Методика воспитания звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества.

Содержание

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах


Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по развитию речи.docx

— 81.76 Кб (Скачать документ)

    Причиной  неправильного произношения звуков, нечеткой речи у отдельных детей  могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная  подвижность мышц артикуляционного аппарата и т.д. С такими детьми организуются дополнительные занятия, которые в  зависимости от сложности и характера  дефекта проводятся воспитателем или  логопедом.

    Итак, задача воспитания звуковой культуры речи детей  шестого года жизни заключается  в том, чтобы продолжать укреплять  их артикуляционный аппарат; упражнять  в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.

    Организация и методика проведения занятий.

    В старшей  группе могут быть предусмотрены  специальные занятия и достаточно часто проводиться упражнения, решающие самые разные задачи воспитания звуковой культуры речи. Некоторые задания  по развитию произносительной стороны  речи включаются в содержание речевых  занятий, например, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведения стихотворений; при  обучении детей описанию игрушек, содержания картин. Одновременно с решением основной задачи воспитатель учит детей правильно  использовать громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращает внимание дошкольников на необходимость  четко и ясно произносить звуки, слова, фразы. Такой комплексный  подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом занятии (часто на одном и том же материале) решается несколько задач, дает возможность  воспитателю более рационально  организовать занятие, сделать его  при меньшей затрате времени  более насыщенным.

    Восприятие  звуков речи и их произношение - два  взаимосвязанных процесса. Это хорошо видно из примера. Если ребенку предложить найти среди нескольких слов слово  с заданным звуком или выбрать  из фразы только те слова, в которых  есть изучаемый звук, то он, выполняя упражнение, часто неоднократно проговаривает  слова, произнося в них звуки  несколько протяжней, стремясь таким образом при помощи собственного произношения проконтролировать, есть ли в слове отрабатываемый звук. При задержках артикуляции у ребенка, если его попросить определить наличие в слове заданного звука, поставив ему условие зажать язык между зубами или широко открыть рот, количество неправильных ответов увеличивается. Особенно заметна эта связь при некоторых дефектах звукопроизношения, недоразвитии фонематического слуха. Недостатки произношения звуков могут быть одной из причин нечеткой их дифференциации на слух, и, наоборот, нечеткая дифференциация определенных групп звуков на слух может быть причиной нечеткого или неправильного их произношения. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.

    Практический  опыт показывает, что работа по различению звуков должна строиться следующим  образом: сначала дифференциация изолированных  звуков, затем звуков в словах, а  потом в речи.

    В начале занятия воспитатель сообщает детям, с какими звуками им предстоит  работать (используя игры или игровые  упражнения). Затем они упражняются  в различении изолированных звуков на слух. Воспитатель произносит их в случайном порядке, и в зависимости  от услышанного звука дети выполняют  то или иное действие. Например, при  дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель предлагает им поднимать руку, когда они услышат звук [с], и хлопать в ладоши, когда они I услышат звук [з].

    Следующий этап работы - обучение умению различать  звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая. Выполняя игровые упражнения, дети поочередно произносят слова с дифференцируемыми звуками. Проводя, например, игру "Кто убежал?", воспитатель убирает то игрушку, в названии которой есть звук [з], то игрушку, в названии коI торой есть звук [ж]. Он просит детей правильно назвать слова, выделив голосом дифференцируемые звуки: коз-з-за, еж-ж-жик. Для различения звуков на слух детям можно предложить подобрать слова с отрабатываемыми звуками (например, мальчикам - со звуком [з], девочкам - со звуком [ж])

    В старшей  группе, прежде чем упражнять детей  в дифференциации звуков в речи, следует провести предварительную  подготовительную работу, которая заключается  в том, что дошкольников учат вычленять  из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков и только потом, усложняя задание, предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Например, при дифференциации звуков [с] и [з] воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук [с] (в начале, в конце и середине слова): "Люда подарила Соне куклу", "По дороге едет автобус", "Петя чинит колесо"; потом звук [з]: "Зоя читает книгу", "Папа купил маме вазу". Затем он дает предложения, включающие оба звука в определенной последовательности: сначала слово, в котором есть звук [з], потом слово со звуком [с]: "Зоя купает маленькую Свету в ванне". Постепенно количество слов с дифференцируемыми звуками увеличивается, при этом подбираются слова, относящиеся к разным частям речи.

    С целью  обучения детей умению правильно  произносить смешиваемые звуки  воспитатель специально подбирает  фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации. Хорошим  речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы. В дальнейшем, усложняя задания, воспитатель может предложить детям выделить слова с данными звуками из небольшого стихотворения. На первых порах, чтобы облегчить им нахождение слов, он использует наглядность, например, выставляет на столе столько елочек, матрешек, сколько слов с заданными звуками имеется в четверостишии. Когда слово названо, игрушка убирается.

    При произнесении чистоговорок, скороговорок одновременно с работой над звукопроизношением, дикцией отрабатывается нужная громкость голоса, темп речи.

    Учитывая  то, что к пяти годам не все  дети овладевают правильным произношением  звуков (особенно звуков позднего онтогенеза), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Игры и упражнения на дифференциацию звуков способствуют также их уточнению  и закреплению. Поэтому воспитатель  строит занятия так, чтобы дети имели  возможность в процессе дифференциации звуков потренироваться в правильном их произношении, как в изолированном  виде, так и в словах, фразах. Закрепление  звуков, введение их в речь у детей, имевших отставания в речевом развитии, осуществляются не только на занятиях, но и в процессе повседневного общения.

    В работе над произносительной стороной речи педагог обращает внимание детей  на правильность воспроизведения слов, показывает образцы норм литературного  произношения: вчера, а не вчерасъ, звонит, а не звонит и др., поправляет детей, которые допускают ошибки.

    Совершенствование речевого слуха осуществляется во время  заучивания стихотворений, потешек, считалок. Воспитатель обращает внимание дошкольников на используемые им интонационные средства выразительности, учит правильно пользоваться ими. Предлагая загадки, он приучает детей не только внимательно вслушиваться в речь говорящих, узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использует их в качестве упражнений для развития фонематического восприятия, то есть умения слышать определенный звук в слове-отгадке, выделять его среди других звуков, близких по произношению или звучанию.

    На занятиях в старших группах продолжается работа по совершенствованию голосового аппарата детей. Проговаривание чистоговорок помогает не только закреплять звуки, но и отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи. При заучивании стихотворений дети осваивают интонационные тонкости языка (читают стихотворения по ролям). Работа по совершенствованию интонационных средств выразительности проводится как на занятиях по развитию речи, так и в процессе ознакомления с художественной литературой, при пересказах.

    В старшей  группе воспитатель продолжает развивать  у детей речевое дыхание: дает задания на протяжное произнесение гласных и фрикативных звуков, различных (по количеству слов) фраз на одном выдохе, а также подготовительные упражнения на поддувание.

    Как решаются задачи воспитания разных сторон звуковой культуры речи в процессе работы над  дифференциацией звуков, показан на примере фрагмента занятия. 

    К моменту  поступления в подготовительную группу (от шести до семи лет) у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко - слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности.

    На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. При  полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние  дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут  выделять определенные звуки, вычленять  из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный  звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова.

    Возможные недочеты произносительной стороны  речи в этом возрасте выражаются в  том, что некоторые дети недостаточно четко дифференцируют отдельные  звуки (как на слух, так и в произношении), невнятно произносят слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют правильно пользоваться интонацией. В подготовительную к  школе группу иногда поступают дети, имеющие дефекты в произношении звуков, неясно произносящие слова, что  связано с вялой артикуляцией, с разнообразными дефектами речи (косноязычие и пр.).

    На данном возрастном этапе воспитатель продолжает совершенствовать произносительную сторону  речи, развивать фонематическое восприятие детей, голосовой аппарат.

    Организация и методика проведения занятий.

    Работа  по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе проводится на речевых занятиях (как их часть): при рассказывании по картинке, чтении стихотворений наизусть, пересказывании сказок и пр., а также вне занятий (с детьми, имеющими недостатки в произношении или восприятии речи).

    Воспитание  звуковой культуры речи у старших  дошкольников направлено прежде всего на устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств выразительности. При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделяется закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и шипящих, звуков [р], [р'], [л]. Эта работа осуществляется в процессе дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких) с использованием специально подобранных чистоговорок (скороговорок), насыщенных определенными парами или группами звуков. Например, для дифференциации звуков [ж] и [ш] (звонкий и глухой) и одновременно для закрепления правильного их произношения детям предлагают произнести такую скороговорку: "У ежа ежата, у мишки медвежата". Выработке более четкой артикуляции каждого звука в отдельности и слов в целом способствует проговаривание чистоговорок шепотом или беззвучно. А для развития голосового аппарата полезно произнесение чистоговорок (скороговорок) с различной громкостью и в разном темпе. Педагог может предложить детям одну и ту же чистоговорку сказать сначала с обычной громкостью, потом тихо или громко; или сначала в умеренном темпе, а потом в замедленном или ускоренном, выделяя голосом определенные слова (логическое ударение). Например, вышеприведенную скороговорку дети должны произнести так, чтобы было ясно, что именно у ежа ежата, а не у какого-нибудь другого животного.

    Воспитатель учит детей при помощи смены силы и высоты голоса отражать свое отношение  к предметам и явлениям окружающей жизни: произносить слова, фразы  ласково, сердито и т.д.

    Работа  по воспитанию звуковой культуры речи (произносительной ее стороны) не ограничивается только специальными тренировочными упражнениями. Она проводится почти на всех занятиях по родному языку. Так, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию связной речи в процессе пересказывания детьми сказок, рассказов, при чтении стихотворений педагог учит их четко произносить слова, правильно пользоваться голосом, выразительно читать.

    Для совершенствования  фонематического восприятия педагог  использует разнообразные игры и  упражнения на дифференциацию звуков, которые дети этого возраста еще  недостаточно четко различают на слух: свистящие и шипящие звуки, например, [с] и [ш], [з] и [ж], звонкие и глухие [з] и [с], [ж] и [ш] и др.; твердые к мягкие [т] и [т'], звуки [л] и [р].

    Развивая  речевой слух дошкольников, педагог  при чтения сказок, рассказов, стихотворений  обращает их внимание на то, как они  использует выразительные средства: в каких случаях повышают или понижают громкость голоса, читают текст быстро или медленно, как читают стихотворение (торжественно, радостно и т.д.).

    С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, организуются дополнительные занятия: индивидуальные или групповые (в  группы по 3-4 человека подбираются дети с одинаковыми нарушениями речи). При проведении коррекционной работы педагогу важно установить, ограничивается ли недостаток звукопроизношения только неправильным произношением или  этот дефект сопровождается недоразвитием  фонематического восприятия, то есть выявляет, отличают ли дети на слух отсутствующий  звук от его субститута (заменителя). Дефекты звукопроизношения, сопровождающиеся одновременно недоразвитием фонематического  восприятия, часто являются серьезной  помехой в овладении звуковым анализом, что ведет к затруднениям в обучении грамоте. Выявить это не представляет особого труда. В то же время при достаточно хорошо развитом фонематическом восприятии фонетический недостаток остается лишь дефектом произносительной стороны и, как правило, не мешает проведению звукового анализа слов.

    Работа  по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться не только в детском  саду, но и дома. Педагогу следует  активно привлекать родителей к  воспитанию у детей чистой и правильной речи, особое внимание обращая на тех из них, которые имеют отставание в овладении звуковой стороной речи. Приведу для примера фрагмент дополнительного занятия с такими детьми. 
 

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи