Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества.
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ N 2 отделение заочного отделения
Контрольная
работа
По
Методика развития
детской речи
вариант
3 .
Студентки
___5___ курса, специальности дошкольного
образования
группа
N 2-09_
Обратный
адрес _г.Новокузнецк,
ул. Сов.Армии 14-34
Оценка
работы Дата проверки _
Подпись
преподавателя
Дата
поступления контрольной работы
в колледж
Регистрационный
номер
Тема:
Методика воспитания
звуковой культуры речи
План:
Воспитание
звуковой культуры – одна из важных
задач развития речи в детском
саду, так как именно дошкольный
возраст является наиболее сензитивным
для ее решения. Из материалистического
учения о языке и мышлении следует, что
звуковой язык был всегда единственным
языком общества. Язык является важнейшим
средством человеческого общения в силу
своей звуковой материи. Звуковая сторона
речи представляет единое целое, но весьма
сложное явление, которое необходимо исследовать
с разных сторон. В современной литературе
рассматриваются несколько аспектов звуковой
стороны речи: физический, физиологический,
лингвистический. Изучение различных
аспектов звуковой стороны речи способствует
пониманию закономерностей постепенного
формирования ее у детей и облегчает руководство
развитием этой стороны речи. Каждому
языку свойственна та или иная система
звуков. Поэтому звуковая сторона каждого
языка имеет свои особенности и отличительные
качества. Для звуковой стороны русского
языка характерны певучесть гласных звуков,
мягкость в произношении многих согласных,
своеобразие произношения каждого согласного
звука. Эмоциональность, щедрость русского
языка находят свое выражение в интонационном
богатстве. Звуковая культура речи – понятие
достаточно широкое, оно включает в себя
фонетическую и орфоэпическую правильность
речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
Понятие
звуковой культуры речи, задачи работы
по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой,
А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым,
М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических
пособиях. В звуковой культуре речи выделяют
два раздела: культуру речепроизношения
и речевой слух. Поэтому и работа должна
вестись в двух направлениях:
1.
развитие речедвигательного
2.
развитие восприятия речи (слухового
внимания, речевого слуха, основными
компонентами которого
Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл. Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
Однако,
несмотря на столь очевидное значение
этого раздела работы, детские сады не
используют все возможности для того,
чтобы каждый ребенок уходил в школу с
чистой речью. По материалам обследования,
15–20% детей поступают в школу из детского
сада с несовершенным произношением звуков,
таких детей в пятилетнем возрасте около
50%. Проблема формирования звуковой стороны
речи не потеряла своей актуальности и
практической значимости в настоящее
время.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно
выделить следующие задачи:
Звук
речи — минимальная, нечленимая речевая
единица. Звуки как материальные знаки
языка выполняют две функции: доведения
речи до восприятия слухом и различения
значимых единиц речи (морфем, слов, предложений).
Интересно, что у ребенка сначала формируется
речевой слух, т. е. различение звуков речи,
а их произношением он овладевает позднее.
Постановка правильного звукопроизношения
тесно связана с выработкой лучшей координации
органов артикуляционного аппарата детей.
В связи с этим в содержание указанной
задачи входит следующее: совершенствование
движений органов артикуляционного аппарата
— артикуляционная гимнастика, которая
проводится во второй младшей, средней
и старшей группах; последовательная работа
над четким произношением уже усвоенных
детьми гласных и простых согласных, а
затем над сложными согласными, затрудняющими
детей (к концу пребывания детей в средней
группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь
правильно произносить все звуки родного
языка); закрепление правильного произношения
звуков в контекстной речи (во всех группах).
Дикция
— внятное, четкое
Своеобразие
речи дошкольника, особенно младшего,
диктует необходимость
Воспитатель
должен знать типичные
В
старшем возрасте нужно
Ударение
в русском языке является
Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространено диалектное произношение.
В
младшем возрасте ребенок
Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики.
Ребенок,
особенно младшего возраста, склонен
к быстрой речи, делает короткие
и неуместные паузы.
Начиная
со старшей группы эти задачи несколько
усложняются. Педагог учит детей использовать
качества голоса как средство выразительности
не только в свободной речи, но и при передаче
чужих мыслей, авторского текста. Для этого,
используя специальные упражнения, развивают
гибкость детского голоса, учат ребенка
говорить тихо и громко, медленно и быстро,
высоко и низко (в соответствии с естественной
высотой голоса).
Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи