Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель - выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческими банками в процессе кредитного анализа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия кредитоспособности заемщика
рассмотреть этапы анализа кредитоспособности заемщика, требования, предъявляемые к заемщику
рассмотреть основные методики анализа кредитоспособности, применяемые кредитными организациями.
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1Понятие, цели и задачи кредитоспособности
1.2Организационное обеспечение оценки кредитоспособности заемщика
Глава 2.Подходы к кредитоспособности заемщика
2.1 Методы оценки кредитоспособности крупных и средних предприятий
2.2Оценка кредитоспособности малого бизнеса и физических лиц
Глава 3.Сравнительная оценка современных концепций анализа кредитоспособности клиентов
3.1 Классификационные модели анализа кредитоспособности заемщика
3.2 Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа: Сбербанк России, Альфа-Банк, Россельхозбанк
Заключение
Список литературы
В дополнение к выделенным
И.В. Вишняковым моделям необходимо
добавить методику, широко используемую
в отечественной практике, — методику
на основе анализа денежных потоков.
Эта методика в отличие от подхода,
основанного на финансовых коэффициентах,
позволяет использовать не данные об
остатках по статьям активов и
пассивов, а коэффициенты, определяемые
по данным об оборотах ликвидных активов,
запасах и краткосрочных
3.2 Модели оценки
В случае использования математических
моделей не учитывается влияние
«качественных» факторов при предоставлении
банками кредитов. Эти модели лишь
отчасти позволяют кредитным
экспертам банка сделать вывод
о возможности предоставления кредита.
Недостатками классификационных моделей
являются их «замкнутость» на количественных
факторах, произвольность выбора системы
количественных показателей, высокая
чувствительность к недостоверности
исходных данных, громоздкость при
использовании статистических межотраслевых
и отраслевых данных. В рамках комплексных
моделей анализа возможно сочетание
количественных и качественных характеристик
заемщика. К примеру, в практике банков
США применяется правило «шести
Си», в основе которого лежит использование
шести базовых принципов
Характер заемщика (Character): ответственность, надежность, честность, порядочность и серьезность намерений клиента.
Способность заимствовать средства
(Capacity): кредитный инспектор должен
быть уверен в том, что клиент, испрашивающий
кредит, имеет юридическое право
подавать кредитную заявку и подписывать
кредитный договор, т.е. в том, что
руководитель или представитель
компании (банка), обращающийся за кредитом,
имеет соответствующие
Денежные средства (Cash): важным моментом любой кредитной заявки является определение возможности заемщика погасить кредит за счет средств, полученных от продажи или ликвидации активов, потока наличности или привлеченных ресурсов.
Обеспечение (Collateral): при оценке обеспечения по кредитной заявке необходимо установить, располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту; необеспеченные кредиты предоставляются первоклассным заемщикам, имеющим квалифицированное руководство и отличную кредитную историю.
Условия (Conditions): кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика, каково положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий в стране может повлиять на процесс погашения кредита.
Контроль (Control) сводится к выяснению, насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике «CAMPARI», заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов: С (Character) — репутация, характеристика клиента; A (Ability) — способность к возврату кредита; М (Margin) — маржа, доходность; Р (Purpose) — целевое назначение кредита; A (Amount) — размер кредита; R (Repayment) — условия погашения кредита; I (Insurance) — обеспечение, страхование риска непогашения кредита.
В Англии в руководстве по банковским услугам отмечается, что ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, является «PARTS»: P (Purpose) — назначение, цель получения кредита; A (Amount) — сумма, размер кредита; R (Repayment) — оплата, возврат (долга и процентов); Т (Term) — срок предоставления кредита; S (Security) — обеспечение погашения кредита. Комплексные методики оценки кредитоспособности заемщика применяются многими коммерческими банками, однако эти методики недостаточно теоретически проработаны и в них мало использован математический аппарат.
Основными недостатками системы отбора заемщиков коммерческими банками на сегодняшний день являются:
Практика показывает, что целесообразно выделить методику, основанную на анализе делового риска, часто описываемую в российской экономической литературе и использующую качественные факторы при оценке заемщика. Деловой риск связан с непрерывностью кругооборота оборотных средств, с вероятностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения заемных средств.
Можно выделить следующие
основные факторы делового риска: надежность
поставщиков; диверсифицированность
поставщиков; сезонность поставок; длительность
хранения сырья и материалов; наличие
складских помещений и
В последние годы определенное
распространение получила методика,
разработанная специалистами
В большинстве случаев
российские банки на практике применяют
методы оценки кредитоспособности на
основе совокупности финансовых коэффициентов,
характеризующих финансовое состояние
заемщика. Главной проблемой при
этом является разработка нормативных
значений для сравнения, так как
существует разброс значений, вызванный
отраслевой спецификой хозяйствующих
субъектов, а приводимые в экономической
литературе приемлемые нормативные
уровни финансовых показателей рассчитаны
без учета этого. Из-за отсутствия
единой нормативной базы в отраслевом
разрезе объективная оценка финансового
состояния заемщика невозможна, так
как нет сравнительных
В современных условиях коммерческие
банки разрабатывают и
Сбербанк России.
Сбербанк России разработал
и применяет методику определения
кредитоспособности заемщика на основе
количественной оценки финансового
состояния и качественного
Следующий шаг — расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: K1 = 0,11; К2 = 0,05; К3 = 0,42; К4 = 0,21; К5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика[30].
Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.
Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.
Заключительным этапом оценки
кредитоспособности является определение
рейтинга заемщика, или класса. Устанавливаются
три класса заемщиков: первоклассные,
кредитование которых не вызывает сомнений;
второклассные — кредитование требует
взвешенного подхода; третьеклассные
— кредитование связано с повышенным
риском. Рейтинг определяется на основе
суммы баллов по пяти основным показателям,
оценки остальных показателей третьей
группы и качественного анализа
рисков. Сумма баллов (S) влияет на рейтинг
заемщика следующим образом: S=1 или
1,05 — заемщик может быть отнесен
к первому классу кредитоспособности;
1,05 < S < 2,42 соответствует второму
классу; S> 2,42 соответствует третьему
классу. Далее определенный таким
образом предварительный
Альфа-Банк.
В КИБ «Альфа-Банк» с
целью выяснения уровня кредитоспособности
хозяйствующего субъекта используется
Инструкция по определению кредитоспособности
заемщика, в которой установлены
общие требования и порядок анализа
финансово-хозяйственного положения
заемщика. Финансовое состояние заемщика
при этом оценивается с точки
зрения краткосрочной и долгосрочной
перспектив. В первом случае критерием
оценки являются ликвидность и
Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка