Кредитование малого бизнеса коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследования особенностей кредитования малого бизнеса коммерческими банками.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- сформировать представление о предприятиях малого бизнеса;
- рассмотреть принципы кредитования коммерческими банками предприятий малого бизнеса;
- проанализировать деятельность банков по кредитованию сектора малого бизнеса;
- выявить проблемы кредитования сектора малого бизнеса и пути их преодоления.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Кредитование малого бизнеса.doc

— 420.50 Кб (Скачать документ)

Анализируя сложившуюся  в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ предприятий  малого бизнеса.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого бизнеса на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма  государственной поддержки малого бизнеса.

Характерный для малого бизнеса  низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.

Ограниченность ресурсов малого предпринимательства  многом определяет и относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий. Так по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий  через год их существования в  ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

 

1.2 Роль малого  предпринимательства в экономике

 

Предприятия малого бизнеса  объективно существуют и развиваются  как относительно самостоятельный  сектор современной экономики. Малые  предприятия имеют важное социально-экономическое  значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.[7,с. З9]

Удельный вес малых  предприятий в основных экономических  показателях предприятий и организаций  отраслей экономики характеризуются  следующими данными.

 

Таблица 1.1 Удельный вес  малых предприятий в основных экономических показателях.

Показатели

2006

2007

2008

2009

Среднесписочная численность  работников

17,8

18,8

20,2

22,6

Средняя численность  внешних совместителей

40,5

41,4

39,6

40,7

Средняя численность  работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового  характера

19,8

18,0

16,9

16,5

Выпуск товаров и  рыночных услуг

8,9

9,2

9,6

9,9

Инвестиции в основной капитал

3,7

4,0

4,3

4,7


 

Роль предприятий малого бизнеса в экономике страны, как  правило, определяется следующими факторами:

  • численность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
  • вкладом предприятий малого бизнеса в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
  • ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
  • насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
  • навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.[6, с.38]

Инвестиции в основной капитал предприятии малого бизнеса (в части новых и поступивших  по импорту основных средств) представляют совокупность затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.

С 1 января 2003 г. на территории РФ введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической  деятельности (ОКВЭД), гармонизированный  с международными аналогами. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности, которая имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющей целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). По данным статистики видно, что большинство предприятий малого бизнеса функционировало в таких видах экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования – 45,8% всех малых предприятий страны; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 15,5%; обрабатывающие производства – 12,3%; строительство – 11,2%.

Важным показателем, характеризующим роль малых предприятий в экономике страны и решении социальных проблем, является оборот малых предприятий, в который включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также стоимость от продажи приобретенных на стороне товаров (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). 72,2% всего оборота предприятий малого бизнеса оптовой и розничной торговли, занятых ремонтом.

Усиление роли малого предпринимательства в решении экономических и социальных поблеем (особенно роста занятности дееспособного населения) зависит во многом от увеличения числа малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Число занятых на предприятиях малого бизнеса России составляет 17% от общего числа наемных работников, а в странах ЕС – около 72%. Доля малых предприятий России в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 10-12%, а в странах ЕС от 60 до 70%.

Как показывают исследования, деятельность малых предприятий характеризуется более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, строительства.

Важным критерием повышения  эффективности деятельности малых  предприятий является рост сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток), который представляет собой конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций, и представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи продукции, основных средств, иного имущества организаций и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводятся по кругу субъектов малого предпринимательства в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод, что  поступательное движение малого предпринимательства  является важнейшим факторам успешного  решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышения качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в предприятиях малого бизнеса вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятности, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль предприятий малого бизнеса в развитии экономики страны.

 

 

 

2. Кредитование малого  бизнеса

 

1.3. Малое предпринимательство  как формирующийся рынок

приложения кредитных ресурсов коммерческого банка

 

Источники, за счет которых  осуществляется финансирование малых  предприятий, можно поделить на две  группы: внутренние и внешние.

В соответствии с российским законодательством к внешним источникам финансирования относятся целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основу внутренних ресурсов финансирования составляют финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ресурсы инвестора, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, представляющие собой штрафы и неустойки.

В таблице 1 представлены данные об источниках финансирования малых и средних предприятий, которые свидетельствуют о превалировании внутренних источников, которые, в отличие от крупных компаний, не могут обеспечить МСП широких финансовых возможностей для развития.

Кредитами банков, среди  опрошенных МСП, пользуются менее 10%. Даже в период кредитной экспансии  банков (до середины 2008 года) объем кредитования МСБ в РФ составлял в 15 раз меньше, чем в европейских странах, и в 20 раз меньше, чем в Японии. По оценкам экспертов, потребность МСБ в банковских кредитах удовлетворялась лишь на 20- 30%, при этом на МСП приходилось только 3% всех инвестиций.

В посткризисных условиях положение  дел ухудшилось. Так, по данным Ассоциации региональных банков России, потребность  МСП в кредитах обеспечена лишь на 10% и преимущественно за счет поддержки  региональных банков.

Кредитование малого бизнеса уже давно стало наиболее распространенным видом кредитования среди широкого перечня банковских услуг. Для многих предприятий и индивидуальных предпринимателей кредитование малого и среднего бизнеса является единственной возможностью развития предприятия, расширения малого бизнеса. На

полученный кредит для  бизнеса можно произвести диверсификацию производства, расширить ассортимент  и перечень выпускаемой продукции  или же предлагаемых услуг.2

Малый бизнес по ряду причин является привлекательной сферой деятельности кредитных организаций.

С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости  ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая  реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий. Эти особенности малого бизнеса достаточно быстро были поняты западными кредитными организациями. Именно в силу этих причин малые предприятия за рубежом стали привлекательными для банковских структур клиентами. В середине XX в. работой с представителями малого предпринимательства занимались в большинстве случаев мелкие кредитные организации. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Крупные банки сочли мелких предпринимателей перспективными клиентами. Эти кредитные организации стали создавать в своей структуре отделы, которые оказывают малому бизнесу различного рода услуги - от обслуживания счетов и осуществления расчетно-кассовых операций до предоставления квалифицированных консультаций в сфере финансов. Часть кредитных организаций взяла инициативу по оказанию помощи в сфере методологии в свои руки, тем самым приняв на себя часть функций государства, например, подобной деятельностью занимается английский банк Barclays Bank. Данная кредитная организация, сотрудничая с издательским домом Basil Blackwell, была в свое время занята изданием методических пособий, оказывающих помощь руководителям малых предприятий в организации и руководстве бизнесом. Ряд этих предписаний в свое время был издан на территории Российской Федерации.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса коммерческими банками