации в обеспечении кадрами, необходимыми для решения её задач. Изучается рынок рабочей силы с точки зрения наличия специалистов требуемой квалификации, определённого  уровня образования, возраста[18,с. 411].

     Внешняя среда косвенного воздействия формируется  из факторов и условий, прямо не влияющих на деятельность организации, но предопределяющих стратегически важные решения, принимая её руководством. К ним относят: законодательство, политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические и климатические  факторы и условия[18, с.23].

      Рис.3 Воздействие внешней среды

     Наиболее  распространённые способы наблюдения следующие:

     - анализ публикаций в средствах  массовой информации;

     - участие в профессиональных конференциях;

     - изучение мнений сотрудников  организации;

     - проведение внутренних обсуждений.

     Задача  исследования – вскрыть тенденции, характеризующие состояние отдельных  важных факторов, предсказывать направление их развития, вскрыть потенциальные угрозы для организации, а также возможности, открывающиеся для неё в будущем.

     Система анализа даёт необходимый эффект, если поддерживается высшим руководством и тесно связана с планированием[18, с.412].

     Анализ  внешней среды представляет процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятиям факторы, чтобы определить новые  возможности и угрозы для его  развития.

     Основные  задачи анализа внешней среды:

     1.Оценить  изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии.

     2. Идентифицировать факторы, которые  представляют угрозу стратегии  предприятия. Контроль деятельности  конкурентов позволяет руководству  быть готовым к потенциальным  угрозам.

     3. Идентифицировать факторы, которые  представляют больше возможностей  для достижения общих целей  предприятия (при корректировке  планов) [6, с.164].

     На  примере СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»  можно проанализировать внешнюю среду данной организации: происходит конкуренция со стороны местных поставщиков, что значительно влияет на себестоимость продукции, а также на её качество. Возможно расширение ассортимента продукции для удовлетворения запросов потребителей; приобретение нового оборудования и новейших технологий. Однако наблюдается непостоянный поток поступления денежных средств, что отрицательно воздействует и всячески препятствует приобретению новейших технологий, присутствует высокая степень износа оборудования. Угрозами являются плохие погодные условия (заморозки, дождь, град), которые снижают урожайность и качество продукции, падение спроса по причине снижения доходов населения, большое количество конкурентов за счёт продажи продукции с собственных приусадебных участков.

3 Планирование объёма  и структуры производства  организации на  перспективу 

3.1 Моделирование количественных  показателей развития  отрасли 

     Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объёма конечной продукции АПК и  приближение объёма и структуры  производства продукции к объёмам  и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК  входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт.

     Прогнозные  и плановые расчёты объёмных показателей  в сельском хозяйстве осуществляются по отраслям растениеводства и животноводства.

     При определении прогнозируемого объёма производства продукции растениеводства  особое значение придаётся определению  размера посевных площадей и урожайности[12, с. 397].

     Таблица 1 –Размер и структура посевных площадей СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»

Культуры Площадь, га В % к итогу 2009г. в  % к 2007г.
2007г. 2008г. 2009г. 2007г. 2008г. 2009г.
Зерновые  и зернобобовые без кукурузы 2337,0 2256,0 2242,0 49,5 46,6 50,1 95,9
В т. ч. Яровые 858,0 1129,0 700,0 18,2 23,3 15,6 81,6
           Озимые 1465,0 1097,0 1500,0 31,1 22,7 33,5 102,4
Зернобобовые 14,0 30,0 42,0 0,3 0,6 0,9 300,0
Кукуруза  и зерно 95,0 66,0 - 2,0 1,4 - -
Рапс 355,0 347,0 400,0 7,5 7,2 8,9 112,7
Кормовые  корнеплоды 40,0 25,0 25,0 0,8 0,5 0,6 62,5
Картофель 50,0 50,0 - 1,1 1,0 - -
Сахарная  свекла 400,0 400,0 410,0 8,5 8,3 9,2 102,5
Овощи открытого грунта 123,0 147,0 42,0 2,6 3,0 0,9 34,1
кукуруза  на силос 535,0 684,0 650,0 11,3 14,1 14,5 121,5
многолетние травы 533,0 266,0 408,0 11,3 5,5 9,2 76,5
однолетние  травы 250,0 596,0 296,0 5,3 12,3 6,6 118,4
Всего посевов 4718,0 4837,0 4473,0 100,0 100,0 100,0 94,8

Информация о работе Значение и роль планирования в управлении организацией на примере предприятия СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»