Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 19:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по культурологии.DOC

— 264.50 Кб (Скачать документ)
  1. (структура)-совокупность  материальных ценностей (орудия ,средства труда ,                      сооружения)

    -духовная культура (мифология , религия ,наука ,искусство  ,нравственность , философия)

    -социальная культура (культура общества, семьи)

    -политическая культура

    -национальная культура

    -экологическая  культура

    (виды)-по отношению  к: -природе ,-обществу(современная  К.) –искусству ( музыкальная, театральная)  –человеку( телесная, духовная )

    (функции) –человекотворческая  (формирование личности) –социальная  память ( обеспечивает связь поколений, освоение опыта предыдущих поколений ) –аксеологическая ( выбор ценностей ) –регулятивная (регулятор поведения человека ) –коммуникативная ( общение людей по поводу культуры )

    -культура-это гуманитарная  наука о сущности закономерностях существования и развития в человеческом значении и способах постижения культуры. –Гебель: Сущность культуры определяется духовным приобщением индивидуума к мировому целому, а это целое и есть мировой разум. –Культура-савокупность материальных и духовных ценностей созданных человеческим обществом и характеризующич определённый уровень развития общества. –Agricultura- возделывание почвы, древний рим 234-149 до н.э.

  1. (особенности первоб. К.) –культ живой природы, мифология наиболее ранние формы духовной К. –синкретизм-слитность, нерасчленённость, связь с окружающей природой, отсутствие диференсации сферы культуры. –тобуизм-система запретов, регулирование соц. отношений: а) запрещение браков внутри рода –экзогамия б)непрекосновенность жилища и очага в)права и обязанности отдельных категорий членов племени г)запрещение нововведений, появление ритуалов, обрядов. (первобыт К.) –нефелим-те кто снизошел с неба, богиня шумер Иштар- пришедшая с неба, Нибиру- название планеты, 12 спутник . –культ матери –культ живой природы –культ предков (вера в пращура) –культ семьи (верованья) Тотемизм (toten-его род) –Анимизм (anima- душа) заключ. в тела или самостоятельная. –Аниматизм, Фетишизм ( одушевление всех явлений предметов) –Магия-колдовство –Религия ( riligare –связывать) связь с богом, Шаман-властелин духов-тот кто знает. –Мифология-мифы о борьбе добра и зла. –Искусство-форма духовной культуры. –Пиктография –Иероглифика.
 
  1. (особенности  древнегреч К.) –Консерватизм (египтяне  избегали вносить радикальные   новшества в свою систему культурных ценностей, стабильность государства и культуры. –Традиционализм (главный принцип: бережное сохранение и подражание уже существующим приёмам и канонам ) (следствие: высокий професианализм, тщательная разработка образов) –Наглядность и предметность (особенность религии: многобожие, боги делятся на местных и общеегипетских (Ра-бог солнца, Пта-бог творец, Осирис- владыка подземного мира, Исида- покровительница супружеской любви и материнства, Хор- небо и свет, Тот- бог мудрости, Гор- фараон ближе всех к богам.   (вклад в мировую культуру) Папирус, монументальная каменная культура, чудо света, скульптурный портрет, математические и астрономические познания.
 
  1. (греческие чудеса )
 
  1. (культура древнего  рима) –римский форум –Арка Сиптимия  Севера –Базилика Юлия и Максенция (руины) –Колонны Трояна –Храм Весталок –Колизей (амфитеатр др рима) –Цирк (руины) –Эпадром (руины) –Рынок Трояна (руины) –Храм Марса мстителя (руины) –Арка Януса –Капитолий (музей античной скульптуры) –Алтарь мира в честь Августа. (искусство) –Фаюмские портреты (на дереве) (уплощёное лицо, большие глаза, золотой фон) (огромные глаза, линии-основной способ начертания) (вклад римлян в мировую культуру) –римское право, законодательство –совершенные методы земледелия –городское благоустройство (водопровод, канализация) –устройство гос-аппарата –формы правления: республика и манархия –архитектура, инженерное дело –латинская писменность.
 
  1. (предпос разв  средневековой культуры) огромное  влияние оказала церковь 5-8 вв. особенно велика роль церкви в религиозно-аскетическом мировоззрении (посты, молитвы). Человеческое тело- темница души. Манах не умеющий читать библию- идиот. Образование только в монастырских и церковных школах. Средневековые философы- служители церкви. Духовенство- самый образованный слой общества. Манах- отказ  от собственности и от связи с миром. Складывается представление о смертных грехах: 1-гордыня 2-скупость 3-гнев 4-зависть 5-лень 6-роскошь 7-чревоугодие. (города) возникли  у замков и крепостей, отделение ремесла от сельского хоз-ва , в городах музыканты, артисты, художники, рыночная площадь, ратуша, собор, городское право (закон). В городах- комунальные движения. Это были города гос-ва по типу греческих полисов.Отличие от греч полисов: не часть, а все горожане свободны от крепостной зависимости. Крепостной проживший год и 1день становится свободным. Черты города: -самостоятельная внеш-я политика –чеканка монеты –самоуправление –демократия –выборность представительства –свободный рынок (появление университетов) (исторические факторы) –крестовые походы –инквизиция.
 
  1. (архитектура,  лит-ра, искусство средних веков)
 
  1.  Леонардо  Давинче «Мадонна» (художник работает  по биологии, летательные аппараты) «Дама с горностаем» роспись  «Тайная вечеря» –точная психологическая  передача состояния «Мария святая Анна» 1518г.-умер. Рафаэль Санти –гармония, манументальность- свойственно зрелому художнику. «Сикстинская мадонна» «Мадонна в кресле»  Микеланжело Буаноротти –статуя Давида, ростесь плафона Сикстинской капеллы 400м^2  300 фигур.  Сер 15 в. книгопечатанье Иоанн Гутенбержзский пришло из китая, первая книга- библия, к 1500г. свои печатни имели 236 городов Европы.  Франция развивается архитектура, искусство Театр Шекспира- «Глобус» Испания Сервантес «Дон Киход» Лане де Вега «Собака на сене» «Валижианская вдова» «Учитель танцев».     (предпосылки) 1)античная К. 2)сркдневековая К. 3)византийская К. 4)христианские традиции.     Возрождение зародилось в Италии т.к. здесь развивались города высокого уровня, возникла цивилизация, античная культура.    (черты) –Космологизм- обращение к космосу к возвышенному, отношение к космосу как к целому. –Антропоцентризм- отношение к человеку как к высшей цели мироздания. –Гуманизм- признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм стал идейной основой эпохи возрождения.
 
  1. (наука и иск  эпохи возр)
 
  1.  Реформация-это  борьба за коренное обновление  церкви в 16 в.  1)секулиризация  земель 2)борьба против недостатков  церкви 3)Лютер обосновал 93 тезиса  против пороков церкви. Протистанская ветвь христианства Лютерская церковь считает что необходимо искать спасения у бога, человеку самому необходимо изучать библию. Пастырь наставник который может помочь постичь библию.
 
  1. (новое время) (наука и техника) 1)развитие механики диктовалось необходимостью механизмов в производстве, строительстве 2)появление гидродинамики связано со строительством гидродинамических сооружений 3)развитие химии вызвано развитием металлургии, красильного дела, медицины. 4)развитие и совершенствование науч. эксперимента, его средств. (самопрялка, ткацкий станок, швейная машинка, паровая машина, Фаренгейт изобрёл градусник 100гр.  (18 в.-век просвещения.) Идеи просвещения: Свобода! Равенство! Братство! 1)вера в безграничные возможности человеческого разума который может постич не только законы природы но и человеческого общества. 2)признание личной независимости и свободы индивида 3)критика старых (феодальных) порядков нарушающих права и свободы личности 4)преобразовать старые порядки можно с помощью просвещения общества 5)теория общественного договора Джона Лобка: Пр-во которое нарушает права и свободы граждан, условия общественного договора не может и не должно оставаться у власти. Гос-во –это инструмент обеспечения общественного благополучия. 6)космополитизм- противоположность патриотизма.  Просветители (Англия: Локк, Ньютон  Франция: Вальтер, Руссо, Дидро, Монтескье  Германия: Лессинг, Шемлер  США: Джефферсон.   (особенности культуры) 1)антропоцентризм- человек в центре мировоззрения 2)формирование человека нового времени (новое мировоззрение, мироощущение) а)личная ответственность человека за его дело, мерой личного успеха и достоинства является собственность, богатство, которым мог обладать каждый человек. В эпоху первоначального накопления капитала это богатство возникало за счёт грабежа, обмана, но по мере развития правовых отношений источником успеха становились личная инициатива и предприимчивость. Человек должен был полагаться на самого себя. Формируется тип деятельного, расчётливого человека, для которого его собственной мерой становится его же дело. б) «Знание-сила». Деятели просвещения считали что невежество- мать всех пороков, а просвещённость человека- высшее благо и добродетель.  в)освобождение от церковной догматики. Появляется новое мироощущение, новая мораль, новая самооценка человека. Полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь, рассматривалась как достойная человека. 3)во второй половине 18в. появилось понятие цивилизация- представление о новом образе жизни, сущностью которого была урбанизация и возрастание роли материально- технической К.  4)слово «гуманитарный» всё чаще употреблялось к образованному человеку с обширными познаниями во всех сферах чел деятельности.
 
  1. (роль просвещения)                               
 
 
  1. (зап евр  К. 19в.) (особенности) 1)продолжается пром. революция, движение к индустриальному обществу. 2)время буржуазных революций (1848- Испания, Партугалия, Франция, Германия, Австрия). Классовые бои (Швейцария, Англия, Бельгия, Галандия). Лозунги: «всеобщее избирательное право», «8-ми часовой рабочий день». 3)самоутверждение народов с общим языком и культурой (Италия, Австро-Венгрия). (черты) 1)отрожение в лит-ре и искусстве конфликтов, происходивших в обществе. 2)расцвет классического естествознания, связь с производством. 3)бурное развитие техники. 4)многообразие жанров и направлений, течений и школ. 5)Рост международного культурного обмена: международные конгрессы, выставки. 6) приход в искусство больших творческих индивидуальностей. (образование)  В 19в. введено всеобщее, обязательное бесплатное начального образования, среднее образ. платное. Вещественную роль играли естественные науки: геология, палеонтология, микробиология, эмбриология, учения Дарвина. Открытия: клетка, закон сохран. энергии. (9-17: 1398, 18: 1574, 19: 8527.)  (наука) Луи Пастер- учение об иммунитете. Теория комплексных чисел, вероятностей, групп, начерталка (Госпар Монж). Разв. механики, термодинамики. Мейер- превращ. энергии из тепловой в механическую, превр. и сохр энергии. Учение об эл-ве. (Вольт, Фарадей, Ампер, Ленц, Якоби, Ом). Химия: красители, удобрения. Биохимия. Металлургия: горячая и холодная обработка металла.  Биссеиер: конвекторный способ передела чугуна в сталь. Изобретены: фотография, шрапнель, нарезное оружие, взрывчатые в-ва. Мартеновские печи. Лит-ра: Реализм (Стендаль, Бальзак «человеческая комедия». Флобер, Дикенс, Теккерей «ярморское тчеславие».
 
  1. (К. нового  времени) (архитектура) –Барокко (странность, причудливость): пышность, приподнятость,  декоративность, величие, грандиозность, зрелищность.   –Ампир (имперский) (к 18-сер19) особенности: а)сочитание массивных простых геометрических форм с военной атрибутикой. б) суровость, чёткость композиции. Пример: римская архитектура и скульптура, триумфальные арки, каменные колонны, обелиски.  –Рококо – гирлянды раковин, цветков, завитков, орнаменты, манерно изогнутые линии. (импрессионизм)  impresion- впечатление. Попытка наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир, его подвижность и изменчивость, передать свои мимолётные впечатление. 1860- Мане, Ренуар, Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность композиции, неожиданные точки зрения, срезы фигур.  Писсарро, Сслейи: система пленера: растворение объёмных форм в вибрации света, разложение сложных тонов на чистые цвета (оптическое смешение цветов в глазу). (Уистлер, Либерман, Коринт, Коровин, Грабарь) (постимпрессионизм) Воспринял от импрессионизма чистоту и звучность цвета. П.- поиски постоянных начал бытия, устойчевых материальных и духовных сущностей, повысил интерес к философии. (Сезанн, Гог, Гоген, Тулуз-лотрек.)
 
  1. (20 в.) (черты) 1) Демократический гуманизм. Ценности  современной полит К. зафиксированы во всеобщей декларации прав человека, а впервые сделано в «декларации прав человека и гражданина» 1789г. Главная идея- всеобщее равенство.  2)развитие науки, НТР. Наука стала мировой, объединив усилия учёных разных стран. Особенности развития науки: а) всеохватывающий характер НТР. б) открытия двадцатого века лежат на стыке наук. в) принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Возникла новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Концепция «информационного общества» определило формирование материального тела К. 20-ого в. Матсура: «информационное общество, как постиндустриальное общество».  Информационное общество- это общество объединённое единой информационной сетью, благодаря которой появляется возможность вырабатывать единые цели, а у человека проявить свои творческие способности.  3)Космизм. Вернадский «научная мысль, как планетное явление» Суть: под влиянием человека био сфера закономерно перейдёт в качественно новое состояние- ноосферу. Ноосферная культура- это создание общечеловеческой культуры на основе объединения человечества.  Общечеловеческая культура- наилучшие образцы научной, производственной , худ. деятельности выработанные разными народами, поколениями на основе которых человечество строит сейчас единую цивилизацию Земли. Вырабатывается общечеловеческая культура, но остаются и национальные культуры.   (элитарная культура) Создаётся представителями соц. групп занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, в его культурном развитии. Смысл: поиск правды, заботы о духовном возвышении человека, нравственности.  Черты: -эстетическая свобода, независимость творчества. –сложность и разнообразие форм худ. освоения мира.  –философское проникновение в сущность явлений.
 
  1. (направления  в ИЗО 20-ого в.)  Модернизм  (свободный, современный, модный)  Причины появления: -кризис культуры, стремление художников уйти от  подражания реальности. –появление  кино и фотографии, отражающих  действительность лучше чем художники. Формы: -Экспрессионизм (выразительность, эмоциональность, гротескность, деформация образа ) Цель: донести поэзию и экспрессию жизни. (Мунк, Ренато, Гудзо) «старый рабочий читает газету»  -Кубизм (Пикассо (Руис) «голубой период», «розовый период» 1905г. «Девочка на шаре»  «Анеонские девушки»- гипертрафированная деформация  -Футуризм- изображение будущего  -Конструктивизм   -Сюреализм.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"