- (структура)-совокупность
материальных ценностей (орудия
,средства труда ,
сооружения)
-духовная культура
(мифология , религия ,наука ,искусство
,нравственность , философия)
-социальная культура
(культура общества, семьи)
(виды)-по отношению
к: -природе ,-обществу(современная
К.) –искусству ( музыкальная, театральная)
–человеку( телесная, духовная )
(функции) –человекотворческая
(формирование личности) –социальная
память ( обеспечивает связь поколений,
освоение опыта предыдущих поколений
) –аксеологическая ( выбор ценностей
) –регулятивная (регулятор поведения
человека ) –коммуникативная ( общение
людей по поводу культуры )
-культура-это гуманитарная
наука о сущности закономерностях
существования и развития в человеческом
значении и способах постижения культуры.
–Гебель: Сущность культуры определяется
духовным приобщением индивидуума к мировому
целому, а это целое и есть мировой разум.
–Культура-савокупность материальных
и духовных ценностей созданных человеческим
обществом и характеризующич определённый
уровень развития общества. –Agricultura- возделывание
почвы, древний рим 234-149 до н.э.
- (особенности первоб.
К.) –культ живой природы, мифология наиболее
ранние формы духовной К. –синкретизм-слитность,
нерасчленённость, связь с окружающей
природой, отсутствие диференсации сферы
культуры. –тобуизм-система запретов,
регулирование соц. отношений: а) запрещение
браков внутри рода –экзогамия б)непрекосновенность
жилища и очага в)права и обязанности отдельных
категорий членов племени г)запрещение
нововведений, появление ритуалов, обрядов.
(первобыт К.) –нефелим-те кто снизошел
с неба, богиня шумер Иштар- пришедшая
с неба, Нибиру- название планеты, 12 спутник
. –культ матери –культ живой природы
–культ предков (вера в пращура) –культ
семьи (верованья) Тотемизм (toten-его род)
–Анимизм (anima- душа) заключ. в тела или
самостоятельная. –Аниматизм, Фетишизм
( одушевление всех явлений предметов)
–Магия-колдовство –Религия ( riligare –связывать)
связь с богом, Шаман-властелин духов-тот
кто знает. –Мифология-мифы о борьбе добра
и зла. –Искусство-форма духовной культуры.
–Пиктография –Иероглифика.
- (особенности
древнегреч К.) –Консерватизм (египтяне
избегали вносить радикальные
новшества в свою систему культурных ценностей,
стабильность государства и культуры.
–Традиционализм (главный принцип: бережное
сохранение и подражание уже существующим
приёмам и канонам ) (следствие: высокий
професианализм, тщательная разработка
образов) –Наглядность и предметность
(особенность религии: многобожие, боги
делятся на местных и общеегипетских (Ра-бог
солнца, Пта-бог творец, Осирис- владыка
подземного мира, Исида- покровительница
супружеской любви и материнства, Хор-
небо и свет, Тот- бог мудрости, Гор- фараон
ближе всех к богам. (вклад в мировую
культуру) Папирус, монументальная каменная
культура, чудо света, скульптурный портрет,
математические и астрономические познания.
- (греческие чудеса
)
- (культура древнего
рима) –римский форум –Арка Сиптимия
Севера –Базилика Юлия и Максенция (руины)
–Колонны Трояна –Храм Весталок –Колизей
(амфитеатр др рима) –Цирк (руины) –Эпадром
(руины) –Рынок Трояна (руины) –Храм Марса
мстителя (руины) –Арка Януса –Капитолий
(музей античной скульптуры) –Алтарь мира
в честь Августа. (искусство) –Фаюмские
портреты (на дереве) (уплощёное лицо, большие
глаза, золотой фон) (огромные глаза, линии-основной
способ начертания) (вклад римлян в мировую
культуру) –римское право, законодательство
–совершенные методы земледелия –городское
благоустройство (водопровод, канализация)
–устройство гос-аппарата –формы правления:
республика и манархия –архитектура,
инженерное дело –латинская писменность.
- (предпос разв
средневековой культуры) огромное
влияние оказала церковь 5-8 вв.
особенно велика роль церкви в религиозно-аскетическом
мировоззрении (посты, молитвы). Человеческое
тело- темница души. Манах не умеющий читать
библию- идиот. Образование только в монастырских
и церковных школах. Средневековые философы-
служители церкви. Духовенство- самый
образованный слой общества. Манах- отказ
от собственности и от связи с миром. Складывается
представление о смертных грехах: 1-гордыня
2-скупость 3-гнев 4-зависть 5-лень 6-роскошь
7-чревоугодие. (города) возникли у замков
и крепостей, отделение ремесла от сельского
хоз-ва , в городах музыканты, артисты,
художники, рыночная площадь, ратуша, собор,
городское право (закон). В городах- комунальные
движения. Это были города гос-ва по типу
греческих полисов.Отличие от греч полисов:
не часть, а все горожане свободны от крепостной
зависимости. Крепостной проживший год
и 1день становится свободным. Черты города:
-самостоятельная внеш-я политика –чеканка
монеты –самоуправление –демократия
–выборность представительства –свободный
рынок (появление университетов) (исторические
факторы) –крестовые походы –инквизиция.
- (архитектура,
лит-ра, искусство средних веков)
- Леонардо
Давинче «Мадонна» (художник работает
по биологии, летательные аппараты)
«Дама с горностаем» роспись
«Тайная вечеря» –точная психологическая
передача состояния «Мария святая Анна»
1518г.-умер. Рафаэль Санти –гармония, манументальность-
свойственно зрелому художнику. «Сикстинская
мадонна» «Мадонна в кресле» Микеланжело
Буаноротти –статуя Давида, ростесь плафона
Сикстинской капеллы 400м^2 300 фигур.
Сер 15 в. книгопечатанье Иоанн Гутенбержзский
пришло из китая, первая книга- библия,
к 1500г. свои печатни имели 236 городов Европы.
Франция развивается архитектура, искусство
Театр Шекспира- «Глобус» Испания Сервантес
«Дон Киход» Лане де Вега «Собака на сене»
«Валижианская вдова» «Учитель танцев».
(предпосылки) 1)античная К. 2)сркдневековая
К. 3)византийская К. 4)христианские традиции.
Возрождение зародилось в Италии т.к. здесь
развивались города высокого уровня, возникла
цивилизация, античная культура.
(черты) –Космологизм- обращение к космосу
к возвышенному, отношение к космосу как
к целому. –Антропоцентризм- отношение
к человеку как к высшей цели мироздания.
–Гуманизм- признание ценности человека
как личности, его право на свободное развитие
и проявление своих способностей. Гуманизм
стал идейной основой эпохи возрождения.
- (наука и иск
эпохи возр)
- Реформация-это
борьба за коренное обновление
церкви в 16 в. 1)секулиризация
земель 2)борьба против недостатков
церкви 3)Лютер обосновал 93 тезиса
против пороков церкви. Протистанская
ветвь христианства Лютерская церковь
считает что необходимо искать спасения
у бога, человеку самому необходимо изучать
библию. Пастырь наставник который может
помочь постичь библию.
- (новое время)
(наука и техника) 1)развитие механики
диктовалось необходимостью механизмов
в производстве, строительстве 2)появление
гидродинамики связано со строительством
гидродинамических сооружений 3)развитие
химии вызвано развитием металлургии,
красильного дела, медицины. 4)развитие
и совершенствование науч. эксперимента,
его средств. (самопрялка, ткацкий станок,
швейная машинка, паровая машина, Фаренгейт
изобрёл градусник 100гр. (18
в.-век просвещения.) Идеи просвещения:
Свобода! Равенство! Братство! 1)вера в
безграничные возможности человеческого
разума который может постич не только
законы природы но и человеческого общества.
2)признание личной независимости и свободы
индивида 3)критика старых (феодальных)
порядков нарушающих права и свободы личности
4)преобразовать старые порядки можно
с помощью просвещения общества 5)теория
общественного договора Джона Лобка: Пр-во
которое нарушает права и свободы граждан,
условия общественного договора не может
и не должно оставаться у власти. Гос-во
–это инструмент обеспечения общественного
благополучия. 6)космополитизм- противоположность
патриотизма. Просветители (Англия:
Локк, Ньютон Франция: Вальтер, Руссо,
Дидро, Монтескье Германия: Лессинг,
Шемлер США: Джефферсон. (особенности
культуры) 1)антропоцентризм- человек
в центре мировоззрения 2)формирование
человека нового времени (новое мировоззрение,
мироощущение) а)личная ответственность
человека за его дело, мерой личного успеха
и достоинства является собственность,
богатство, которым мог обладать каждый
человек. В эпоху первоначального накопления
капитала это богатство возникало за счёт
грабежа, обмана, но по мере развития правовых
отношений источником успеха становились
личная инициатива и предприимчивость.
Человек должен был полагаться на самого
себя. Формируется тип деятельного, расчётливого
человека, для которого его собственной
мерой становится его же дело. б) «Знание-сила».
Деятели просвещения считали что невежество-
мать всех пороков, а просвещённость человека-
высшее благо и добродетель. в)освобождение
от церковной догматики. Появляется новое
мироощущение, новая мораль, новая самооценка
человека. Полнокровная, насыщенная духовными
и плотскими наслаждениями жизнь, рассматривалась
как достойная человека. 3)во второй половине
18в. появилось понятие цивилизация- представление
о новом образе жизни, сущностью которого
была урбанизация и возрастание роли материально-
технической К. 4)слово «гуманитарный»
всё чаще употреблялось к образованному
человеку с обширными познаниями во всех
сферах чел деятельности.
- (роль просвещения)
- (зап евр
К. 19в.) (особенности) 1)продолжается
пром. революция, движение к индустриальному
обществу. 2)время буржуазных революций
(1848- Испания, Партугалия, Франция, Германия,
Австрия). Классовые бои (Швейцария, Англия,
Бельгия, Галандия). Лозунги: «всеобщее
избирательное право», «8-ми часовой рабочий
день». 3)самоутверждение народов с общим
языком и культурой (Италия, Австро-Венгрия).
(черты) 1)отрожение в лит-ре и искусстве
конфликтов, происходивших в обществе.
2)расцвет классического естествознания,
связь с производством. 3)бурное развитие
техники. 4)многообразие жанров и направлений,
течений и школ. 5)Рост международного
культурного обмена: международные конгрессы,
выставки. 6) приход в искусство больших
творческих индивидуальностей. (образование)
В 19в. введено всеобщее, обязательное бесплатное
начального образования, среднее образ.
платное. Вещественную роль играли естественные
науки: геология, палеонтология, микробиология,
эмбриология, учения Дарвина. Открытия:
клетка, закон сохран. энергии. (9-17: 1398,
18: 1574, 19: 8527.) (наука) Луи Пастер-
учение об иммунитете. Теория комплексных
чисел, вероятностей, групп, начерталка
(Госпар Монж). Разв. механики, термодинамики.
Мейер- превращ. энергии из тепловой в
механическую, превр. и сохр энергии. Учение
об эл-ве. (Вольт, Фарадей, Ампер, Ленц, Якоби,
Ом). Химия: красители, удобрения. Биохимия.
Металлургия: горячая и холодная обработка
металла. Биссеиер: конвекторный способ
передела чугуна в сталь. Изобретены: фотография,
шрапнель, нарезное оружие, взрывчатые
в-ва. Мартеновские печи. Лит-ра: Реализм
(Стендаль, Бальзак «человеческая комедия».
Флобер, Дикенс, Теккерей «ярморское тчеславие».
- (К. нового
времени) (архитектура) –Барокко (странность,
причудливость): пышность, приподнятость,
декоративность, величие, грандиозность,
зрелищность. –Ампир (имперский)
(к 18-сер19) особенности: а)сочитание массивных
простых геометрических форм с военной
атрибутикой. б) суровость, чёткость композиции.
Пример: римская архитектура и скульптура,
триумфальные арки, каменные колонны,
обелиски. –Рококо – гирлянды раковин,
цветков, завитков, орнаменты, манерно
изогнутые линии. (импрессионизм)
impresion- впечатление. Попытка наиболее естественно
и непредвзято запечатлеть окружающий
мир, его подвижность и изменчивость, передать
свои мимолётные впечатление. 1860- Мане,
Ренуар, Дега внесли в искусство свежесть
и непосредственность восприятия жизни,
изображение мгновенных, случайных движений
и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность
композиции, неожиданные точки зрения,
срезы фигур. Писсарро, Сслейи: система
пленера: растворение объёмных форм в
вибрации света, разложение сложных тонов
на чистые цвета (оптическое смешение
цветов в глазу). (Уистлер, Либерман, Коринт,
Коровин, Грабарь) (постимпрессионизм)
Воспринял от импрессионизма чистоту
и звучность цвета. П.- поиски постоянных
начал бытия, устойчевых материальных
и духовных сущностей, повысил интерес
к философии. (Сезанн, Гог, Гоген, Тулуз-лотрек.)
- (20 в.) (черты) 1)
Демократический гуманизм. Ценности
современной полит К. зафиксированы
во всеобщей декларации прав человека,
а впервые сделано в «декларации прав
человека и гражданина» 1789г. Главная идея-
всеобщее равенство. 2)развитие науки,
НТР. Наука стала мировой, объединив усилия
учёных разных стран. Особенности развития
науки: а) всеохватывающий характер НТР.
б) открытия двадцатого века лежат на стыке
наук. в) принципиально новая роль средств
массовой информации и коммуникации. Возникла
новая информационная культура, новые
способы получения информации, производственной
и научной деятельности. Концепция «информационного
общества» определило формирование материального
тела К. 20-ого в. Матсура: «информационное
общество, как постиндустриальное общество».
Информационное общество- это общество
объединённое единой информационной сетью,
благодаря которой появляется возможность
вырабатывать единые цели, а у человека
проявить свои творческие способности.
3)Космизм. Вернадский «научная мысль,
как планетное явление» Суть: под влиянием
человека био сфера закономерно перейдёт
в качественно новое состояние- ноосферу.
Ноосферная культура- это создание общечеловеческой
культуры на основе объединения человечества.
Общечеловеческая культура- наилучшие
образцы научной, производственной , худ.
деятельности выработанные разными народами,
поколениями на основе которых человечество
строит сейчас единую цивилизацию Земли.
Вырабатывается общечеловеческая культура,
но остаются и национальные культуры.
(элитарная культура) Создаётся представителями
соц. групп занимающих ведущее положение
в духовной жизни общества, в его культурном
развитии. Смысл: поиск правды, заботы
о духовном возвышении человека, нравственности.
Черты: -эстетическая свобода, независимость
творчества. –сложность и разнообразие
форм худ. освоения мира. –философское
проникновение в сущность явлений.
- (направления
в ИЗО 20-ого в.) Модернизм
(свободный, современный, модный)
Причины появления: -кризис культуры,
стремление художников уйти от
подражания реальности. –появление
кино и фотографии, отражающих
действительность лучше чем художники.
Формы: -Экспрессионизм (выразительность,
эмоциональность, гротескность, деформация
образа ) Цель: донести поэзию и экспрессию
жизни. (Мунк, Ренато, Гудзо) «старый рабочий
читает газету» -Кубизм (Пикассо (Руис)
«голубой период», «розовый период» 1905г.
«Девочка на шаре» «Анеонские девушки»-
гипертрафированная деформация -Футуризм-
изображение будущего -Конструктивизм
-Сюреализм.