Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа
Объектом исследования является рынок пластиковых карт Российской Федерации.
Предметом исследования - конъюнктура рынка пластиковых карт.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение теоретической базы сущности рынка пластиковых карт, определение основных понятий;
Определение платежной системы и ее участников;
Анализ структуры, объемов и динамики рынка пластиковых карт Российской Федерации;
Исследование лидеров рынка пластиковых карт;
Анализ операций с банковскими картами «ВТБ24»;
Изучение основных проблем развития рынка пластиковых карт и основных направлений их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГАНИЗАЦИИ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАТИКОВЫХ КАРТ
Понятие пластиковых карт и история их возникновения………..5
Особенности выпуска пластиковых карт……………………….…7
Виды пластиковых карт………………………………………….…9
Организация рынка пластиковых карт и его участники………...14
Злоупотребления при использовании пластиковых карт………..22
Прибыльность от операций с пластиковыми картами…………..23
Лидеры рынка пластиковых карт………………………………....26
Конъюнктура рынка пластиковых карт в России………………..30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ «ВТБ24»
Информация о банке «ВТБ24»…………………………………….35
Особенности операций с пластиковыми картами в «ВТБ24»…...37
Виды карт, выпускаемых банком «ВТБ24»……………………....41
Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в банке «ВТБ24»………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….57
Банк-эмитент – это банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая каточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке.
Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:
Банк-эмитент
выдает карты клиенту лично. Вместе
с картой клиент получает конверт с
PIN-кодом.
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:
Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
Выполнение
эквайерами своих функций влечет
за собой расчеты с эмитентами.
Оперативное проведение взаиморасчетов
между эквайерами и эмитентами обеспечивается
наличием в платежной системе
расчетного банка (одного или нескольких),
в котором банки - члены системы
открывают корреспондентские счета.
Расчетный
банк. Выполнение эквайерами своих
функций влечет за собой расчеты
с эмитентами. Каждый банк-эквайер
осуществляет перечисление средств
точкам обслуживания по платежам держателей
карточек банков-эмитентов, входящих в
данную платежную систему. Поэтому соответствующие
средства (а также, возможно, средства,
возмещающие выданную наличность) должны
быть затем перечислены эквайеру этими
эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов
между эквайерами и эмитентами обеспечивается
наличием в платежной системе расчетного
банка (одного или нескольких), в котором
банки – члены системы открывают корреспондентские
счета.
Магазины и другие точки обслуживания. Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайрингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.
Договор между банком и предприятием обычно предусматривает:
- виды карточек (платёжных систем);
- перечень магазинов (точек обслуживания) данной торгово-сервисной фирмы, в которых должны приниматься карточки;
-
обязательство предприятия на
видном месте размещать
-
обязательство предприятия не
устанавливать цену на товар
выше, если он оплачивается
-
способ авторизации (с
-
авторизационный лимит, то
-
порядок и регулярность
-
условия, на которых
-
порядок и сроки доставки
-
сроки возмещения сумм
- размер комиссии, получаемой банком, и порядок ее удержания;
-
порядок возврата сумм по
-
порядок изъятия карточек, способ
их доставки в банк и размер
вознаграждения кассиру,
-
подробный порядок действий
Работа с предприятиями по приему карточек к оплате является сложным делом, с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.
Эту проблему пытаются решить несколькими способами. Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.
Третьим направлением работы с предприятиями является регулярная рассылка по предприятиям писем с важной новой информацией, касающейся приема карточек.
Еще
одной формой работы, которая рекомендуется
некоторыми платежными системами, является
регулярное инспектирование торговых
точек с целью выявления недостатков в
обслуживании или нарушении инструкций.
К сожалению, инспектированию у нас в стране
пока не уделяется должного внимания,
хотя оно, по признанию многих экспертов,
является очень эффективным средством
не только повышения дисциплины кассиров,
но и определения тех точек обслуживания,
где потенциально высок риск мошенничества.
Процессинговый центр – это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.
Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.
Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации (например, сети Интернет) обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
Значительный
объем совершения операций по пластиковым
картам российского рынка происходит
через систему банкоматов. Банкоматы
– электонно-технические
На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.
Денежные
купюры в банкомате размещаются
в кассетах, которые, в свою очередь,
находятся в специальном сейфе. Число
кассет определяет количество номиналов
купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры
кассет регулируются, что дает возможность
заряжать банкомат практически любыми
купюрами. Более того, с целью пресечения
возможных хищений их монтируют капитально.
Банкоматы могут размещаться как в помещениях,
так и непосредственно на улице и работать
круглосуточно.
1.5.
Злоупотребления при использовании пластиковых
карт
С пластиковыми карточками связано несколько вполне реальных возможностей злоупотребления. Со стороны пользователей это неуплата по счетам, для кредитной карточки - привычная отсрочка платежа, завершающаяся появлением в счетах неподъемного размера процентов, а также пользование краденными карточками и карточками, по которым исчерпан кредитный лимит.
Ввиду возможных неуплат по счетам, платежная система должна быть надежно защищена, в том числе должны существовать отработанные судебные процедуры взыскания долгов и уверенность в исполнении судебных решений, чего у нас нет (наши банки, впрочем, застраховались на этот случай требованием полной предоплаты по карточкам).
Ввиду
возможности всплывания краденых и
исчерпанных карт, должны существовать
надежные непрерывно пополняемые базы
данных и соответствующее
Россия,
как ни странно, давно столкнулась
с мошенничествами с
Затем
уже в Советском Союзе
Информация о работе Рынок банковских пластиковых карт выпускаемых банком ВТБ24