Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание

Цель - выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческими банками в процессе кредитного анализа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия кредитоспособности заемщика
рассмотреть этапы анализа кредитоспособности заемщика, требования, предъявляемые к заемщику
рассмотреть основные методики анализа кредитоспособности, применяемые кредитными организациями.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика

1.1Понятие, цели и задачи кредитоспособности
1.2Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика

Глава 2.Подходы к кредитоспособности заемщика

2.1 Методы оценки кредитоспособности крупных и средних предприятий
2.2Оценка кредитоспособности малого бизнеса и физических лиц

Глава 3.Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности клиентов

3.1 Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика
3.2 Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа: Сбербанк России, Альфа-Банк, Россельхозбанк

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 149.36 Кб (Скачать документ)

Показатели, характеризующие  рейтинг кредитной заявки, должны соответствовать следующим условиям:

  • простота интерпретации значений показателей кредитной заявки;
  • возможность присвоения показателям количественных значений по разработанной балльной системе;
  • объективность оценки показателей вне зависимости от субъективного мнения лица, анализирующего заявку;
  • достоверность получаемой при анализе информации;
  • отсутствие какого-либо дублирования данных, содержащихся в заявке;
  • достаточный уровень ценности и информативности для пользователей полученного интегрального значения.

В кредитной заявке содержатся две группы показателей: внешние  и внутренние. Внешние описывают  зависимость будущего проекта от влияния извне, а внутренние —  от факторов, действующих внутри организации. Среди внешних показателей, характеризующих  успех реализации проекта, выделяют те, на которые влияют такие факторы, как налоговые реформы, денежно-кредитная  политика, реформирование таможенного  законодательства и валютные риски. К внутренним показателям, характеризующим проект, относятся: конкурентоспособность продукции, кредитная история и деловая репутация заемщика, его организационно-правовая форма, прогнозные показатели объемов производства и продаж, обеспечение кредита, период окупаемости проекта, финансовое состояние заемщика, источники погашения кредита и процентов по нему и т.д. Учет всех перечисленных факторов позволяет банку сформировать надежный кредитный портфель[23, c.28].

Для объективной оценки достоверности  представленной информации кредитному инспектору целесообразно запросить  у потенциального заемщика независимое  аудиторское заключение (выданное аудиторской  фирмой с безупречной репутацией) по итогам отчетных периодов, по которым  представлены финансовые отчеты. При  анализе учредительных документов инспектор устанавливает круг лиц, имеющих полномочия подписывать кредитный договор, изучает договор обеспечения и представленную финансовую отчетность. Представленные организацией-заемщиком налоговые декларации должны содержать отметки налоговых органов о сдаче этих деклараций в предусмотренные законодательством сроки. Кроме того, кредитный инспектор должен проверить комплектность документов, необходимых для выдачи кредита, и в случае необходимости затребовать недостающие или дополнительные документы.

Для предварительной оценки кредитоспособности потенциального заемщика кредитный инспектор лично беседует с ним с целью более детального выяснения важных сторон кредитной  сделки, на которых нужно сконцентрировать внимание (цель кредита, планируемые  источники его погашения, методика расчета запрашиваемой суммы  кредита), а также для составления  психологического портрета заемщика, формирования видения и оценки положения  организации и перспектив ее развития.

При ознакомительной беседе с потенциальным заемщиком кредитному инспектору для более полного  и объективного анализа кредитоспособности необходимо уделить внимание следующим  вопросам:

  • сведения о клиенте и его организации: правовая форма организации; дата ее учреждения; способ оценки имущества, выступающего в качестве обеспечения; кому принадлежит основной пакет акций или наибольшее количество акций организации; основной вид продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) организацией; основные поставщики и покупатели организации; квалификация, опыт и навыки менеджеров организации;
  • взаимоотношения потенциального заемщика с другими банками в каких еще банках организация имеет счета и обращалась ли за кредитом в другие банки; почему обратилась именно в этот банк; имеются ли непогашенные кредиты;
  • сведения о запрашиваемом кредите: цель кредита; планируемые источники его погашения; сумма кредита и методика ее определения заемщиком; соответствие срока предоставления кредита сроку службы активов и жизненному циклу продукции, финансируемых за счет кредитных ресурсов;
  • информация о погашении кредита: сроки погашения основной суммы долга и процентов по нему; способы погашения кредита; уровень денежной наличности, поступающей в организацию в течение операционного цикла; наличие у организации гаранта по кредиту; финансовое состояние организации;
  • характеристика предлагаемого обеспечения: вид обеспечения; собственник; сведения об обременении этого имущества; возможность потери этим имуществом каких-либо качественных характеристик при длительном хранении; издержки транспортировки и хранения имущества, выступающего в виде обеспечения.

По результатам такой  беседы кредитный инспектор может  предварительно оценить серьезность, надежность, репутацию потенциальных  заемщиков, особенно тех из них, кто  впервые обращается в данный банк за кредитом, а также обоснованность кредитной заявки, степень обеспечения  кредитными ресурсами, влияние последствий  выдачи кредита на кредитный портфель банка и в целом его соответствие кредитной политике банка.

В ходе анализа кредитоспособности на этапе обработки полученной информации проводится непосредственный анализ финансовых документов, представленных заемщиком  по методике, применяемой в конкретном банке. Сравнение полученных значений финансовых показателей с применяемыми банком нормативными значениями является одним из наиболее трудных этапов, так как на сегодняшний день нет  системы отраслевых нормативных  значений и применение тех или  иных нормативных значений порой  неоправданно для специфики деятельности организации.

Глава 2. Оценка кредитоспособности клиентов

 

 

2.1. Методы оценки кредитоспособности  крупных и средних предприятий

 

Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий  базируется на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной  заявке, информации об истории клиента  и его менеджерах. В качестве методов  оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализа денежного потока, делового риска и менеджмента[7, c.87].

В мировой и российской банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все  используемые коэффициенты можно разбить  на пять групп:

I    коэффициенты  ликвидности;

II  коэффициенты эффективности  или оборачиваемости;

III коэффициенты финансового  левеража;

IV коэффициенты прибыльности;

V  коэффициенты обслуживания  долга.

 Показатели кредитоспособности, входящие в каждую из названных  групп, могут отличаться большим  разнообразием. В качестве примера  приведем следующую систему в  табл. 1.1

Коэффициент текущей  ликвидности ( Ктл) показывает, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам:

Ктл = текущие активы : Текущие пассивы.

Коэффициент текущей ликвидности  предполагает сопоставление текущих  активов, т.е. средств, которыми располагает  клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность  нетто ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным. Отсюда приведенные нормативные уровни коэффициента. Значение коэффициента, как правило, не должно быть меньше 1. Исключение допускается только для клиентов банка с очень быстрой оборачиваемостью капитала.

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (КБЛ) имеет несколько иную смысловую нагрузку. Он рассчитывается следующим образом:

КБЛ = Ликвидные активы : Текущие пассивы.

Ликвидные активы представляют собой ту часть текущих пассивов, которая относительно быстро превращается в наличность готовую для погашения  долга. К ликвидным активам в  мировой банковской практике относятся  денежные средства и дебиторская  задолженность, в российской практике - также часть быстро реализуемых  запасов.

С помощью коэффициента быстрой  ликвидности можно прогнозировать способность заемщика быстро высвобождать из оборота средства в денежной форме  для  погашения долга банка  в срок.

Коэффициенты    эффектности (оборачиваемости) дополняют первую группу коэффициентов - показателей  ликвидности и позволяют сделать  более обоснованным заключение. Например, если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности  и стоимости запасов при одновременном  замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика[8, c.116]. В группу коэффициентов эффективности входят следующие показатели:

1.Оборачиваемость запасов:

а) длительность оборота  в днях:

Средние остатки запасов  в периоде : Однодневная выручка  от реализации;

б) количество оборотов в  периоде:

Выручка от реализации за период  : Средние остатки запасов в  периоде.              

2.Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях:

Средние остатки задолженности  в периоде : Однодневная выручка  от реализации.

3.Оборачиваемость основного  капитала (фиксированных активов):    

Выручка от реализации : Средняя  остаточная стоимость

основных фондов в периоде.

4.Оборачиваемость активов:

Выручка от реализации : Средний  размер активов в периоде.

Коэффициенты эффективности  анализируются в динамике, а также  сравниваются с коэффициентами конкурирующих  предприятий и со среднеотраслевыми  показателями.

Коэффициент финансового  левеража характеризует степень  обеспеченности заемщика собственным  капиталом.

Как видно из табл.1, варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. В отличие от коэффициентов ликвидности при расчете коэффициента финансового левеража учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных) и меньше доля собственного капитала, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Однако окончательный вывод делают только с учетом динамики коэффициентов прибыльности.

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность  использования  всего капитала, включая его привлеченную часть. Разновидностями этих коэффициентов  являются следующие:

1.Коэффициенты нормы прибыли:

    1. Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов :  Выручка от реализации ;                      
    2. Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов) : Выручка от реализации;                  
    3. Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов : Выручка от реализации.              

2.Коэффициенты рентабельности:

    1. Прибыль до уплаты процентов и налогов : Активы или собственный капитал;       
    2. Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов : Активы или собственный капитал;                     
    3. Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов) : Активы или собственный капитал

Сопоставление трех видов  коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и  налогов на рентабельность предприятия.

3.Коэффициенты нормы прибыли  на акцию:

    1. Доход на акцию:

Дивиденды по простым акциям : Среднее количество

простых акций;

    1. Дивидендный доход (%):

Годовой дивиденд на одну акцию  х 100 : Средняя

рыночная цена одной акции.

Если доля прибыли в  выручке от реализации растет, увеличивается  прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента  даже при ухудшении коэффициента финансового левеража.

Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты)  показывают, какая часть прибыли поглощается  процентными и фиксированными платежами.

 Общая их сумма рассчитывается  следующим образом.

    1. Коэффициент покрытия процента:

Прибыль за период : Процентные платежи за период

    1. Коэффициент покрытия фиксированных платежей:

Прибыль за период : (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным акциям + Прочие фиксированные платежи)

Конкретная методика определения  числителя коэффициентов зависит  от того, относятся процентные или  фиксированные платежи на себестоимость  либо уплачиваются из прибыли.

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка