Методика воспитания звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества.

Содержание

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах


Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по развитию речи.docx

— 81.76 Кб (Скачать документ)

    Педагог приучает малышей вслушиваться в  слова, дифференцировать на слух близкие  по звучанию звукосочетания, различать  темп речи, интонационные средства выразительности. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка - мишка, ослик - козлик). Но до этого воспитатель  называет игрушки или предметы, а  затем выставляет сходные по названию и спрашивает: "Вова, где мишка?", "Лена, покажи мышку". Вне занятий  он организует игры на различение близких  по звучанию звукосочетаний ("Чей  голос?", "Кто позвал?" и др.).

    Дети  четвертого года жизни еще не могут  самостоятельно вычленять из слов звуки. Поэтому, проводя занятия по закреплению  звука, воспитатель использует слова, где есть этот звук, акцентируя на нем  внимание детей. Например, при изучении звука [у] педагог произносит ряд  слов: "у-у-у-тка", "г-у-у-сь", выделяя голосом звук [у]. Затем еще раз повторяет эти слова и предлагает детям назвать звук. В результате этой работы малыши не только приобретают умение узнавать, какой звук есть в слове, но и выделять его голосом.

    В конце  учебного года, закрепляя свистящие  согласные [с] и [з], воспитатель предлагает детям уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие этих звуков в заданных словах. На том же речевом материале он упражняет воспитанников в произнесении звуков и слов с разной громкостью и в различном темпе. Детям, говорящим быстро, скороговоркой и поэтому нечетко произносящим звуки, пропускающим слоги, воспитатель дает задания на медленное и отчетливое произнесение слов; при заучивании стихотворений, потешек, считалок объясняет, с какой скоростью их надо читать, предлагает произносить их в разном темпе.

    Громкость, плавность речи, как уже было сказано, во многом зависят от состояния речевого дыхания. На четвертом году жизни  работа по его развитию продолжается как на занятиях, так и во внеучебное время. Педагог дает детям различные задания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра "Ветерок"), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за - к нам идет коза.).

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего  обихода и пр. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные  средства. 

    Воспитание  звуковой культуры речи в средней группе (от четырех до пяти лет) проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах.

    На пятом  году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных  занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения  звуками родного языка.

    На данном возрастном этапе педагог учит детей  правильно и четко произносить  все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]); отчетливо произносить слова и фразы; пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности; развивает фонематическое восприятие; речевое дыхание; совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов.

    Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием  только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

    Прежде  чем остановиться на задачах, содержании и методах работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников средней  группы, кратко рассмотрим, как идет формирование разных ее сторон.

    Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей этого возраста дает им возможность осуществлять более  точные движения языком, губами, которые  создают условия для правильного  произношения трудных звуков.

    В этом возрасте произносительная сторона  речи детей значительно улучшается: полностью исчезает смягчение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Большинство  воспитанников к концу года овладевают правильным произношением шипящих, звуков [л], [р] отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.

    Недочеты  звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих), когда в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно; в неотчетливом произнесении отдельных слов, особенно многосложных. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р]: старушка, лаборатория. Так, например, фразу "Женщина сушила шубу на солнышке" дети среднего дошкольного возраста могут произнести как "Женщина шушила шубу на шолнышке" или как "Зенсина сусила субу за соныске", возможен и такой вариант: "Женщина шушша шубу на солныске". Такое произношение связано с тем, что у некоторых детей или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они еще не умеют четко дифференцировать их на слух в собственном произношении. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.

    Овладение правильным звукопроизношением, как  уже было сказано, не у всех детей  происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко  упорно в течение довольно длительного  времени продолжают заменять трудные  в артикуляционном отношении  звуки более простыми, например, шипящие согласные свистящими. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые  недочеты наблюдаются в старшем  дошкольном возрасте, необходима специальная  логопедическая помощь.

    Формирование  правильного звукопроизношения  тесно связано с развитием  фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух - необходимое  условие для своевременного и  правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие речевые звуки (фонемы) и имеющие  при этом достаточно подвижный артикуляционный  аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

    На пятом  году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это доступно им, конечно, в  том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая  работа. Без специальной предварительной  подготовки для большинства детей  такие задания будут невыполнимы. Поэтому очень важно во второй младшей группе, а также в начале учебного года в средней группе познакомить  детей с понятием "звук".

    Возросший интерес к звуковой стороне слова  в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они  способны и сами подбирать близкие  по звучанию слова), при интонационном  выделении звука могут установить его наличие в слове, часто  играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные  звукосочетания.

    Достаточно  развитый речевой слух дает возможность  детям различать повышение и  понижение громкости голоса в  речи взрослых, замечать ускорение  и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

    Многие  дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая  на слух различные оттенки их речи. Все это указывает на сравнительно высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность  и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.

    В этом возрасте дети могут менять громкость  своего голоса с учетом содержания высказывания, то есть возможности  использования голосового аппарата у них значительно расширяются. Говоря с различной громкостью, в  разном темпе, дети начинают более точно  передавать свои мысли, шире использовать интонационные средства выразительности.

    У дошкольников удлиняется выдох. Гласные звуки  они способна произносить в течение 3-7 секунд. Свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче - от 2 до 5 секунд. Это дает возможность детям произносить фразы, состоящие из большего количества слов. 

    Организация и методика проведения занятий.

    Занятия по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе длительнее и  сложнее, чем в младшей группе. Кроме того, некоторые разделы  звуковой культуры речи обязательно  включаются в содержание многих или  практически всех речевых занятий.

    На занятии  решается, как правило, несколько  задач, но ведущей на данном возрастном этапе является формирование правильного  звукопроизношения, выработка хорошей  дикции, развитие фонематического восприятия. При уточнении и закреплении  отрабатываемых звуков воспитатель  подбирает такие игры и упражнения, которые могут одновременно использоваться для развития фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, для выработки умеренного темпа  речи, развития интонационных средств  выразительности. Содержание занятий  усложняется по всем разделам звуковой культуры речи.

    Последовательность  уточнения и закрепления звуков, развития фонематического восприятия, освоения других сторон звуковой культуры речи может быть такова.

    Сначала воспитатель сообщает детям, какой  звук будет изучаться, для этого  он использует различные звукоподражания: гудение комара - звук [з], жужжание жука - [ж] и т.д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этом же занятии проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении фрикативных звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе), что способствует развитию у детей речевого дыхания.

    Следующий этап работы по воспитанию правильного  произношения - закрепление звука  в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом  упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия  звука в слове на слух и в  произношении. Например, среди лежащих  на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з]: заяц и кошка, коза и корова. Воспитатель предлагает детям так произносить слова, чтобы звук слышался ясно (з-з-з-аяц). Выделяя звук голосом, дети учатся вслушиваться в его звучание, слышать его в речи. В дальнейшем можно давать более сложные задания - на подбор слов с изучаемым звуком, на изменение слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например, при закреплении звука [ч'] детям предлагают изменить имена девочек так, чтобы в них был этот звук: Оля - Олечка, Таня - Танечка; подобрать названия детенышей животных и птиц: у волка - волчонок, волчата; у галки - галчонок, галчата и пр.

    Закрепление правильного произношения звуков в  речи осуществляется в процессе произнесения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок и другого речевого материала. Например, при отработке звука [л] детям предлагают такую чистоговорку: "Мама Милу моет мылом". При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.

    Воспитатель обращает внимание на правильность произношения звуков и в повседневном общении  с ребенком. При необходимости  организует дополнительные занятия  с детьми, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно усвоить материал.

    В течение  всего учебного года проводятся игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Таким образом, работа над произносительной стороной речи тесно переплетается  с развитием фонематического  восприятия, речевого слуха.

    Формирование  правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению  и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с группой свистящих [с] ([с']), [з] ([з']), [ц], затем - шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л] ([л']), [р] ([р']). На закрепление каждого звука отводится примерно два занятия.

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи