Шпаргалка по "Монетарной политике и банковскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:25, шпаргалка

Описание

Краткие ответы на вопросы по "Монетарной политике и банковскому надзору"

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по монетарке.docx

— 130.49 Кб (Скачать документ)

 

45. Текущий банковский  надзор. Консолидированный банковский  надзор. Качественная и количественная  характеристика пруденциальных  стандартов.

В ходе тек. надзора НБ осущ-ся оц-ка: финн. состояния банка, стр-ры А и П; существ. изменений в стр-ре баланса и ур. риска банка; изменений в составе учредит.(участников) банка и степени концентрации в их руках пакетов акций; изменений в составе органов упр-ия и исполнения; изменений в организац. стр-ре б.; степени освоения банком новых рынков и новых банк. услуг; масштабов деят-сти б. и ур. его влияния на развитие эк-ки страны, региона, отрасли; доли в А банк. системы, кред. вложениях, аккумулировании ср-в нас. и т.д.; интенсивности взаимоотн. с др. банками страны и потенц. возм-сти повлечь системный банк. кризис в случае банкротства; результатов компл. и темат. проверок, а т.принятых по их итогам мер.

Сбор, оц-ка и ан. пруденц. отчетности и стат. инф-ции осущ-ся на индивид. (персональный надзор) и совок. (макропруденц.) основе.

Согл. БК РБ, пруденц. стандарты имеют кач. и колич. хар-ки.

Абс. и отн. пок-ли колич. оценки:

- мин. размер НК;

- размер рез. фонда;

- макс. размеры риска, вкл. валютный; макс. размер участия в УФ др. комм. орг.;

- норм. достат. НК, соотношения привлеч. ср-в физ. лиц и А банка с огранич. риском;

- нормативы миним. ликвидности;

- размер спец. резерва на покрытие  возм. уб-в по А, подв. кред. риску, и по операциям, не отраженным на балансе резерва под обесценение ц/б.

Кач. хар-ка банк. дела в РБ:

- б. располагали системой внутр. к-ля, что одновременно явл. нормой реал-ции принципов корпорат. упр-я;

- в б. осущ-сь пол-ка, практика и процедуры, к-е спос-ют повышению этических и проф. норм менеджеров банка и предотвращают использование банка уголовными элементами;

- в б. был разработан и реализ-лся  внутр. документ о пол-ке и процедурах упр-я рисками;

- выполнение работы внешним  аудитором осущ-лось качественно;

- каждый б. вел учетно-отчетную  док-цию, составленную в соотв. с последоват. учетной пол-кой на консолидиров.основе (т.е. банка и его дочерних отделений);

- б. осущ-ли целевое исп-ние ср-в прибыли, др. ср-в собств. капитала, привлеч. ресурсов и т.д.

Отв-сть за достов-сть инф-ции  о соблюдении пруденц. стандартов и отчетную дисциплину несет рук-ль б.

 

46. Оценка рисковой  деятельности банка в ходе  текущего надзора Национального  банка: направления, параметры,  отражение в нормативах безопасного  функционирования, формах отчетности.

На осн-ии собранной в ходе тек. надзора инф-ции служба банк. надзора оценивает рисковое состояние б. и эффе-сть системы упр-я риском (риск-менеджмент).

Оц-ка риск. сост. банков осущ-ся двумя системами оц-ки:

- тек. рискового состояния;

- на основе индикаторов раннего  реагирования, позвол. оц-ть вероятность  и конкр. причины возникн-я  в буд. негат. событий и механизмы  ликвидации их последствий.

Оц-ка тек. рискового состояния б. НБ ранее осущ-лась с пом. Методики оц-ки банков по четырем факторам (оценка Z) и Методики определения степени проблемности банков.

В наст. вр. надзорная оц-ка осущ. по расчету, базирующемуся на совок. оц-ке показателей деят-сти б. и приведенному в Рекомендациях о методике проведения НБ проверок банков и НКФО и оц-ке ур-ня рисков. Расчет надзорной оц-ки исп-ет шкалу:

1.Пок-ль достаточности НК, опр-щий  запас надежности, позв. покрыть  возм. риски: достаточный-2 балла,  недостаточный-1 балл;

2.Уровень риска: низкий –  5-6 баллов; средний – 3-4 балла;  высокий-2 балла. 

Агрегированный пок-ль рассч. по каждому  из 7 рисков: кред., ликв., вал., проц., фондовому, тов., операц.. Пок-ль пр.с. сумму оценок ст-ни риска и кач-ва упр-я им, к-я  рассч. по шкале:

- ст-нь риска, демонстрирующая  сост-е риска в б.: низкая-3 балла, ср.-2 балла, высокая-1 балл;

- кач-во упр. риском, показ. адекватность реагирования рук-ва б. на сост-е риска: хорошее-3 балла, удовлетворит.-2 балла, неудовл.-1 балл;

- пок-ль прибыльности (дох-сти) деят-сти  б., достаточный. для поддержания операций б. и оптим-ого уровня НК, их кач-ва и стаб-сти, а т. кач-ва упр-я прибыльностью: высокий-3 балла; ср.-2 балла; низк.-1 балл;

- кач-во упр-я банком, позволяющее  оц-ть систему общего и тек.  рук-ва деят-стью банка, его  способность обеспечивать над. и уст. работу банка в сочетании с прибыльностью:хорошее-3 балла; удовлетв.-2 балла; неудовл.-1 балл.

Надзорная оценка банка рассч-ся путем  суммирования баллов. Макс. возм. надз. оц-ка б.-50 баллов, ср.-34 балла, мин.-17 баллов.

39-50 – устойч. положение банка, обнаружение лишь незначит. недостатков, поддающихся исправлению.

28-38 – имеется целый ряд недостатков,  к-е будучи оставлены без внимания, м. приобрести серьезный характер.

17-27 – выявлены недопустимые  недостатки, к-е, если не исправить  положение, ставят под угрозу буд. банка, указывают на вер-сть эк. несост-сти (банкротства).

Решение о присвоении надз. оценки выносится нач. Гл. упр-я банк. надзора. Резу-ты надз. оц-к не подлежат разглашению и исп-ся для достижения пруденц. целей.

 

47. Организация  дистанционного надзора в Национальном  банке Республики Беларусь. Стадии  организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности  банка в комплексной проверке.

Дистанц. надзор (заочный, офсайт-надзор)-проведение банк. мониторинга поср-вом анализа банк. отчётов эк. состояния банков. Осн.целью дист. надзора явл. идентификация и предупреждение развития возм. проблем отд. банков и банк. системы в целом на возможно более раннем этапе с ц. недопущения дестабилизации банк. системы. Осн. инстр-том дистанц. надзора явл. дистанц. анализ с исп-нием автомат. системы сбора и представления отч-сти банками, основанный на мониторинге финн. коэффициентов, выполнения нормативов безоп. функц-ния и иных юр. требований, а также на сравнении банков.

Инспектирование банков вкл. этапы:

- планирование компл. и темат.  проверок;

-подготовка к проведению проверки (куратор банка предоставляет  представителю рабочей группы  аналит. обзор сост-я б.);

-осущ-ние проверки;

-оформление рез-тов проверки  и принятие решения по её  итогам.

В кач. осн. методов проверки исп-ся метод проверки в сплошном порядке  и метод произвольной выборки.

Исп-мая в ходе инспекций банков система оц-ки их над-сти и уст-сти  разработана на основе америк. системы  рейтинговой оц-ки банков CAMELS. Осн. отличием бел. системы оц-ки от CAMELS явл.больший акцент на кач. оц-ки компонентов над-сти и уст-сти б.

При пров. компл. проверки деят-сть б. рассм. и оц-ся по направлениям:

-оц-ка ур-ня рисков, принимаемых  банком, и упр-я ими: кред., ликв., проц. р. банк. портфеля, рын. риски (проц. риск, вал. риск, фонд. риск, тов. риск), операц., стратегич., риск потери дел. репутации банка и пр. риски;

- оц-ка достат. НК;

-оц-ка эфф-сти функц-ния б.: приб-сть  (дох-сть) б., пок-ли рентаб-сти;

-оц-ка кач-ва упр-я банком: корпорат. упр-е, система внутр. к-ля, внутр.  аудит, взаимодействие с аудит. орг-цией;

-соблюдение банком единой методики  расчета НК, вел-ны А и обязательств, включаемых в расчет нормативов, размеров рисков, выполнение норм. безоп. функц-ния;

-вып-ние банком требований зак-ва  РБ и ные направления деят-сти б. в соотв. с целями и перечнем вопросов, подлежащих проверке.

Среди вышеуказанных инспектируемых напр-ий особое внимание при проведении проверки уделяется кред. риску, явл-ся, к.пр., гл. причиной потерь (убытков) банка.

 

48. Подходы к  оценке безопасного и надежного  функционирования банка, применяемые  НБ РБ. Надзорная оценка.

Подходы к оц-ке финн. ситуации в б. заключ. в форм-нии кач. мнения (суждения) для введения корректир. надзорных мер. Они базируются на комплексе инстр-тов.

Введены ряд инстр-тов банк. надзора, заключающиеся в 3-х надз. программах: 1)компл. оц-ка тек. сост-я банков на основе стандартизированных методик; 2)построение системы раннего реагирования на основе VAR и стресс-тестировании; 3)прогнозирование ситуации в банк. сфере на основе сложных моделей. Данные инстр-ты осн-тся на документ. надзоре и инспекциях на местах и позволяют оц-ть риск и кач-во менеджмента инд-но для каждого банка и в целом по нац. банк. системе. Они ориент-ны на своеврем. принятие необх. корректирующих действий со стороны надз. органов.

