Методика воспитания звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества.

Содержание

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах


Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по развитию речи.docx

— 81.76 Кб (Скачать документ)

      НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ N 2 отделение заочного отделения

             
            Контрольная работа

       По   Методика развития детской речи       вариант      3     . 

       Студентки ___5___ курса, специальности дошкольного образования 

                                         Кокориной Марии Валерьевны                                             .

                                     (фамилия, имя, отчество полностью)

       группа N    2-09_ 

       Обратный  адрес _г.Новокузнецк, ул. Сов.Армии 14-34                                       . 

       Оценка  работы       Дата проверки _ 

       Подпись преподавателя                                                                                            . 

       Дата  поступления контрольной работы в колледж                                                . 

       Регистрационный номер                                                                                            . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи 

План: 

  1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.
 
  1. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
 
 
  1. Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
 
  1. Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
 

      Воспитание  звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском  саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Воспитание звуковой культуры предполагает: 

    
  • формирование  правильного звукопроизношения  и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • воспитание орфоэпической , правильной, речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
  • формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
  • выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.
 

      Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: 

      1.      развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового  аппарата, речевого дыхания) и  на этой основе формирование  произношения звуков, слов, четкой  артикуляции;

      2.      развитие восприятия речи (слухового  внимания, речевого слуха, основными  компонентами которого являются  фонематический, звуковысотный, ритмический  слух). 

      Звуковые  единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные  в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание  звуков становится словом, приобретает  определенный смысл. Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.  Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

      Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. 
 
 

  1. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
 

    Задачи  воспитания звуковой культуры речи выдвигаются  в соответствии с основными аспектами  понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать  возрастные особенности речи детей.

     Можно выделить следующие задачи: 

    • Формирование  правильного произношения звуков.

    Звук  речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах). 

    • Выработка дикции.

     Дикция  — внятное, четкое произношение  слов и их сочетаний. Работа  над дикцией производится в  соответствии с «Программой»  детского сада начиная со второй  младшей группы (в основном в  процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка  внятности произношения выдвигается  специальной задачей занятий  по развитию речи. Для ее решения  в старших группах используют  специальные методы и приемы  обучения. 

    • Работа  над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

    Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть  формирование правильного словопроизношения  как отдельную задачу. Иногда ребенок  четко произносит все звуки и  имеет хорошую дикцию, но допускает  ошибки в произношении отдельных  слов.

     Воспитатель  должен знать типичные особенности  в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.

     В  старшем возрасте нужно обратить  внимание на правильность произношения  некоторых трудных слов (ошибки  детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.). Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога: нога, ножка, на ногу, ноги. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла», «шофер»), в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал», «отнял», «положил», «принял», «продал»). Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова: крУжки — кружкИ, дОма — домА, вЫсыпать — высыпАть.

     Ударение  в русском языке является средством  различения грамматической формы.  При формировании грамматического  строя детской речи воспитатель  должен также следить за правильной  постановкой ударений: коса —  косу, кони — коней, коням и  др. 

    • Работа  над орфоэпической  правильностью речи.

    Орфоэпия  — совокупность правил образцового  литературного произношения. Орфоэпические  нормы охватывают фонетическую систему  языка, а также произношение отдельных  слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия  для формирования литературного  произношения, активно устранять  отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве  сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому  человеку исправлять ошибки подобного  рода. Особое значение приобретает  эта задача в тех областях, где  распространено диалектное произношение.

     В  младшем возрасте ребенок усваивает  орфоэпические нормы исключительно  практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить  детям образцы устной речи. В  старших группах эта задача  является составной частью обучения  родному языку. Внимание детей  этого возраста можно привлекать  к сознательному усвоению некоторых  правил (произношение отчеств, отдельных  иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье  и др.). 

    • Формирование  темпа речи и качеств  голоса.

    Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется  такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и  средней высотой голоса. Они могут  выступать как постоянные, привычные  качества, которые определяют в целом  индивидуальность речи. В то же время  темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы  выражать отдельные состояния и  чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики.

     Ребенок,  особенно младшего возраста, склонен  к быстрой речи, делает короткие  и неуместные паузы. Воспитатель  должен учить детей говорить  неторопливо, ритмично, останавливаться  в конце фразы, заканчивая интонационно  мысль.

     Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса). 

    • Воспитание  выразительности  речи.

    Говоря  о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны  этого понятия:

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи