Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа
Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
Введение ………………………………………………………………………….3
1.Роль школы психологии и человеческих отношений в
формировании социально-психологических методов управления....................5
2. Сущность социально-психологических методов…………………………….9
2.1.Метод выявления и учета психологи……………………………………….10
2.2. Изучение и направленное формирование морального стимулирования
трудовой деятельности работника……………………………………………...17
2.3. Планирование социального развития трудового коллектива……………35
3. Значение социально-психологических методов в управлении
работниками организации на современном этапе……………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………46
Литература …………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
1.Роль
школы психологии и
формировании
социально-психологических
2. Сущность
социально-психологических
2.1.Метод выявления и учета психологи……………………………………….10
2.2. Изучение и направленное формирование морального стимулирования
трудовой
деятельности работника……………………………………………...
2.3. Планирование
социального развития
3. Значение социально-психологических методов в управлении
работниками
организации на современном этапе……………………………..
Заключение ………………………………………………………………………46
Литература ………………………………………………………………………47
Приложение
……………………………………………………………………..48
Введение.
Умение обращаться с людьми - это товар, который можно
купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе,
и я заплачу за такое умение больше,
чем за что-либо другое на свете.1
(Джон
Девисон Рокфеллер)
Мой секрет успеха заключается в умении
понять точку зрения другого человека
и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения.2
(
Генри Форд)
Менеджмент, как известно, оперирует тремя основными факторами, такими как: люди, финансы, техника и технологии. На первое место ставятся люди, то есть “человеческий фактор”. Японские, а также европейские и американские прославленные менеджеры добиваются завидных успехов в производстве дешевых качественных товаров именно благодаря бережному отношению ко всем процедурам этим фактором.
Предприятия и организации в настоящее время самостоятельно формируют персонал и распоряжаются трудовыми ресурсами, что предъявляют высокие требования к разработке политики управления в этой сфере, управлению персонала. С точки зрения современного менеджмента улучшение использования человеческого ресурса принято рассматривать как главный резерв повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы методов менеджмента, которые рассматриваются в достаточно широком диапазоне: от экономико-математического моделирования управленческих ситуаций до философско – психологического анализа человеческих отношений в процессе управления. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.
Именно эти индивидуальные особенности человека, а именно грамотный подход к управлению ими показывают, насколько влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия. Не стоит забывать, что социально-психологическая атмосфера накладывает определенный отпечаток на личность и деятельность современного руководителя. И на мой взгляд изучение всех особенностей организации работы сотрудников и помогут предотвратить критические ситуации разного рода.
Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
Целью
данной работы является изучение и
анализ социально-психологических
методов в менеджменте и их
анализ.
Глава
1. Роль школы психологии
и человеческих отношений
в формировании социально-психологических
методов управления.
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.
Социологический и психологический подходы к мотивации тесно связаны между собой, поэтому, проводя их систематизацию, условно выделим ученых, которые больше внимание уделяли социальному в природе мотивации: Р.Оуэн, Э.Мэйо, М.Фолетт, Д.Макгрегор, У.Оучи и психологическому: А.Маслоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд, Ф.Герцберг, В.Врум, Э.Лок, С.Адамс. 3
Понимание
важности влияния социально-
Одним из основателей школы человеческих отношений в управлении является профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо. Поводом для возникновения этой школы послужил социальный и психологический эксперимент, проведенный группой Мэйо с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа производилась на заводе «Вестерн электрик» в г. Хоторне, штат Иллинойс. В начале 1920-х годов дела на предприятии или неудовлетворительно из-за низкой производительности труда рабочих. Поэтому в 1926г. администрация совместно с учеными Гарвардского университета начала проводить эксперимент, который длился почти 8 лет. В его результате были сделаны крупные открытия, которые и привели впоследствии к возникновению школы человеческих отношений.
На основе Хоторнских экспериментов Э.Мэйо и его сотрудниками была сформулирована доктрина, «человеческих отношений». Основой ее являются следующие принципы;
- человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения,
-
с природой человека
-
руководители предприятий в
-
производительность труда
"Американский
социолог Мери Паркер Фолетт
также внесла значительный
В
более поздние годы концепция
мотивации развивалась в
Он разрабатывает две модели поведения руководителей, обозначив их теорией Х и теорией Y. Теория Х основана на применении методов принуждения и поощрения (кнута и пряника), которыми пользуется автократичный руководитель, чтобы навязать свою волю подчиненным (административный подход к мотивации). Теория Y уделяет основное внимание созданию условий благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении целей организации. Основными положениями теории Y руководствуются лидеры демократического стиля.5
В 1981 году американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию Z, как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора. Оучи, изучив японский опыт управления, попытался сформулировать лучший путь управления, в том числе мотивации, любой организации. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Такие идеи как, долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, всесторонняя забота о работниках являются основой концепции Оучи."
Таким
образом, школа психологии и человеческих
отношений оказало огромное влияние на
науку “менеджмент”, а в частности на
изучение проблемы социально- психологических
методов .И мы видим, что проблема изучения
работника, как источника эффективного
производства стояла уже давно перед учеными
–социологами, еще в XIX веке. И все их исследования
доказывают, что на производительность
труда работников оказывают наравне с
материальными, психологические и социальные
факторы.
Глава
2. Сущность социально-психологических
методов управления.
Социально-
Социально-
Практическое
решение всех перечисленных выше
задач требует создания на предприятиях
специальных социально-
( отделов, бюро, лабораторий).
Деятельность
социально-психологических