Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель - выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческими банками в процессе кредитного анализа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия кредитоспособности заемщика
рассмотреть этапы анализа кредитоспособности заемщика, требования, предъявляемые к заемщику
рассмотреть основные методики анализа кредитоспособности, применяемые кредитными организациями.
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1Понятие, цели и задачи кредитоспособности
1.2Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика
Глава 2.Подходы к кредитоспособности заемщика
2.1 Методы оценки кредитоспособности крупных и средних предприятий
2.2Оценка кредитоспособности малого бизнеса и физических лиц
Глава 3.Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности клиентов
3.1 Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика
3.2 Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа: Сбербанк России, Альфа-Банк, Россельхозбанк
Заключение
Список литературы
Показатели, характеризующие
рейтинг кредитной заявки, должны
соответствовать следующим
В кредитной заявке содержатся две группы показателей: внешние и внутренние. Внешние описывают зависимость будущего проекта от влияния извне, а внутренние — от факторов, действующих внутри организации. Среди внешних показателей, характеризующих успех реализации проекта, выделяют те, на которые влияют такие факторы, как налоговые реформы, денежно-кредитная политика, реформирование таможенного законодательства и валютные риски. К внутренним показателям, характеризующим проект, относятся: конкурентоспособность продукции, кредитная история и деловая репутация заемщика, его организационно-правовая форма, прогнозные показатели объемов производства и продаж, обеспечение кредита, период окупаемости проекта, финансовое состояние заемщика, источники погашения кредита и процентов по нему и т.д. Учет всех перечисленных факторов позволяет банку сформировать надежный кредитный портфель[23, c.28].
Для объективной оценки достоверности
представленной информации кредитному
инспектору целесообразно запросить
у потенциального заемщика независимое
аудиторское заключение (выданное аудиторской
фирмой с безупречной репутацией)
по итогам отчетных периодов, по которым
представлены финансовые отчеты. При
анализе учредительных
Для предварительной оценки
кредитоспособности потенциального заемщика
кредитный инспектор лично
При ознакомительной беседе
с потенциальным заемщиком
По результатам такой
беседы кредитный инспектор может
предварительно оценить серьезность,
надежность, репутацию потенциальных
заемщиков, особенно тех из них, кто
впервые обращается в данный банк
за кредитом, а также обоснованность
кредитной заявки, степень обеспечения
кредитными ресурсами, влияние последствий
выдачи кредита на кредитный портфель
банка и в целом его
В ходе анализа кредитоспособности на этапе обработки полученной информации проводится непосредственный анализ финансовых документов, представленных заемщиком по методике, применяемой в конкретном банке. Сравнение полученных значений финансовых показателей с применяемыми банком нормативными значениями является одним из наиболее трудных этапов, так как на сегодняшний день нет системы отраслевых нормативных значений и применение тех или иных нормативных значений порой неоправданно для специфики деятельности организации.
Глава 2. Оценка кредитоспособности клиентов
2.1. Методы оценки
Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализа денежного потока, делового риска и менеджмента[7, c.87].
В мировой и российской банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты можно разбить на пять групп:
I коэффициенты ликвидности;
II коэффициенты эффективности или оборачиваемости;
III коэффициенты финансового левеража;
IV коэффициенты прибыльности;
V коэффициенты обслуживания долга.
Показатели
Коэффициент текущей ликвидности ( Ктл) показывает, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам:
Ктл = текущие активы : Текущие пассивы.
Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным. Отсюда приведенные нормативные уровни коэффициента. Значение коэффициента, как правило, не должно быть меньше 1. Исключение допускается только для клиентов банка с очень быстрой оборачиваемостью капитала.
Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (КБЛ) имеет несколько иную смысловую нагрузку. Он рассчитывается следующим образом:
КБЛ = Ликвидные активы : Текущие пассивы.
Ликвидные активы представляют собой ту часть текущих пассивов, которая относительно быстро превращается в наличность готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относятся денежные средства и дебиторская задолженность, в российской практике - также часть быстро реализуемых запасов.
С помощью коэффициента быстрой
ликвидности можно
Коэффициенты эффектности
(оборачиваемости) дополняют первую
группу коэффициентов - показателей
ликвидности и позволяют
1.Оборачиваемость запасов:
а) длительность оборота в днях:
Средние остатки запасов в периоде : Однодневная выручка от реализации;
б) количество оборотов в периоде:
Выручка от реализации за период : Средние остатки запасов в периоде.
2.Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:
Средние остатки задолженности в периоде : Однодневная выручка от реализации.
3.Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):
Выручка от реализации : Средняя остаточная стоимость
основных фондов в периоде.
4.Оборачиваемость активов:
Выручка от реализации : Средний размер активов в периоде.
Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.
Коэффициент финансового левеража характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом.
Как видно из табл.1, варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. В отличие от коэффициентов ликвидности при расчете коэффициента финансового левеража учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных) и меньше доля собственного капитала, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Однако окончательный вывод делают только с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Разновидностями этих коэффициентов являются следующие:
1.Коэффициенты нормы прибыли:
2.Коэффициенты рентабельности:
Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность предприятия.
3.Коэффициенты нормы прибыли на акцию:
Дивиденды по простым акциям : Среднее количество
простых акций;
Годовой дивиденд на одну акцию х 100 : Средняя
рыночная цена одной акции.
Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левеража.
Коэффициенты обслуживания
долга (рыночные коэффициенты) показывают,
какая часть прибыли
Общая их сумма
Прибыль за период : Процентные платежи за период
Прибыль за период : (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным акциям + Прочие фиксированные платежи)
Конкретная методика определения
числителя коэффициентов
Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка