Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа
Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
Введение ………………………………………………………………………….3
1.Роль школы психологии и человеческих отношений в
формировании социально-психологических методов управления....................5
2. Сущность социально-психологических методов…………………………….9
2.1.Метод выявления и учета психологи……………………………………….10
2.2. Изучение и направленное формирование морального стимулирования
трудовой деятельности работника……………………………………………...17
2.3. Планирование социального развития трудового коллектива……………35
3. Значение социально-психологических методов в управлении
работниками организации на современном этапе……………………………..40
Заключение ………………………………………………………………………46
Литература …………………………………………………
Опрос
Опрос предполагает четкую формулировку вопросов, на которые следует дать однозначный ответ “да” или “нет”. При помощи опроса можно выяснить отношение персонала к администрации, отношение к инновациям и т.д.17
Беседа
Беседа
предусматривает получение информации
со слов собеседника. Это весьма распространенный
в менеджменте социально-психологический
метод. Беседа проводится при приеме на
работу и при увольнении, а также в процессе
трудовой деятельности. Она может проводиться
по инициативе руководителя или подчиненного.18
2.2.
Изучение и направленное
формирование морального
стимулирования трудовой
деятельности работников.
Целый
ряд социально-психологических
К этой же группе социально-психологических методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. Здесь тоже не следует пренебрегать зарубежным опытом. Например, одна крупная американская фирма, производящая компьютеры, в своем главном здании на огромном стенде поместила весь многотысячный персонал предприятия. Смысл этой своеобразной “ Доски почета” ясен - сам факт работы на этом передовом предприятии почетен.
Этот
пример, показывает нам насколько сильно
влияет на настрой сотрудников (а значит
и на его эффективность как работника)
правильно построенная организационная,
культурная политика. В последнее время,
многие социологи и психологи, дали определение
этому явлению как “ корпоративная культура”.
Корпоративная культура.
Корпоративная культура компании – это ее “корпоративная индивидуальность”. Корпоративные ценности и ведущие цели выступают основой для стратегического и ежедневного планирования деятельности компании. 20
Сформулированные ценности, цели¸ нормы и правила делового поведения внутри компании способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности в подразделениях, лучшему взаимопониманию между сотрудниками в деловых взаимодействиях, более эффективному объединению работников относительно достижению общей цели.
Кроме того, правила, принятые в организации, способствует успешному управлению людьми, поскольку руководитель получает возможность обосновывать свои распоряжения не только при помощи личной аргументации и обращения к своему индивидуальному опыту.
Руководитель использует убедительные аргументы для своих управленческих воздействий, обращаясь к объективным правилам и нормам, общим для всех работников компании. Система внутренних требований, выраженная в содержании корпоративной культуры фирмы, по существу, является социально-психологическим “трудовым кодексом”.
Наличие сформированной корпоративной культуры компании существенно ускоряет профессиональную адаптацию новых и молодых сотрудников, способствует их эффективному включению в производственную и социальную деятельность компании.
В корпоративной культуре выделяют – культуру партнерства.
Культура партнерства – система материальных и духовных ценностей, присущих организации и основанных на участии всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений, совместном управлении.21
Первым этапом формирования культуры партнерства является выработка миссии организации, соответствующей принципам партнерства. Кроме того, необходимо учитывать то, что в обычной практике разработкой миссии организации занимаются топ - менеджеры. Учитывая особенности партнерского управления, к которому стремится менеджмент в рассматриваемой ситуации важно привлечь к разработке миссии компании рядовых сотрудников. Подобная практика уже имела место в успешно работающих зарубежных корпорациях. Выработка миссии организации - это очень важный момент, так как понимание и разделение мисси организации ее сотрудниками помогает обрести чувство сопричастности ко всему происходящему на фирме, соучастия в ее делах, столь важное в наше время чувство социальной при6надлежности.
Механизм
проведения данного этапа выражается
в следующем комплексе
Дальнейший процесс формирования культуры партнерства, как уже отмечалось, может проходить по несколько разнящимся сценариям: для организации со сформированной культурой и неустоявшихся организаций. В первом случае выявляются сильные и слабые стороны организационной культурой, а также степень соответствия уже сложившейся и желаемой культурой. Во втором случае, этот этап естественно отсутствует.
Третий этап формирования культуры партнерства состоит в разработке и реализации организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие и закрепление культуры партнерства. Выбор инструментов, методов и средств, используемых на третьем этапе очень велик.
Следующим этапом процесса формирования культуры партнерства является выявление несоответствий и целенаправленное воздействие на вновь образующуюся культуру с целью ликвидации негативных ценностей не соответствующих желаемому образу.
Заключительным этапом процесса формирования культуры партнерства, как в принципе и любого другого управляемого процесса, является контроль и оценка успешности воздействий на организационную культуру компании и внесение необходимых корректив. Основная проблема на данном этапе - это отсутствие четко определенных количественных показателей. Оценку эффективности работы культуры партнерства можно проводить на основе изменения основных экономических показателей, на которые косвенно влияет организационная культура, а также на основе изменения текучести кадров и общей моральной удовлетворенности рядовых работников компании.
Формированию корпоративной культуры и философии фирмы большое внимание уделяют японские менеджеры. Рассмотрим формирование делового кредо организации на примере фирмы “Мацусита электрик компании”.23
Задачи организации, как уже отмечалось, четко выражают причину ее существования и ту роль, которую данная компания хотела бы играть в обществе. “Мацусита электрк компании” декларирует свои задачи следующим образом: “Производить дешевые электробытовые приборы в изобилии”.
Базовые цели этой компании определяются так:
Кодекс поведения сотрудников компании “Мацусита” включает следующие положения:
Но и в России многие крупные
и успешные компании придают
большое значение созданию
Интересен опыт коммерческого банка “ Платина”, работающего в Москве более 10 лет и укрепившего свои позиции после кризиса 17 августа 1998 г.24
В корпоративной культуре банка сформулированы следующие ценности и цели.
1. Преданность своему банка, надежность
2. Высокий профессионализм, наличие обязательного второго высшего образования экономического профиля
3. Высокие моральные качества - ответственность, честность (прием сотрудников осуществляется только после по рекомендации тех, кто уже работает в банке, проверка деловых качеств работника)
4. Способность к сотрудничеству и партнерству, неконфликтность, лояльность.
5. Наличие бойцовских качеств, выражающих в активности, стремлении всегда и до последнего бороться за успех и не останавливаться в случае неудач.
6. Интерес
к практической психологии
7. Стремление
к высокому уровню жизни и
желание работать на
8. Обязательное тестирование к стабильности в личной жизни (наличие семьи, отсутствие разводов, подчеркнутая забота о своих близких).
9. Стремление заботиться о своем здоровье (запрет на курение, штрафы для тех, кто нарушает данный запрет, запрет на алкоголь и наркотики).
10. Организация
совместных форм отдыха (общий
воскресный отдых сотрудников с семьями
в пансионате организации, совместный
туризм).
Таким
образом, если вы хотите, чтобы корпоративная
культура работала на вас, тогда формировать
ее нужно целенаправленно. Основным инструментом,
применяемым в этом случае, является идеология.
Она должна соответствовать, с одной стороны,
целям компании и ценностям тех, кто ею
владеет и руководит, с другой стороны,
- профессиональным, отраслевым ценностям,
характерным для сотрудников данного
предприятия, и с третьей стороны, тем
ценностям, которые сложились в данной
компании ранее. Данная идеология должна
четко предъявлять те модели поведения
сотрудников, которые наиболее адекватны
с точки зрения эффективности деятельности
компании, и опровергать те модели поведения,
которые нежелательны в компании.