Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель - выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческими банками в процессе кредитного анализа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия кредитоспособности заемщика
рассмотреть этапы анализа кредитоспособности заемщика, требования, предъявляемые к заемщику
рассмотреть основные методики анализа кредитоспособности, применяемые кредитными организациями.
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1Понятие, цели и задачи кредитоспособности
1.2Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика
Глава 2.Подходы к кредитоспособности заемщика
2.1 Методы оценки кредитоспособности крупных и средних предприятий
2.2Оценка кредитоспособности малого бизнеса и физических лиц
Глава 3.Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности клиентов
3.1 Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика
3.2 Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа: Сбербанк России, Альфа-Банк, Россельхозбанк
Заключение
Список литературы
Необходимо подчеркнуть, что кредитоспособность хозяйствующего субъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включает множество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности, оборачиваемости различных видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджмента организации, содержанию кредитной истории[5, c.44] .Среди существующих в экономической литературе определений кредитоспособности заемщика удачным является определение, данное в учебнике «Экономический анализ» под редакцией Л.Т. Гиляровской: «Кредитоспособность — это возможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита» .
При толковании термина «кредитоспособность заемщика», как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе: дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки; его деловая репутация; наличие обеспечения; способность заемщика получать доход — генерировать денежные потоки. Моральному облику клиента особенно большое внимание уделялось в литературе дореволюционного периода. По мнению И. Адауродва, «первым и важнейшим условием кредита является необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможность кредитоваться, по своим нравственным качествам не внушала недоверия». При этом моральную основу кредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связывали с фактором управления делами, компетентностью, умением руководителей хозяйств предвидеть изменения экономической конъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство[5, c. 51] .
Такой важный аспект, как правоспособность, оговаривается в определении : «Сущность категории «кредитоспособность» представляет собой то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика, исходя из оценки которого банк принимает решение о начале (развитии) или прекращении кредитных отношений с ссудозаемщиком». Естественно, к числу важнейших аспектов кредитоспособности относится и наличие материального обеспечения. Отдельные специалисты даже придавали этому фактору решающее значение. Так, Н. Бунге, связывавший высшую кредитоспособность с наибольшей неподвижностью капитала, вложенного в недвижимое имущество, писал, что «имущество недвижимое рассматривается как самая лучшая гарантия». Тем не менее большинство экономистов времен НЭПа при рассмотрении вопроса о выдаче кредита во главу угла ставили возможность получения заемщиком дохода. И. Ададуров связывал возможность кредитования конкретного хозяйства «с его высшей целесообразностью, устойчивостью и доходностью».
Проблема оценки кредитоспособности заемщика и сам термин «кредитоспособность» изучались и разрабатывались в разные времена. Вопросы кредитоспособности были достаточно актуальны и освещались в экономической литературе дореволюционного периода и в трудах экономистов 20-х годов XX в., интерес к ним возрос с конца 80-х годов, в начале проведения в стране экономических реформ. В период НЭПа экономисты в целом под кредитоспособностью понимали, с точки зрения заемщика, способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды; с позиции банка — правильное определение размера допустимого кредита. В период развития рыночных отношений особое внимание стали уделять ликвидности активов заемщика. Поэтому анализ изменения подходов к определению понятия «кредитоспособность» позволяет говорить о том, что оно подвержено влиянию со стороны развивающейся экономической среды функционирования кредитора и заемщика.
Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) — его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика[24, c.32].
Кредитоспособность заемщика
зависит от многих факторов, каждый
из которых должен быть оценен и
изучен. Значимой и весьма сложной
для аналитика проблемой
1.2. Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика
Анализ
кредитоспособности заемщика
В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы:
1)формирование информационной
базы анализа
2)оценка достоверности представленной информации;
3)предварительная оценка потенциального заемщика;
4)обработка полученной информации;
5)сравнительный анализ
полученных финансовых
6)качественный анализ финансовых коэффициентов;
7)определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;
8)расчет рейтингового (интегрального)
показателя организации-
9)присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;
10)анализ нефинансовых (качественных) показателей;
11)заключение (вывод) по
итогам оценки
Очевидно, что условия, при
которых был предоставлен кредит,
изменяются во времени и это имеет
определенные последствия, влияющие на
финансовое положение заемщика и
его возможность расплачиваться
по кредиту. В условиях экономического
спада или возникновения
Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:
1)разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно — по крупным, средним, мелким, проблемным кредитам;
2)сбор (в соответствии
с графиком мониторинга) и
3)оценка изменений
4)контроль исполнения
заемщиком условий договора, в
том числе проверка
5)оценка изменения уровня кредитного риска;
6)оценка состояния
7)проверка полноты
8)оценка соответствия
выданного кредита кредитной
политике банка и требованиям,
предъявляемым со стороны
Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье заемщика и собранной за время действия кредитного договора[4, c.39]. Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств.
В процессе ретроспективного анализа кредитоспособности в качестве основных этапов можно выделить следующие:
1)обобщение информации, касающейся
взаимодействия кредитора и
2)анализ тенденций изменения
финансового состояния
3)анализ тенденций изменения
качества и стоимости
4)анализ тенденций изменения
нефинансовых показателей
5)присвоение заемщику класса кредитоспособности по итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех количественных и качественных характеристик заемщика;
6)внесение корректировок в кредитную историю заемщика.
На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика возможно формирование его кредитной истории, которая может быть использована в целях предварительного анализа кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом. Таким образом, все три стадии анализа кредитоспособности заемщика взаимосвязаны и образуют замкнутый цикл, в котором выходная информация на одной стадии анализа является входной на следующей стадии.
В процессе организации работы по кредитованию юридических лиц, как правило, принимает участие не только кредитное подразделение, но и другие службы: юридическое подразделение; подразделение, отвечающее за безопасность; подразделение, осуществляющее оперативный учет кредитных операций; подразделение, проводящее расчетно-кассовое обслуживание; при необходимости другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.). При обращении заемщика в банк сотрудник кредитного подразделения принимает и собирает все необходимые документы. В перечень основных документов, поступающих в банк от потенциального заемщика, входят:
1)кредитная заявка;
2)нотариально заверенные
копии учредительных
3)финансовые отчеты (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках);
4)отчет о движении кассовых поступлений;
5)внутренние финансовые отчеты;
6)данные внутреннего
7)прогнозные финансовые отчеты;
8)бизнес-план;
9)хозяйственные договоры,
являющиеся основой для
10)сведения о кредитах, полученных в других банках;
11)сведения о конъюнктуре рынка и основных конкурентах;
12)информация об
13)налоговые декларации.
После приема документов от заемщика кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и рассматривает остальной пакет документов для предварительного определения основных условий кредитования, суммы и срока кредита, обеспечения по кредиту. Одной из важнейших целей создания кредитной заявки является более наглядное представление информации о заемщике для членов Кредитного комитета. Привлекательность кредитной заявки для банка состоит в способности заемщика выполнять в будущем условия кредитного договора. А для кредитного работника банка важно количественно оценить эту привлекательность, чтобы классифицировать все множество поступающих кредитных заявок[6, c.23].
Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка