Методика воспитания звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества.

Содержание

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах


Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по развитию речи.docx

— 81.76 Кб (Скачать документ)

    Особое  внимание воспитатель обращает на слитное  произнесение детьми двух гласных звуков, например, в звукосочетаниях типа ау, уа, ио. Надо приучать их произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому.

    Правильность  и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых  ответах. Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным. Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания.

    Воспитание  звуковой культуры речи осуществляется не только на занятиях, но и в повседневном общении, во время игр. Педагог приучает детей ясно и отчетливо произносить  звуки и слова, обращает внимание на громкость их воспроизведения.

    Игрушки, картинки, реальные предметы можно  использовать для воспитания звуковой культуры речи также и вне занятий, в различных инсценировках. Например, совершая различные манипуляции  с игрушками, воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: "Где  сидит кукла Соня?", "Куда пошла  Соня?" и т.д. Отвечая на них, малыш  закрепляет произнесение звука [о].

    Если  ребенок пропустил много занятий  или по каким-либо причинам не справляется  с предлагаемыми заданиями, с  ним организуются дополнительные занятия. Они могут проводиться как  с одним ребенком, так и с  небольшой группой. 

    На  четвертом году жизни детей (вторая младшая группа) работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

    В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М.М. Алексеева, М.Л. Генинг, Н.А. Герман, М.Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.

    Прежде  чем перейти к изложению задач  воспитания звуковой культуры речи с  указанием содержания и методов  работы, кратко рассмотрим некоторые  особенности развития звуковой стороны  речи у детей четвертого года жизни.

    В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными  становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное и. гул участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить  многие звуки родного языка, слова  со стечением двух-трех согласных.

    В связи  с укреплением мышц языка (кончика  и средней его части) согласные  звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).

    Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка - сапка), [ж] на [з] (жук - зук), [ч] на [ц] (чайник - цайник), [щ] на [с'] (щетка - сетка); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо сумка).

    В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово температура  они произносят как тематура. Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.

    В этом возрасте совершенствуется речевой  слух. Несмотря на то что в результате артикуляционных затруднений дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Многие малыши различают на слух похожие по звучанию слоги (би-и и пи-и), слова (мышка - мшика). Они понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно. Без специального обучения дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно определить, есть тот или иной звук в слове или нет, вычленить его из состава.

    На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного  звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение  и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже  не в звуковых сочетаниях и простых  словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.

    Не менее  важной является задача развития слухового  восприятия речевого слуха. Воспитатель  продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.

    Задача  развития голосового аппарата состоит  в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить  звуки, звукосочетания, слова и фразы  с различной громкостью.

    Дети  четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных  единым содержанием. Однако их речь еще  не всегда бывает выдержанной в нужном темпе, интонационно выразительной. Задача развития правильного темпа речи сводится к тому, чтобы научить  детей говорить не спеша, менять скорость своей речи, пользоваться интонационными средствами выразительности.

    У детей  четвертого года жизни более продолжительным  становится выдох, они способны протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в  течение 35 сек. Задача выработки продолжительного выдоха (в качестве подготовительного  упражнения для развития речевого дыхания) состоит в том, чтобы научить  малышей долго и плавно производить  через рот выдох, рационально  расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные ([в], [ф], [с], [з]).

    Во второй младшей группе желательно проводить  не менее одного занятия по звуковой культуре речи в месяц и планировать  упражнения на совершенствование слухового  внимания, речевого дыхания, артикуляции, включая их в содержание занятий по развитию речи, музыкальных занятий и др. Длительность упражнений в зависимости от поставленных задач от 2-4 до 5-7 минут. Занятия по воспитанию звуковой культуры речи (на повторение и закрепление пройденного материала) проводятся в конце месяца.

    Сложность работы педагога состоит в том, что  он занимается не с подгруппами, а  со всеми детьми одновременно. Это  затрудняет контроль за правильностью произношения звуков. Работу по выработке четкой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде желательно проводить после утренней гимнастики не реже двух раз в неделю в течение 2-3 минут. Для этого можно использовать звукоподражания, которые дети произносят в различных игровых ситуациях.

     Занятие по звуковой культуре речи состоит из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенной группы звуков, различению их на слух. Как правило, это звуки, родственные по месту образования: губно-губные ([м], [п], [б]), переднеязычные ([т], [д], [н]), губно-зубные ([ф], [в]) и др. Так как закрепление правильного произношения зависит от места образования звуков, то нередко они оказываются и акустически близкими ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.).

    Воспитатель включает в занятие игры и упражнения, направленные на дифференциацию этих звуков на слух (чаще всего в небольших  речевых единицах - слогах). Цель таких  занятий заключается не столько  в том, чтобы закрепить правильность произношения определенной группы звуков, сколько в том, чтобы научить  детей четко их произносить, то есть упражнять артикуляционный аппарат  и речевой слух воспитанников. На первых двух занятиях педагог предлагает детям для различения ряд гласных: [а], [и], [у]; [о], [э], [ы]. Задача состоит в том, чтобы приучить малышей вслушиваться в речь воспитателя, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.

    В основной части занятия работа ведется  по уточнению и закреплению звуков, а в заключительную часть желательно включать игры и упражнения, направленные на развитие голосового аппарата, речевого дыхания.

    Учитывая, что трехлетние дети быстро устают и им трудно выдержать без движения 15-20 минут, в середине занятия воспитатель  устраивает физкультминутку. Детям  предлагается поиграть, нередко с  воспроизведением каких-нибудь звукосочетаний, например, в курочек; в водителей  автобуса и др.

    Для поддержания  постоянного интереса к занятиям В.В. Гербова предлагает использовать разнообразные методические приемы: индивидуальные и хоровые повторения, различные дидактически игры (например "Волшебный кубик"), игры-инсценировки.

    Формирование  правильного звукопроизношения  осуществляется в следующем порядке. Сначала воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе). Затем отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [6] ([б']); [т] ([т']), [д] ([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] ([х']); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']), [з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж]", [ч']. [щ'].

    В конце  месяца организуются занятия на повторение пройденного материала, где дети не только тренируются в правильном произношении звуков, но и учатся дифференцировать их на слух.

    На закрепление  каждой группы звуков отводится примерно три упражнения и одно занятие. Для отработки свистящих согласных, более сложных для произношения, чем, например, губно-губные или губно-зубные, требуется больше времени (примерно около месяца на каждый звук). Однако, учитывая, что звук [з] имеет сходную артикуляцию со звуком [с], количество упражнений можно сократить.

    Для развития артикуляционного аппарата воспитатель  широко использует звукоподражательные  слова, имитацию различных шумов, голосов  животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки). Полезно давать детям  задания, в которых нужно произнести звуки и звукосочетания, требующие  резкой смены положения губ или  языка, например, дуду и динь-динь при  закреплении звука [д] ([д']) (губы то вытягиваются вперед в форме трубочки, то раздвигаются в улыбке).

    Важным  этапом в развитии речи является умение правильно произносить звуки  в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме. Например, при  закреплении произношения звука [п] ([п']) в словах и фразах воспитатель использует куклу Петрушку, показывающего по просьбе детей картинки с изображением тех предметов, в названиях которых есть данный звук (Петрушка, покажи, пожалуйста, пирамидку.). При этом воспитатель обязательно фиксирует внимание детей на изучаемом звуке (произносит его в словах протяжно или немного громче других звуков и т.д.).

    Проводя игры и упражнения, педагог стремится  предупредить у некоторых дошкольников возможные недостатки в усвоении звуков, например, межзубное произнесение [т], [д], [с], [з]. Для этого он организует дополнительные занятия, направленные на уточнение артикуляции звуков, на выработку правильного их произношения.

    Нередко дети верно воспроизводят звук в изолированном виде, но делают ошибки в словах с ним. Здесь сказывается влияние соседних звуков. Поэтому иногда звук, стоящий в начале слова, малыши произносят правильнее, чем в середине.

    Четкость  и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток чистоговорок (Бы-бы-бы - идет дым из трубы); чистоговорок, насыщенных определенными группами звуков (У Сани сани едут сами). Работу над дикцией воспитатель осуществляет также при заучивании с детьми потешек, стихотворений, в процессе повседневного общения с ними.

    Большое внимание уделяется развитию слухового  восприятия, речевого слуха. В качестве упражнений педагог предлагает малышам  определять на слух звучание разных детских  музыкальных инструментов. Вне занятий  организует игры, направленные на определение  местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих товарищей  и т.п.

    В процессе работы по развитию речи воспитатель  дает детям разнообразные задания, с помощью которых они приучаются слушать и правильно воспринимать не только речь взрослых, но и сверстников (например, малыш просит Петрушку показать игрушку или картинку с изображением того или иного предмета). Иногда педагог специально показывает не тот  предмет, который просили дети, и  они сами должны обнаружить ошибку. Внимание воспитанников к речи окружающих формируется и при помощи загадок, которые воспитатель широко использует на занятиях, при проведении упражнений на договаривание детьми слогов и слов.

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи