Шпаргалка по "Монетарной политике и банковскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:25, шпаргалка

Описание

Краткие ответы на вопросы по "Монетарной политике и банковскому надзору"

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по монетарке.docx

— 130.49 Кб (Скачать документ)

Методы  денежно-кредитной политики:

  • прямые (различные директивы НБ)
  • косвенные (влияют на поведение субъектов монетарного регулирования путем воздействия на их экономические интересы при помощи рыночных механизмов.)
  • общие
  • селективные (предназначены для регулирования приоритетных видов кредита или кредитования особо значимых отраслей, субъектов хозяйствования)

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций, как и рост деловой активности за счет увеличения денежного предложения, усиливает инфляцию. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состояния платежного баланса, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости.

Цели  денежно-кредитной политик,. порядок их разработки

8. Основные  направления денежно-кредитной политики  рб: структура, порядок разработки.

НБ РБ как центральный  банк государства разрабатывает  и совместно с Правительством РБ обеспечивает проведение единой ДКП РБ.

(ОНДКП) являются правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь, основополагающим нормативным документом, определяющим приоритеты, параметры и инструменты регулирования денежно-кредитной сферы в очередном году. ОНДКП (вместе с Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь и Законом о бюджете на очередной финансовый год) выступают в роли одного из трех основных документов, определяющих экономическую политику государства на будущий год.

Разработка денежно-кредитной  политики НБ РБ  совместно с Правительством РБ ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь для утверждения Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Проекты ОНДКП и Закон о бюджете также вначале существуют в предварительном варианте, затем последовательно согласовываются со всеми заинтересованными лицами. После одобрения в Совете Министров Республики Беларусь ОНДКП вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь и утверждаются его указом.

Поэтому Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие разделы:

  • краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
  • важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
  • основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
  • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
  • мероприятия Национального банка Республики Беларусь на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

9. Причины  и особенности мирового финансово-экономического  кризиса

Возникновение кризиса связывают  со следующими факторами:

  • дисбалансы международной торговли и движения капиталов.
  • обесценение доллара США на протяжении 2002—2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестве резервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках.
  • общей цикличностью экономического развития;
  • перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
  • а также:
  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
  • перегревом фондового рынка;

С точки зрения австрийской  экономической школы причинами  являются:

  • кредитная экспансия, развернутая в 80'ых, 90'ых и в начале 2000'ых.
  • фиатная (фидуциарная) природа денег, иными словами необеспеченность денег реальными товарами (отсутствие золотого и (или) серебряного стандарта).

Высокие цены на сырье обусловлены  кредитной экспансией, вызывающей инфляцию. Также имеет место другой механизм: созданные банками из ничего деньги направляются не в реальный сектор экономики, а на различные биржи (в том числе товарные), и по   средством этих огромных кредитных средств инвестиционные фонды и инвестиционные банки манипулируют ценами на товары.

10. Влияние  мирового финансового кризиса  на экономику, макроэкономику  и политику регулирования Беларуси.

Резкое снижение внешнего спроса стало основным последствием мирового экономического кризиса для  экономики Беларуси. Оно проявилось через (1) падение цен на нефть  и других цен на сырьевые товары, экспортируемые Беларусью (что сократило  сверхприбыли белорусских нефтеперерабатывающих  заводов и ряда других валообразующих предприятий), а также (2) через снижение спроса на промышленные товары (прежде всего, продукцию машиностроения).

Первое привело к снижению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и уменьшению доходов бюджета. Второе вылилось в  спад в соответствующих отраслях промышленности и росте запасов  готовой продукции.

В отличие от инвестиций, потребление домохозяйств стагнировало, чему способствовала политика ограничения  доходов (в соответствии с договоренностями с МВФ). Однако эта политика оказалась  далеко не достаточной, чтобы сократить  импорт в нужной степени.

Возрастающий внешний  дефицит обусловил в начале 2009 г. ревизию валютной политики. Во-первых, НББ заменил таргетирование обменного курса к доллару США его таргетированием к корзине валют (евро, доллар, российский рубль на паритетной основе) в пределах 5%-ого валютного коридора. Однако стоит отметить, что проведенная девальвация не сопровождалась политикой, направленной на сокращение внутреннего спроса, в результате чего ее эффективность с точки зрения сокращения внешнеторгового дефицита оказалась ограниченной. Кроме того, девальвация обусловила формирование ожиданий дальнейшей девальвации со стороны населения, приведя к высокому спросу на иностранную валюту. В результате стоимость валютной корзины НББ вплотную приблизилась к верхней границе установленного коридора, и в конце июня НББ объявил о расширении валютного коридора до ±10% (эта меры была поддержана МВФ).

11. Место  ДКР в национальной экономике,  его роль в системе государственного  регулирования.

Денежно-кредитная политика реализуется путём проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов  (типа денежно-кредитной политики) выделяют три вида денежно-кредитного регулирования.

Первый вид – это гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента. При росте спроса на деньги приведёт к соответствующей корректировке объёма денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной.

Второй – жёсткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объёма денежной массы.

Чаще всего ЦБ использует третий вариант – промежуточное регулирование, когда корректируется и DM, и уровень процента.

Система монетарного регул. состоит из ряда элементов, основными из которых являются принципы проведения денежно-кредитного регулирования, субъекты, реализующие монетарное регулирование, объекты регулирования, методы и инструменты центрального банка, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, механизм денежно-кредитного регулирования.

Выдел. общие и специфич. принципы

1. Принцип независимости  центрального банка от исполнительной власти и подотчётности его органам законодательной власти.

2. Принцип (прозрачности) ДКП

3. Принцип безусловности ДКП

4. Принцип централизованного  управления системой денежно-кредитного  регулирования

5. Принцип определения задач ДКР

6. Единство и  взаимодополняемость денежно-кредитного  регулирования другими составляющими государственного регулирования воспроизводственного процесса (налоговым, бюджетным регулированием и пр.)

Субъектов денежно-кредитного регулирования В узком смысле – это органы денежно-кредитного регулирования, а также система банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Объектами ДКР называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. 

Механизм денежно-кредитного регулирования характеризует условия и порядок использования монетарных методов и инструментов

12. Формы  ДКР (монетарная и пруденциальная) их функциональные особенности  и взаимосвязь.

Система монетарного регул. 1. принципы проведения денежно-кредитного регулирования, субъекты, реализующие монетарное регулирование, объекты регулирования, методы и инструменты центрального банка, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, механизм денежно-кредитного регулирования.

Выдел. общие и специфич. принципы

Субъектов денежно-кредитного регулирования В узком смысле – это органы денежно-кредитного регулирования, а также система банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Объектами ДКР называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. 

Механизм денежно-кредитного регулирования характеризует условия и порядок использования монетарных методов и инструментов

Помимо монетарной формы  денежно-кредитное регулирование  осуществляется и в другой его  форме – пруденциальной.

Пруденциальное регулирование  сочетается с понятием банковского  надзора.

Главная цель банковского надзора - обеспечение безопасного и надежного функционирования банков и защиты на этой основе интересов их кредиторов.

Система банковского  надзора представляет собой совокупность следующих элементов: принципы, субъекты, предмет, задачи, функции, методы и инструменты.

Принципы – это минимальные требования, предъявляемые к надзорному режиму.

Субъектами  банковского надзора являются юридические лица, уполномоченные государством вести надзор за банками.

Существует множество  типов надзорных органов, но их условно  можно сгруппировать в три  модели: а) центральный банк; б) специальный  надзорный обособленный государственный  орган (мегарегулятор); в) ряд государственных  ведомств, диверсифицирующих между  собой области надзора (смешанная  модель).

Предметом банковского надзора является стабильность национальной банковской системы,

Инструменты банковского  надзора группируются в 5 методов.

1. это «входной надзор

2. разработка директивных пруденциальных правил и требований по адекватности капитала, управлению кредитным, рыночным и другими рисками, системам внутреннего контроля

3. Документ. надзор.

4. Проверка инспекциями на местах

13. Принципы  организации денежно-кредитного  регулирования и регулирования  текущей ликвидности банковской  системы

- независимость Центрального  банка – предполагает отсутствие  воздействия со стороны других  органов при осуществлении монетарного  регулирования. 

- централизация управления  системой денежно-кредитного регулирования  – денежно-кредитное регулирование  осуществляется из единого центра (как правило, Центрального банка).

- открытость и транспарентность регулирования – предполагает предоставление со стороны органов денежно-кредитного регулирования всем экономическим агентам доступной и понятной информации о проводимой денежно-кредитной политике, что позволяет спрогнозировать возможные сценарии развития экономической ситуации в стране;

- построение иерархии  целей – выделение нескольких  групп целей (конечная цель, промежуточные  цели в достижении конечной, тактические  цели) исходя из макроэкономической  политики государства;

- соответствие числа поставленных  целей количеству методов реализации  монетарного регулирования. 

Под текущей ликвидностью понимается обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях для осуществления платежей с учетом необходимости выполнения ими резервных требований.

  1. Прозрачнсть политики НБ
  2. Рыночные принципы воздействия на финансовый рынок и равный подход к контрагентам
  3. Обеспеченность (залог либо, высококачеств. ликв. активы)
  4. Платность
  5. Оперативность, простота и автоматизация процедур осуществления операций
  6. Возможность выбора контрагентами НБ как вида залога либо продаваемого банку актива, так и механизма осуществления операций
  7. Возможность досрочного прекращения обязательств по операциям как поддержания, так и изъятия ликвидности, либо  возможность осуществления на рынке операций с ликвидными рыночными активами, полученными в обмен на размещение в НБ врем. своб. ДС

Информация о работе Шпаргалка по "Монетарной политике и банковскому надзору"