VAR (стоимость, подверженная риску)-модель оц-ки портфеля, базирующаяся на стат. подходах. Расчеты закл-тся в вычислении размера макс. потерь при остальных параметрах, задаваемых извне.

Сресс-тесты позволяют оц-ть ст-нь уязвимости банков к потерям портфелей  и понижению уровня ликв., а т. кач-ва собственной модели упр-я  рисками. По полученным рез-там осущ-ся информирование рук-ва и корректировка пол-ки по упр-ю рисками. При необходимости принимаются соотв. управленческие решения.

 

49. Сущность корректирующих мер,  их направленность, полномочия НБ  РБ. Предупредительные меры и  меры воздействия.

Коррект. меры НБ напр-ны на восст-ние нормального функц-ния банк. системы. Осн. целью прим-я НБ РБ коррект. мер к банкам явл. поддержание стаб-сти банк. системы РБ, а т. защита интересов их вкладчиков и иных кредиторов. Корр. меры НБ представлены предупредит. мерами и мерами воздействия. Основания для применения НБ корр. к банкам выявляются по рез-там проводимых им проверок, анализа отч-сти и (или) иной инф-ции.

Предписание явл. предупр. мерой и содержит одно или несколько требований:

1)о представлении инф-ции, исп-мой  для оц-ки ст-ни над-сти б., выявления  ситуации, угрожающей интересам  его вкладчиков и иных кредиторов;

2)об изм-нии банком представляемой  отч-сти, в т.ч. в целях отражения  в ней размеров НК, А, обязательств  и крупных кред. рисков банка,  опр-ных НБ на основании установленных  им методик;

3)об устранении действия, не  являющегося нарушением, к-е м.  привести к потере дел. репутации б. или (и) созданию положения, к-е м. повлечь за собой его неплатежесп-сть либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов;

4)об устранении нарушения (в  т.ч. о разработке банком ЛНПА).

Невып-ние предписания (2-4) явл. основанием для приостановления НБ действия лицензии на осущ-ние банк. деят-сти в части осущ-ния отд. банк. операций. Решение о вынесении предписания выносится Предс. Правл. НБ и его зам-ми.

Прим-е НБ мер возд. осущ-ся с уч. хар-ра нарушения, ст-ни его влияния на финн. сост-е б., наличия положения, к-е м. повлечь за собой его неплатежеспособность либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, исходя из критериев:

- значит-сти (незначит-сти) основания  для применения меры возд.;

- кол-ва, систематичности однор.  оснований для применения меры  возд.;

- сферы зак-ва, в к-й совершены  нарушения;

- причин, обусловивших возникн-е  основания для прим-я меры возд.;

- общего финн. сост-я банка и его положения на рынке банк. услуг;

- осущ-я (неосущ-я) банком мероприятий  по устр-нию основания для прим-ния  меры возд.;

- эффект-сти применения мер возд.;

НБ вправе применить за одно и  то же нарушение одновременно или  последовательно несколько мер  возд. Меры возд. к банкам прим-ся по решению Правл. НБ.

 

50. Порядок  реорганизации,  ликвидации и реструктуризации  банков.

Реорг-ция б. путем его разделения или выделения банка (банков) допускается при условии, если УФ банков, созданных в рез-те реорг-ции, останется не ниже размера мин. Уф, устан-го НБ.

Слияние банка м. осущ-ся только с банком (банками). Банк м.б. реорганизован путем присоединения только к др. банку. Присоединиться к банку м. только банк либо НКФО. При слиянии и при присоединении реорганизованные банки обязаны возвратить выданные им лицензии на осущ-ние банк. деят-сти (их дубликаты) и копии таких лицензий в НБ.

При выделении банк, создаваемый путем выделения из др. банка, обязан заявить в НБ ходатайство о выдаче ему лицензии на осущ-ние банк. деят-сти.

При разделении реорганизованный банк обязан возвратить выданную ему лицензию на осущ-ние банк. деят-сти (ее дубликат) и копии такой лицензии в НБ, а создаваемые в рез-те разделения банки должны заявить ходатайства о выдаче им лицензий на осущ-ние банк. деят-сти.

При реорг-ции банка его права и обязанности переходят ко вновь созданным банку (банкам) и иным юр. лицам в порядке, установленном гражданским зак-вом.

Ликвидация

Банк м.б. ликвидирован по решению его уч-ков (собственника им-ва банка) (с письм. согласия НБ) либо органа банка, уполномоченного уставом, хоз. суда или НБ в случаях, предусм. зак-ными актами РБ. Уч-ки банка либо орган банка, уполномоченный уставом, принявшие решение о ликвидации банка, в 10-дн. срок. после получения согласия НБ создают ликвидационную комиссию (назначают ликвидатора), назначают ее председателя, а также опр-ют в соотв. с зак-вом РБ порядок и сроки ликвидации банка.

Информация о работе Шпаргалка по "Монетарной политике и банковскому надзору"