Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание

Цель - выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческими банками в процессе кредитного анализа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия кредитоспособности заемщика
рассмотреть этапы анализа кредитоспособности заемщика, требования, предъявляемые к заемщику
рассмотреть основные методики анализа кредитоспособности, применяемые кредитными организациями.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика

1.1Понятие, цели и задачи кредитоспособности
1.2Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика

Глава 2.Подходы к кредитоспособности заемщика

2.1 Методы оценки кредитоспособности крупных и средних предприятий
2.2Оценка кредитоспособности малого бизнеса и физических лиц

Глава 3.Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности клиентов

3.1 Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика
3.2 Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа: Сбербанк России, Альфа-Банк, Россельхозбанк

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 149.36 Кб (Скачать документ)

Необходимо подчеркнуть, что кредитоспособность хозяйствующего субъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включает множество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности, оборачиваемости различных  видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджмента организации, содержанию кредитной истории[5, c.44] .Среди существующих в экономической литературе определений кредитоспособности заемщика удачным является определение, данное в учебнике «Экономический анализ» под редакцией Л.Т. Гиляровской: «Кредитоспособность — это возможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита» .

При толковании термина «кредитоспособность  заемщика», как правило, учитывается  комплекс определенных факторов, в  том числе: дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной  сделки; его деловая репутация; наличие  обеспечения; способность заемщика получать доход — генерировать денежные потоки. Моральному облику клиента  особенно большое внимание уделялось  в литературе дореволюционного периода. По мнению И. Адауродва, «первым и важнейшим условием кредита является необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможность кредитоваться, по своим нравственным качествам не внушала недоверия». При этом моральную основу кредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связывали с фактором управления делами, компетентностью, умением руководителей хозяйств предвидеть изменения экономической конъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство[5, c. 51] .

Такой важный аспект, как  правоспособность, оговаривается в  определении : «Сущность категории  «кредитоспособность» представляет собой  то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение  заемщика, исходя из оценки которого банк принимает решение о начале (развитии) или прекращении кредитных отношений с ссудозаемщиком». Естественно, к числу важнейших аспектов кредитоспособности относится и наличие материального обеспечения. Отдельные специалисты даже придавали этому фактору решающее значение. Так, Н. Бунге, связывавший высшую кредитоспособность с наибольшей неподвижностью капитала, вложенного в недвижимое имущество, писал, что «имущество недвижимое рассматривается как самая лучшая гарантия». Тем не менее большинство экономистов времен НЭПа при рассмотрении вопроса о выдаче кредита во главу угла ставили возможность получения заемщиком дохода. И. Ададуров связывал возможность кредитования конкретного хозяйства «с его высшей целесообразностью, устойчивостью и доходностью».

Проблема оценки кредитоспособности заемщика и сам термин «кредитоспособность» изучались и разрабатывались  в разные времена. Вопросы кредитоспособности были достаточно актуальны и освещались в экономической литературе дореволюционного периода и в трудах экономистов 20-х годов XX в., интерес к ним возрос с конца 80-х годов, в начале проведения в стране экономических реформ. В период НЭПа экономисты в целом под кредитоспособностью понимали, с точки зрения заемщика, способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды; с позиции банка — правильное определение размера допустимого кредита. В период развития рыночных отношений особое внимание стали уделять ликвидности активов заемщика. Поэтому анализ изменения подходов к определению понятия «кредитоспособность» позволяет говорить о том, что оно подвержено влиянию со стороны развивающейся экономической среды функционирования кредитора и заемщика.

Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) — его  комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми  и нефинансовыми показателями, позволяющая  оценить его возможность в  будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном  договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а  также определяющая степень риска  банка при кредитовании конкретного  заемщика[24, c.32].

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, каждый из которых должен быть оценен и  изучен. Значимой и весьма сложной  для аналитика проблемой является определение изменения всех факторов, причин и обстоятельств, влияющих на кредитоспособность в перспективе. Поэтому цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном  изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные  ему ресурсы и предполагает решение  следующих задач:

  • обоснование оптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов их погашения;
  • определение эффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;
  • осуществление текущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения после предоставления кредитных ресурсов;
  • проведение текущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требований в отношении показателей его финансового состояния;
  • анализ целесообразности и результативности принимаемых менеджментом решений по достижению и поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности организации-заемщика,
  • выявление факторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредита заемщику;
  • анализ достаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения.

 

1.2. Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика

 

      Анализ  кредитоспособности заемщика должен  осуществляться согласно принципам  системности и комплексности.  При изучении структуры, элементов  и системы анализа кредитоспособности  заемщика следует обеспечить  проведение всех необходимых  этапов исследования, причем на  всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного и ретроспективного  анализа[22, c.16].

В связи с этим предварительный  анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы:

1)формирование информационной  базы анализа кредитоспособности;

2)оценка достоверности  представленной информации;

3)предварительная оценка  потенциального заемщика;

4)обработка полученной  информации;

5)сравнительный анализ  полученных финансовых коэффициентов  с нормативными значениями;

6)качественный анализ  финансовых коэффициентов;

7)определение веса финансовых  коэффициентов в рейтинговом показателе;

8)расчет рейтингового (интегрального)  показателя организации-заемщика;

9)присвоение заемщику  класса (рейтинга) на основе интегрального  показателя;

10)анализ нефинансовых (качественных) показателей;

11)заключение (вывод) по  итогам оценки кредитоспособности  заемщика, определение перспектив  его развития для решения вопроса  об условиях и возможности  предоставления кредита[2].

Очевидно, что условия, при  которых был предоставлен кредит, изменяются во времени и это имеет  определенные последствия, влияющие на финансовое положение заемщика и  его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в тех отраслях, где  работает заемщик, необходимо наиболее часто и тщательно проводить  оперативный мониторинг. Следовательно, в банке должен осуществляться периодический  мониторинг кредитоспособности каждого  заемщика. В ходе такого мониторинга  регулярно оценивается изменение  уровня кредитного риска, и по итогам определения его уровня подготавливается и применяется система адекватных мер. В каждом банке должна действовать  эффективная система внутреннего  контроля, как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, установление уровня кредитных требований по отдельным кредитам и кредитному портфелю в целом, определение достаточности резервов на возможные потери, своевременное обновление информации о заемщике, контроль за уровнем кредитного риска.

Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:

1)разработка графика и  периодичности мониторинга по  каждому заемщику, отдельно —  по крупным, средним, мелким, проблемным  кредитам;

2)сбор (в соответствии  с графиком мониторинга) и анализ  финансовой информации о заемщике;

3)оценка изменений финансового  состояния заемщика и прогноз  влияния различных факторов на  выполнимость условий кредитного  договора в будущем;

4)контроль исполнения  заемщиком условий договора, в  том числе проверка соответствия  реального графика платежей по  кредиту графику, предусмотренному  кредитным договором;

5)оценка изменения уровня  кредитного риска;

6)оценка состояния обеспечения,  предоставленного по кредиту;

7)проверка полноты соответствующей  документации, касающейся обеспечения  и возможности распоряжаться  кредитом в случае возникновения  у заемщика проблем с его  погашением;

8)оценка соответствия  выданного кредита кредитной  политике банка и требованиям,  предъявляемым со стороны контролирующих  органов.

Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье  заемщика и собранной за время  действия кредитного договора[4, c.39]. Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств.

В процессе ретроспективного анализа кредитоспособности в качестве основных этапов можно выделить следующие:

1)обобщение информации, касающейся  взаимодействия кредитора и заемщика  в период действия кредитного  договора;

2)анализ тенденций изменения  финансового состояния заемщика  и его влияние на изменение  уровня кредитного риска;

3)анализ тенденций изменения  качества и стоимости обеспечения  в течение срока действия кредитного  договора;

4)анализ тенденций изменения  нефинансовых показателей заемщика;

5)присвоение заемщику  класса кредитоспособности по  итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех количественных и качественных характеристик заемщика;

6)внесение корректировок  в кредитную историю заемщика.

На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика возможно формирование его кредитной  истории, которая может быть использована в целях предварительного анализа  кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом. Таким образом, все три стадии анализа кредитоспособности заемщика взаимосвязаны и образуют замкнутый  цикл, в котором выходная информация на одной стадии анализа является входной на следующей стадии.

   В процессе организации работы по кредитованию юридических лиц, как правило, принимает участие не только кредитное подразделение, но и другие службы: юридическое подразделение; подразделение, отвечающее за безопасность; подразделение, осуществляющее оперативный учет кредитных операций; подразделение, проводящее расчетно-кассовое обслуживание; при необходимости другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.). При обращении заемщика в банк сотрудник кредитного подразделения принимает и собирает все необходимые документы. В перечень основных документов, поступающих в банк от потенциального заемщика, входят:

1)кредитная заявка;

2)нотариально заверенные  копии учредительных документов;

3)финансовые отчеты (бухгалтерский  баланс и отчет о прибылях и убытках);

4)отчет о движении кассовых  поступлений;

5)внутренние финансовые  отчеты;

6)данные внутреннего оперативного  учета;

7)прогнозные финансовые  отчеты;

8)бизнес-план;

9)хозяйственные договоры, являющиеся основой для заключения  кредитной сделки;

10)сведения о кредитах, полученных в других банках;

11)сведения о конъюнктуре  рынка и основных конкурентах;

12)информация об аффилированных  лицах;

13)налоговые декларации.

    После приема документов от заемщика кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и рассматривает остальной пакет документов для предварительного определения основных условий кредитования, суммы и срока кредита, обеспечения по кредиту. Одной из важнейших целей создания кредитной заявки является более наглядное представление информации о заемщике для членов Кредитного комитета. Привлекательность кредитной заявки для банка состоит в способности заемщика выполнять в будущем условия кредитного договора. А для кредитного работника банка важно количественно оценить эту привлекательность, чтобы классифицировать все множество поступающих кредитных заявок[6, c.23].

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка