Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:25, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по "Монетарной политике и банковскому надзору"
Типы инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
В зависимости от темпов роста различают:
Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.
22. Сущность таргетирования и основные режимы монетарной политики
Тарг-ние обмен курса наиб часто исп-тся в развив-хся странах и странах с переходн эк-кой. Данн монетарн режим позволяет быстро снизить девальв-ционые ожидания суб-тов эк-ки и темпы ин-ции, т.к. пок-тель обмен курса нац ден ед-цы к ин вал (корзине валют) дает понятную для суб-тов хоз-ния и нас-ния инф-цию об ожидаемом темпе инфл-и. В рез-те темпы инф-ции в стране, исп-щей дан режим, стремятся к ур-ню ин-ции в стране валюты привязки, сниж-ся ур-нь доллар-ции эк-ки, повышается «насыщ-ть» её деньгами (растёт коэф-нт монет-ции). В наст вр режим обмен курса предполагает 2 вар-та: 1) фикс-ние обмен курса нац валюты по отн-нию к вал страны с низким ур-нем инф-ции либо к корзине валют; 2) установление «горизон-го» или «наклон» кор-ра, в пределах кот обмен курс нац вал может двигаться свободно.
Тарг-ние ден агр-тов - ЦБ принимает вел-ну того или иного агрегата ден массы в кач-ве осн промежут-й цели ДКП. В усл-х сохран-щейся умерен инфл ден тарг-ние приводит к высоким изд-кам, связан со сниж-ем экон-кой акт-ти и резким ростом % ставок. Если номин предл-ние денег неизменно, и при этом наблюдается относит жесткость цен по отн-нию к снижению, то реальн ден предл-ние сокр-тся, что вызывает рост %х ставок. В наст вр ведущие страны мира отказались от этого режима по причине частого невып-ния намечен ориентиров, и в силу недостат его эфф-сти с т.зр. эк-ких интересов страны.
Инфляц тарг-ие предп-ет постановку в кач-ве единствен цели ДКП к-ль за ростом цен. Ден власти сосред-тся на 1ой из макроэк-ких целей – инф-ции, не уделяя должн внимания заня-ти населения, темпам роста ВВП и пр. Это может привести к медлен и неуст-му росту эк-ки, к большим колебаниям занят-ти и ВВП. Если же ден власти сосред-тся не только на инф-ции, но и на др целев ориентирах, это в итоге приведет к конфликту целей.
Р-м без явного номин якоря предп-ет отказ ЦБка от принятия к/л твёрдых обяз-ств по достиж-ю конкр значений макроэк-ких показателей (обмен курса, ур-ня ин-ции, темпов роста ден агр-тов). Ден власти заявляют лишь долго/ср цели (эк-кий рост, обесп-е занятости нас-ния, низкие темпы ин-ции), а промежут-е и опер-ные цели опр-тся ЦБком в завис-ти от эк-кой ситуации.
23. Инфляционное таргетирование.
Инфляц тарг-ие предп-ет постановку в кач-ве единствен цели ДКП к-ль за ростом цен. Преим-ва данн монет ориентира:1) гибкость ДКП; 2) рост прозр-ти ДКП; 3) возм-ть сосред-ться на внутр проблемах эк-ки, гибко реагировать на изм-ние макроэк-кой сит-ции и спр на деньги; 4) рост доверия к проводимой монет пол-ке, т.к. показатель ин-ции и обмен курс, понятен для широк обществ-ти. Обязат усл-я эфф-ной р-ты данн р-ма: 1) наличие у ЦБ возм-сти эфф-но упр-лять цен пок-лем, избранн в кач-ве промежут цели; 2) обесп-ние ценовой стаб-сти явл единствен целью ДКП; 3) юр-кая и фактич незав-сть ЦБка; 4) сбаланс-ность д-дов и р-дов гос б-та; 5) устойчив функц-ние фин сис-мы, развит фин рынок. Ден власти сосред-тся на 1ой из макроэк-ких целей – инф-ции, не уделяя должн внимания заня-ти населения, темпам роста ВВП и пр. Это может привести к медлен и неуст-му росту эк-ки, к большим колебаниям занят-ти и ВВП. Если же ден власти сосред-тся не только на инф-ции, но и на др целев ориентирах, это в итоге приведет к конфликту целей.
Самост-ной проблемой явл и наличие продолжит-го времен-го лага между действ-ми ден властей (ЦБ) и изм-нием темпов роста цен, что также может препят-вать достиж-ю поставлен целей по ин-ции.
24. Таргетирование валютного курса.
Истор-ки 1ым реж-м ДКП считается режим тарг-я обмен курса. Тарг-ние обмен курса наиб часто исп-тся в развив-хся странах и странах с переходн эк-кой. Данн монетарн режим позволяет быстро снизить девальв-ционые ожидания суб-тов эк-ки и темпы ин-ции, т.к. пок-тель обмен курса нац ден ед-цы к ин вал (корзине валют) дает понятную для суб-тов хоз-ния и нас-ния инф-цию об ожидаемом темпе инфл-и. В рез-те темпы инф-ции в стране, исп-щей дан режим, стремятся к ур-ню ин-ции в стране валюты привязки, сниж-ся ур-нь доллар-ции эк-ки, повышается «насыщ-ть» её деньгами (растёт коэф-нт монет-ции). Недостатки: 1) достижение целев значения обмен курса в значит-ой степ зависит от сост-ия внешн сектора эк-ки; 2) если внешн сектор не обесп-ет необх-е предл-ние валюты, то для подд-ния заявлен целей по обмен курсу необх-мо исп-ние золотовалютн рез-в гос-ва; 3) в усл-ях сохр-ния высоких темпов инф-ции рост реал курса нац ден ед-цы приводит к сниж-ю конкурентоспос-сти экс-та и ухудш-ю сальдо плат баланса; 4) данн режим не учит-т динамику внутро спр на деньги, провоцируя возн-ние разнонаправ-сти разв-я внутр и внешнсфер эк-ки; 5) либерал-ция внутр вал рынка, кот обычно следует за введением режима тарг-ния обмен курса, усиливает уязвимость нац вал со ст межд спекулянтов (внешн шоки).В наст вр режим обмен курса предполагает 2 вар-та: 1) фикс-ние обмен курса нац валюты по отн-нию к вал страны с низким ур-нем инф-ции либо к корзине валют; 2) установление «горизон-го» или «наклон» кор-ра, в пределах кот обмен курс нац вал может двигаться свободно.
25. Таргетирование денежных агрегатов
Тарг-ние ден агр-тов - ЦБ принимает вел-ну того или иного агрегата ден массы в кач-ве осн промежут-й цели ДКП (США, Вел-ния, Кан, Герм, Яп, ЕС).
Преим-ва: 1) данн режим дает ЦБ широкие возм-ти по приведению ДКП в соотв-вие с внутр потр-тями эк-ки; 2) возм-сть достиж-я стабильн темпов прироста ден массы, сниж-я темпов роста ден массы с целью борьбы с инф-ей; 3) данные о ден массе обычно поступают раньше, чем др перемен-е, что позволяет получать инф-цию о кр/ср персп-вах инфляц; 4) номин ден масса в больше поддается прямому к-лю, чем сама ин-ция; 5) жестк к-ль ден массы несовместим с расш-нием гос долга, что оказ-ет опр-ное дисциплин-щее возд-вие на фиск-ю пол-ку; 6) опр-ние целевых пок-лей не требует сущ-ной аналит-кой р-ты. Недостатки: 1) невозм-сть достиж-я желаемых рез-тов в обесп-нии к-ля за ден массой и ценовой стаб-сти в усл-ях непредск-сти изм-ния спр на деньги в долгосрй персп-ве. 2) в усл-х сохран-щейся умерен инфл ден тарг-ние приводит к высоким изд-кам, связан со сниж-ем экон-кой акт-ти и резким ростом % ставок 3) слабая информативн значим-сть ден пар-ров для эк-ких агентов, в 1ю оч комм банков.
В наст вр ведущие страны мира отказались от этого режима по причине частого невып-ния намечен ориентиров, и в силу недостат его эфф-сти с т.зр. эк-ких интересов страны.
26. Процентная политика НБ РБ.
Проц. политика НБ пр.с. комплекс мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике и является частью ДКП, осущ-мой в русле общеэкономической политики государства.
Прав.основой для осуществления НБ процентной политики является Конституция РБ, Банковский кодекс РБ, основные направления ДКП РБ на очередной год и другие норм.-правовые акты.
Цель-поддержание всего комплекса процентных ставок в экономике на соотв. уровне, включая защиту и обеспечение устойчивости бел.рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ин. валютам.
Об-т-уровень процентных ставок по различным инструментам заимствования, в совокупности предст-щий собой цену денег в экономике.
Суб-ты-НБ РБ, Минфин, банки.
Инстр-ты-установление ст.реф НБ и проведение операций по регулированию уровня банк. ликвидности. Данные инстр-ты оказывают прямое влияние на уровень проц. ставок на рынке межбанковского кред-ния, а через их, уже косвенно, на все прочие ставки денежного рынка, включая ставки по кредитам и депозитами населения и предприятий. Проц. пол-ка в 2012 г. будет напр-на на обесп-е фин. стаб-сти и снижение инфляц. процессов поср-вом достижения положит. уровня проц. ставок в реальном выражении. Ставка реф. будет поддерживаться на уровне, способствующем замедлению в 2012 г. инфляции до 19%.
27. Кредитный и
депозитный постоянно
Пост. мех-змы подразделяются на пост. мех-змы рефин-ния и пост. депозитный мех-зм.
Мех-зм рефин-ния-сов-ть принципов, методов и инстр-в монетарного рег-ния, при пом. к-х ЦБ воздействует на стоимость и объем кредита в экономике. Пост. мех-змы рефин-ния позволяют банкам заимствовать ср-ва у ЦБ по собственной инициативе в случае возникающей необходимости. Данные инстр-ты исп-ся для повышения уровня ликвидности в системе. Различают два осн. вида пост. мех-мов реф-ния: механизм кредитора последней инстанции и дисконтный кредит.
Механизм кредитора последней инстанции исп-ся для периодической компенсации краткоср. спроса банков на ликвидность. Наиб. часто исп-ми инстр-ми мех-зма кр-ра последней инстанции явл-ся ломбардный кредит и овердрафт.
Ломб. кредит-периодическое кред-ние банков по их первому требованию под залог ц/бг для покрытия временной (краткоср.) нехватки ресурсов. Овердрафт-ломбардный кредит со сроком погашения 1 день. Цель его состоит в завершении расчетов текущего дня. Овердрафт также предоставляется под залог ценных бумаг. Проц. ст., к.пр., несколько ниже ставок по ломбардному кредиту.
Дисконтный кредит исп-ся для пост. кред-ния банков в рамках жестко устан-х лимитов («кредитных потолков») для каждого банка. Ставки по этому кредиту м.б. ниже рыночных или приближаться к ним. Залоговое обеспечение в виде ценных бумаг также предоставляется в обязательном порядке.
Пост. депоз. механизм позволяет банкам в любое время депонировать в ЦБ любой объем избыточной ликвидности, что служит гарантией ее оттока из системы.
28. Сущность политики
минимальных резервных
Традиционно обязательные резервы
рассматриваются в качестве неотъемлемого
элемента денежно-кредитного регулирования.
Обычно они устанавливаются для
достижения комплекса различных
целей: воздействия на спрос банков
на резервы; содействия стабилизации краткосрочных
процентных ставок; стабилизации и
повышения предсказуемости
Одним из осн. инстр-в ДКР, напрямую возд-щих на операции комм. банка, явл-ся ФОР.
Форма хранения-кач-во и вид активов, к-ые формируют миним. обязат. резервы. Наиб. часто в качестве резервов исп-ют след. активы: счета и депозиты в ЦБ; ГЦБ и корпорат. обеспеч. облигации; нал. ден. Ср-ва и высоколиквидные активы; для валютных пассивов-депозиты в ин.в. за рубежом.
Цель пол-ки обязат. резервов состоит в усилении завис-сти комм. банков от рефин-ния со стороны ЦБ и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью.
29. Механизм резервирования, применяемый в РБ. Период расчета, регулирование и поддержание, правило усреднения. Нормативы резервных требований.
Форм-ние ФОР осущ-ся в бел.руб.
ФОР-часть привлеч. банками ден. ср-в, к-я учитывается на счетах, открытых на балансе НБРБ с целью выполнения резервных требований.
Рез.треб-я - миним. объем ден. ср-в, к-й банки обязаны поддерживать в теч. периода выполнения рез. треб-й в ФОР.
Фиксиров. часть рез. треб-й-объем ден. ср-в, к-й банки обязаны поддерживать на счете по учету ФОР на конец первого рабочего дня и в теч. послед-х календ. дней периода выполнения рез. треб-й (10 %).
Усредняемая часть рез. треб-й-объем ден. ср-в, к-й банки обязаны поддерживать на корр.счете банка в НБ (90 %).
Расч. период-это период, за к-й рассч-ся база резервирования и размер рез. треб-й.
Расчетный период уст-ся с 1-го числа месяца по 1-е число след. месяца включительно:
База резервирования рассч-ся по формуле средней хронологической:
БР=(ПС1/2+ПС8+ПС15+ПС22+ПС1/2)
Нормативы ФОР:
- рублевые привлеч. ср-ва: депозиты населения-0%, прочие депозиты-7,5%;
- валютные привлеч. ср-ва-7,5%.
30. Политика операций
на открытом рынке, ее цели,
характеристика, виды операций. Функции
и механизм операций на
Операции на открытом рынке (ООР) - купля-продажа ценных бумаг (иногда иностранной валюты) центральным банком страны с целью расширения или сокращения предложения денег.
ООР могут проводиться различными методами:
По цели операции ООР делятся на:
- корректирующие (защитные) оп-ии, призванные компенсировать краткоср. нежелат-е изменения в стр-ре банк. резервов;
- структурные оп-ии, ставящие своей целью долговрем. каче-ное воздействие на ден-кред. сферу (изменение кач-х ден-кред. условий, таких как обменный курс нац. ден. ед-цы и пр.).
Различают также ООР:
- регулярные плановые оп-ии, при к-х ЦБ заранее объявляет об их проведении (аукцион по продаже кредитов, депозитов и пр.) для банков или для широкого круга уч-ков;
Информация о работе Шпаргалка по "Монетарной политике и банковскому надзору"