Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследования особенностей кредитования малого бизнеса коммерческими банками.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- сформировать представление о предприятиях малого бизнеса;
- рассмотреть принципы кредитования коммерческими банками предприятий малого бизнеса;
- проанализировать деятельность банков по кредитованию сектора малого бизнеса;
- выявить проблемы кредитования сектора малого бизнеса и пути их преодоления.
Содержание:
Введение.
Наличие развитого сектора малого и среднего бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др. Так, в государствах - членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работает порядка 60 - 70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.
Малый бизнес проник во все
сферы производства, обслуживания,
сервиса, науки и стал неотъемлемой
частью экономики России. Малые предприятия
выполняют ряд важнейших
Малый бизнес выполняет важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники.
Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности для предприятия.
В условиях развития рыночной системы страны одним из важнейших вопросов при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала.
Устойчивый экономический рост нашей страны определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о необходимости всемерного малого и среднего бизнеса, поскольку малый бизнес имеет огромное значение для развития рыночной экономики. Высокий уровень развития малого предпринимательства способствует поддержанию здоровой
конкуренции в экономике, формирует новый социальный слой общества для России – средний класс. Наряду с государством важную роль в становлении и развитии российского предпринимательства должен играть банковский сектор.
Актуальность темы данной
курсовой работы обусловлена сложившейся
экономической ситуацией в
Целью курсовой работы является исследования особенностей кредитования малого бизнеса коммерческими банками.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- сформировать представление о предприятиях малого бизнеса;
- рассмотреть принципы кредитования коммерческими банками предприятий малого бизнеса;
- проанализировать деятельность банков по кредитованию сектора малого бизнеса;
- выявить проблемы кредитования сектора малого бизнеса и пути их преодоления.
Предметом исследования курсовой работы являются особенности, проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса коммерческими банками. Объект исследования – система кредитования коммерческими банками малого бизнеса.
При написании курсовой работы были использованы нормативные документы, учебно-методические пособия, статьи журналов и электронные ресурсы.
1.Развитие малого бизнеса в России
1.1 Сущность и развитие малого бизнеса
С переходом экономики России на рыночные отношения начинает развиваться новый сектор экономики – предприятия малого бизнеса. В связи с этим в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприятия малого бизнеса» и др. Многие из этих понятий трактуются далеко неоднозначно.
Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
Малое предприятие – небольшое
предприятие любой формы
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные предельные
значения выручки от реализации товаров
(работ, услуг) и балансовой стоимости
активов устанавливаются
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной и политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей как:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастет роль малого бизнеса в экономике страны. Например в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 95,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51.8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США 67%, Японии – 55%.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно с 2000 г. На начало 2004 года еже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн. человек, что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-7 раз, а следовательно в России не использован в значительной степени потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономки в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ у малых предприятий имеется и уязвимые места. Главное из них – малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому, что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Информация о работе Кредитование малого бизнеса коммерческими банками