Методика воспитания звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества.

Содержание

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах


Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по развитию речи.docx

— 81.76 Кб (Скачать документ)

    1) естественная  выразительность повседневной детской  речи;

     2) произвольная, осознанная выразительность при  передаче заранее обдуманного  текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком  по заданию воспитателя, пересказа,  стихотворения).

     Выразительность  речи дошкольника является необходимой  характеристикой речи как средства  общения, в ней проявляется  субъективность отношения ребенка  к окружающему. Выразительность  возникает тогда, когда ребенок  хочет передать в речи не  только свои знания, но и чувства,  отношения. Выразительность является  следствием понимания того, о  чем говорится. Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н. С. Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).

     Очень  важная задача — развитие у  ребенка самостоятельности, творческой  инициативы при чтении наизусть и пересказе. У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).

    • Воспитание культуры речевого общения.

    В это  понятие входят общий тон детской  речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель  должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре  со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями  — капризными, грубыми, плаксивыми.

     В  «Программе» подчеркивается, что  в старших группах основные  навыки культуры поведения в  процессе речи должны быть  уже сформированы. Необходимо, чтобы  ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку.

     Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.). Все эти навыки должны быть прочными.

    Развитие  речевого слуха и речевого дыхания.

    Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны  речи является слух. С развитием  ребенка постепенно развиваются  слуховое внимание, восприятие шумов  и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить  и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в  слове, определять их порядок и количество. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

     В  каждой возрастной группе в  том или ином объеме решаются  все названные задачи. В связи  с этим необходимо отметить, что  в «Программе воспитания в  детском саду» лишь прослеживается  нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения  и дикции во второй младшей  и средней группах к формированию  фонематического слуха, выразительности  речи в старшей и подготовительной. Воспитателю-методисту нужно следить, чтобы педагоги не сужали объем работы, руководствовались дополнительными методическими пособиями, где достаточно конкретно, с учетом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей. 
 

  1. Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

    В первой младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 23 упражнения (длительностью от 23 до 45 мин.) следует включать в занятия по родному языку. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).

    В зависимости  от поставленных задач занятия по звуковой культуре речи могут состоять из двух или трех частей. Наблюдения показали, что наиболее рациональной является такая структура: первая часть  занятия - задания по уточнению и  закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья - игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком  могут состоять из повторения пройденного  материала.

    Упражнения, которые предлагаются детям как часть занятий по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. В качестве, например, подготовительных упражнений для развития речевого дыхания используется игра "Ветерок" (дети дуют на тонкие полоски бумаги). Подобные упражнения и игры надо стремиться увязывать с основной частью занятия. В младшей подгруппе некоторые задания упрощаются.

    Формирование  правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить  детей четко произносить звуки  в словах и фразах, необходимо прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [и], воспитатель тем самым подготавливает артикуляционный аппарат ребёнка к точному усвоению и правильному произношению звуков [с] и [з]. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука [т], педагог создает благоприятные условия для усвоения звука [ц] и т.д. Сходными по артикуляции являются звонкие и глухие согласные: [с] и [з], [п] и [б], [к] и [г] и др.

    При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении  звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука [а] при широко открытом рте). Кроме того, формируя правильное произношение звуков на знакомом и  простом для детей материале, воспитатель имеет возможность  акцентировать их внимание и на звуковом оформлении речи.

    Для уточнения  и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего  использовать звукоподражания. Знакомя  детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] - с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] - с криком лошадки и т.д.). В других случаях широко используются различные звукоподражания: тик-так - тикают часы, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь. Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).

    При закреплении  звуков в словах надо обращать внимание и на четкость, внятность произнесения всего слова в целом. Для этого  в качестве речевого материала воспитатель  сначала подбирает слова, которые  дети произносят без особого труда (с открытыми слогами или односложные  типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т.д.).

    Отрабатывая произношение слов, не всегда следует  добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых  есть звуки "позднего онтогенеза" (шипящие, согласные [л] и [р]). Например, если малыш сначала произнесет слово пароход как пахот, а затем как паяхот или паляхот, это следует считать для него достаточным. Он правильно усвоил слоговую структуру слова, а так как звук [р] в его речи еще отсутствует, то замена его на [й] или [л'] считается вполне закономерной.

    Дальнейшее  закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие  фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Однако их словарь невелик, и подобрать достаточное количество слов, а тем более фраз для закрепления пройденных звуков и для выработки отчетливого произнесения слов бывает трудно. Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать, например, такую чистоговорку: "Ко-ко-ко - неходите далеко", звука [х]: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха - не поймала петуха". Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения показывают, что не все дети при повторении шуток чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети.

    Работа  по закреплению звуков, по улучшению  словопроизношения должна проводиться  не только на занятиях, но и в процессе других видов деятельности.

    Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с  трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув  язык. Своевременное выявление таких  дефектов, оказание помощи детям уже  на раннем возрастном этапе имеют  большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения  бывает легче, чем устранить его  в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.

    Формирование  правильного звукопроизношения  осуществляется прежде всего за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний. Например, педагог произносит различные звукосочетания, а дети говорят, чей голос они слышат ("Ква-ква-ква. Кто пришел к нам поиграть? - (Лягушка)).

    Развивая  слуховое восприятие, следует обращать внимание воспитанников и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься  громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить различать громкость  и скорость их произнесения, воспитатель  предлагает ребятам различные задания. Дети узнают, что молоточком можно  стучать громко и тихо, что большие  часы тикают медленно, маленькие - быстро.

    Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить  одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель  дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие  задания необходимы для воспитания интонационной выразительности  речи.

    Развивая  голосовой аппарат малышей, воспитатель  должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок  имеет тихий, слабый голос, следует  поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.

    Работа  по развитию голосового аппарата может  включаться в содержание речевого или  музыкального занятия.

    Обучение  детей умению пользоваться умеренным  темпом речи осуществляется прежде всего на основе личного примера воспитателя. Однако уже на третьем году жизни следует обращать внимание детей на то, что слова могут произноситься и быстро, и медленно. Педагог в игровой форме произносит звукосочетания с различной скоростью и предлагает детям их воспроизвести. Таким способом он приучает малышей не только дифференцировать скорость произнесения слов на слух, но и говорить в различном темпе.

    Умение  правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, инсценировании сказок, произнесении звукосочетаний с различной громкостью и скоростью. Воспитатель должен поощрять попытки детей уважительно и доброжелательно относиться к товарищам, вежливо просить игрушку, благодарить старших за оказанную услугу и произносить при этом все слова с соответствующей интонацией. Для этого ему необходимо проводить специальные игры на закрепление "вежливых" слов.

    Подготавливая детей к правильному использованию  речевого дыхания, очень важно научить  их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот. Для этого можно  предложить подуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, на ленточки тонкой бумаги - султанчики, сделать "ветерок" (упражнения даются в игровой форме). Полезны также задания на протяжное и длительное произнесение отдельных звуков (дети поют, например, песенку паровоза: "Ууууу. ").

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи