Банковские системы стран мира. Их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:40, лекция

Описание

Лекция 1.1. Зарождение банковской системы

Основные версии происхождения слова «банк».
Возникновение первых банков.
Роль ростовщичества в развитии банковского дела.

Работа состоит из  1 файл

банковское дело.docx

— 190.04 Кб (Скачать документ)

Банкам  Нью-Йорка и Бостона удалось  с помощью этой системы все-таки поддержать денежные выплаты во время  кризиса 1860 года; во время кризиса 1873 года эта система была использована вновь, теперь уже аналогичными ассоциациями, по крайней мере, в семи главных  городах, и, хотя на сей раз полного  прекращения выплат избежать все  же не удалось, однако сами эти приостановки были более кратковременными (менее  трех недель).

Во  время последующих кризисов клиринговые  сертификаты использовались подобными  ассоциациями почти во всех крупных  городах, но уже без уравнивания  резервов, добиться удовлетворительного  соглашения, по которому в большинстве  случаев не удавалось. (Правда, масштабы кризисов 1884 и 1890 годов оказались  небольшими, и дело обошлось без  приостановки выплат, однако во время  двух следующих кризисов 1893 и 1907 годов  использование кредитных сертификатов без уравнивания резервов почти  сразу же обернулось прекращением выплат, и для отдельных банков оказалось  поистине губительным, так как они  получали к исполнению значительное количество чеков от других участников, и в то же время, приобретая таким  образом положительный клиринговый  баланс с другими банками, никак  не могли получить от них наличность на поддержание собственных резервов. И уже как подлинное издевательство выглядели ситуации, когда при  этом они могли достигнуть соглашения с собственными клиентами).

Успехи  и неудачи системы кредитных  сертификатов дали основания для  двух взаимосвязанных выводов. Во-первых, кто-то все же должен был держать  у себя адекватные резервы, которые  могли быть использованы в случае кризиса; во-вторых, эти ресурсы должны были быть доступны для всех банков; более того, все больший вес  приобретало мнение, что должна существовать организация, аналогичная центральным  банкам европейских стран. Неким  подобием такого рода организации могло  считаться Казначейство США. Еще  в 1846 году было установлено правило, по которому оно было независимо от банков, то есть хранило свои средства в значительной степени самостоятельно, а не депонируя их в банках (хотя этот принцип подвергался критике  как имевший негативный эффект для  денежного обращения, если поступления  Казначейства на протяжении какого-то времени превышал его расходы). Начиная  с Гражданской войны Казначейство практически осваивало оказание помощи во время кризисов. В 1857 году, когда национальной банковской системы  еще не существовало, Казначейство практически осваивало оказание помощи во время кризисов. В 1873 году оно вновь прибегло к этому, и, кроме того, продало на $5 млн. золота, разместив вырученные средства на депозитах  в нескольких банках. В 1884 и 1890 годах  оно опять выкупило облигации  и, кроме того, авансом проплатило часть процентов по государственному долгу, однако в 1893 году оно уже не в состоянии было оказать какую-либо помощь, и более того, само прибегло к кратковременным займам у банков. В 1907 году Казначейству, правда, вновь  удалось помочь, но средства, которыми оно реально располагало, были весьма невелики, так как львиная доля свободных фондов была размещена  в банках еще до наступления кризиса.

Заключительный  «аккорд» набиравшего силу движения за банковскую реформу прозвучал  во время кризиса 1907 года. Чаяния большинства  сводились к созданию некой организации, способной предоставить резервные  средства в условиях паники. Симпатии властей склонялись к организации  центрального эмиссионного резервного учреждения, однако, даже после банковского  кризиса 1907 года оппозиция федеральному централизму была все еще очень сильна, что послужило основой для принятия в 1908 году так называемого Олдрича-Вриланда (Aldrich-Vreeland Act of 1908), которым разрешалось использование банками в качестве обеспечения дополнительной эмиссии любых ценных бумаг помимо облигаций, включая коммерческие векселя – с тем, однако, чтобы все банки несли как индивидуальную, так и солидарную ответственность за погашение этой дополнительной эмиссии.

Тем же законом была учреждена Национальная комиссия по денежному обращению (The National Monetary Commission), призванная следить  за ходом начавшегося процесса реформирования, которая просуществовала четыре года и провела углубленное изучение банковской системы не только Соединенных  Штатов, но и основных европейских  стран. Опубликованные комиссией материалы  послужили в пользу создания постоянно  действующей централизованной организации, которая бы выпускала бумажные деньги на основе залога коммерческих обязательств, действовала бы в качестве кредитора  в последней инстанции и, кроме  того, контролировала бы денежный рынок  через ставку процента и операции на открытом рынке.

Эти намерения и материализовались  в создании Федеральной резервной  системы. По своей структуре она  значительно отличалась от центральных  банков европейских стран. В ее состав входили двенадцать региональных федеральных  резервных банков, за которыми были закреплены определенные федеральные  резервные территории. Все национальные банки должны были в обязательном порядке вступить в ФРС. Этим банкам, деятельность которых координировалась Федеральным резервным советом, были переданы функции эмиссии банкнот  и хранения резервов банков-членов ФРС, а также кредитная деятельность через повторное размещение среди  банков-членов ФРС своих капиталов.

Создание  ФРС позволило произвести корректировку  чекового обращения.

В то же время с некоторыми фундаментальными недостатками национальной банковской системы, возникшими исторически и  питаемыми гипертрофированным пристрастием к свободе в ущерб разумному  централизму, ФРС так и не смогла ничего поделать; часть из них была несколько компенсирована развитием  других финансовых институтов: страховых  компаний, компаний, специализировавшихся на выпуске дорожных чеков и др., а другая – осталась без изменений.

 

Федеральная Резервная Система  США

В начале ХХ века в США имелось не менее 5 тысяч эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал  правом выпускать в обращение  банкноты на сумму своего основного  капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в  уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами).

Сегодня банковская система США состоит  из:

    • Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка страны;
    • Коммерческих банков;
    • Инвестиционных банков;
    • Сберегательных банков;
    • Ссудосберегательных ассоциаций.

Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части  коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и  регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для  другой части – властями отдельных  штатов. С учетом регулирования все  американские банки можно разделить  на четыре группы:

    • Национальные банки;
    • Банки штатов – члены ФРС;
    • Банки – не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
    • Банки – не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные  банки подчиняются Контролеру денежного  обращения (служба Министерства финансов) и попадают под действие всех федеральных  банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки  штатов – члены ФРС подчиняются  законам и правилам того штата, где  они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим  федеральным законам, поскольку  они являются членами ФРС и  ФКСД. Банки – не члены ФРС  с вкладами, застрахованными в  ФКСД, подчиняются законам соответствующих  штатов, а также правилам и инструкциям  ФКСД. Банки – не члены ФРС  с незастрахованными вкладами попадают лишь под действие законодательства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям  штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать  несколько банков, не подчиняющихся  ни федеральным властям, ни властям  штатов (они называются частными).

Организационная структура Федеральной резервной  системы США:

С самого начала деятельности Федеральной  резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями  национальной экономической и финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень  занятости, стабильность покупательной  способности доллара и приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем вы Законе о полной занятости  и сбалансированном росте от 1978 года.

С годами были приняты поправки к акту о Федеральной резервной системе. Ключевые поправки были приняты Актом  о банковском деле от 1935 года, в 1970 году были внесены поправки к Акту о  банковских холдинговых компаниях, к Акту о международном банковском деле от 1978 года, к Акту от 1978 года о  полной занятости и сбалансированном росте и к Акту от 1980 года об отмене вмешательства государства в  дела депозитарных учреждений и о  валютном контроле.

Федеральная резервная система вносит свой вклад  в достижение нацией экономических  и финансовых целей, воздействуя  на финансы и кредит в экономике. В качестве центрального банка страны она на долгосрочной основе обеспечивает такой рост экономики в пределах ее возможностей, гарантируя при этом разумную стабильность цен. Если говорить кратко, то Федеральная резервная  система стремится проводить  свою политику так, чтобы бороться с  дефляционными и инфляционными  процессами по мере их появления. И  как кредитор последней инстанции  в критической ситуации она несет  ответственность за использование инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса ликвидности и финансовой паники.

Поскольку прочная финансовая структура является важной составной частью эффективной  кредитно-денежной политики и растущей и процветающей экономики, Федеральной  резервной системе было доверено множество контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность  за количество кредита, используемое для  покупки или продажи ценных бумаг, регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность иностранных  банков. Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает  правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение  к ним в определенных кредитных  операциях).

Большинство стран сегодня имеют центральные  банки, функции которых в целом  схожи с функциями Федеральной  резервной системы. Так, Банк Англии существует с конца 17 столетия, Банк Франции был организован Наполеоном 1 в 1800 году, Банк Канады начал свою деятельность в 1935 году. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности  могут отличаться друг от друга, равно  как  и их роль и степень независимости внутри правительства.

Известно, что США имеют независимый  центральный банк. Это верно в  том смысле, что решения Федеральной  резервной системы не подлежат ратификации  со стороны президента или со стороны  любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность  перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих  ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президента с  согласия Сената. В силу этих обстоятельств  и учитывая, что ФРС действует  в рамках общих целей экономической  и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как “независимую внутри правительства”.

ФРС поддерживает постоянные контакты с  другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед  соответствующими комитетами Конгресса  с отчетами о политике ФРС, о точке  зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.  По Акту о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года дважды в год он представляет сенатскому Комитету по банковскому делу, жилищным вопросам и городскому хозяйству, а также комитету палаты представителей по банковским делам, финансам и вопросам городского хозяйства цели Системы в финансовой и кредитно-денежной политике, прогнозы относительно экономической деятельности, анализ взаимосвязи между денежно-кредитными и экономическими целями и политикой администрации и Конгресса. Время от времени председатель периодически встречается с президентом США, проводит регулярные совещания с министром финансов и председателем Совета экономических консультантов. Председателя часто приглашают поработать в общеправительственных органов, таких как Комитет по отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений

Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве  США, куда входят руководители других соответствующих агентств США, председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде.  В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.

Другие  члены Совета управляющих также  участвуют в дискуссиях на правительственном  уровне при обсуждении широкого спектра  вопросов внутренней и внешней политики, начиная от реформы международной  валютной системы и кончая проблемам  обновления финансового законодательства США. Члены Совета часто выступают  перед Конгрессом по ряду вопросов, касающихся Федеральной резервной  системы. Член Совета, назначенный председателем, работает в Федеральном совете по проверке финансовых учреждений, где  представлены также Федеральная  корпорация по страхованию депозитов, Федеральное правление банков по кредитованию жилищного строительства, аппарат контролера денежного обращения  и Национальная администрация кредитных  союзов. Конгресс возлагает на эту  группу разработку единых правил ревизии всех учреждений, принимающих вклады. Регулярно члены Совета встречаются с членами совета экономических консультантов. Обычно раз в неделю проводится обед, на котором присутствуют представители Министерства финансов, а также по возможности и председатель или вице-председатель Совета управляющих и еще один член Cовета, равно как и заместитель министра финансов по проблемам денежного обращения, ответственные работники обоих учреждений.

Информация о работе Банковские системы стран мира. Их развитие