- (Русь 10-12 вв.) изготовляли
с/х орудия труда: плуг деревянный,
железный, серп, коса, мотыга, бродень,
борону. Появляются города: Новгород- 852г.
Киев- 862г. Ростов- 864г. Полотск- 864г. Смоленск-
882г. Ремёсла: Плавильщики (лом, клещи,
молот, наковальня, лопата, гвозди)
Оружейники (шлем, бармица, кольчуга, поручи,
поножи, щиты, копья, мечи, сабли) Ювелиры
(скань, филигрань, зернь, чернь, эмаль,
финифть) Бондари (бочки, деревянные
гвозди) Гончары. (духовная
культура) Песни, былины, сказки, загадки,
заговоры и заклинания встречаются даже
в договорах. (древние
книги) «Остромирово ев ангеле» 1056- 1057,
«Архангельское ев ангеле», Древняя библиотека-
библиотека Ераслава мудрого. (литература)
–поучения Владимира Маномаха, «Памятка
детям», «Записки русских путешественников».
Летописание просуществовало с 11 по 15
вв. Древнейший летописный свод. Повесть
временных лет. Центры летописания:
Киев, Галич, Владимир, Суздаль.
- (Русь 13-15 вв.) (особенности)
1)обособление русской земли и местных
культур. 2)восстановление разрушенного
хоз-ва, формирование русской народности
и единой русской культуры. 3)монгольское
нашествие. 4)церковь влияет на культуру
в большей степени чем в предыдущий период.
(лит-ра) основная тема: нашествие татар.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Задонщина» (Сафоний) сражение на куликовском
поле. «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть
о Петре и Февронии»- говорится о мурамском
князе Петре, который в борьбе со змеем
заболел, Феврония его вылечила, а он не
сдержал слово. (архитектура)
в связи с принятием христианства в 988г.
строятся крестово-купольные соборы. Сафийский
собор (11в. 13-главый). Владимир-успенский
собор (12в.). Сюжета отражали представление
о мире. Дмитровский собор. Золотые ворота.
Новгород- главный торговый путь. Георгиевский
собор (12в. меньше украшений). Псков-
младший брат Новгорода, окружён стенами.
Дома были приземистые, дугообразные покрытия.
Отдельно стоящие звонницы. Москва-
Троицкий собор (1422г. Андрей Рублёв)
начинается активное строительство в
Москве. Благовещенский собор, Новый Архангельский
собор. 16в. дал шатровые покрытия. 17в.- архитектура
испытывает влияние борокко (красный кирпич,
многокрасочность.) (Рублёв) (1360-1430)
крупнейший мастер Московской школы живописи.
Поизв. Отличают глубокая человечность
и возвышенная одухотворённость совершенство
худ. форм. (икона «Троица» Участвовал
в создании росписи и икон соборов: Спаского,
старого благовещенского в Москве, Кремле,
Успенского во владимире, Троицкого, приписывают
фрески Успенского в Звенигороде. (Дионисий)
(1440-1503) . Иконы («Спас в силах», 1500, фрески
отмечены чертами праздничности и нарядности.
- (Русь 16-17 вв.) (общественно
полит мысль) Главная идея: вопросы самодержавной
власти, место и значение церкви в гос-ве.
Сказание о князях владимирских, указывалось
на их происхождение от императора Августа,
следовательно Московское гос-во имеет
право. Философское название 3-Рим. (самодержавие)
–«большой, летописный свод»-объединена
вся информация. –при участии Ивана
4 составлена «царственная книга»- идеологическое
обоснование необходимости самодержавия.
–книга степенная царского родословия-
выражала идею союза великокняжеской
власти с церковью. –Иван грозный- незаурядный
литератор (дошли речи, беседы, послания).
(книгопечатанье) 1621г.- первая рукописная
газета для царя Алексея Михайловича «Куранты».
Печатный двор: 1634- букварь (2400 шт. цена
1к.) «Грамматика» (Смотрецкий) «Математика».
- (Пётр 1) 1)Петровская
эпоха- скачёк в культурной
жизни и в быту. 2)Вмешательство
гос-ва в развитие К.: а)практицизм
б)ускорение темпов развития новой
К., развитие тех её областей
в которых заинтересовано гос-во:
школа, книжное дело, наука, градостроение.
3)светский характер К. освобождение её
из под диктатуры церкви. 4)Формирование
дворянской, светскоё, европеизированной
К. в отличии от крестьянской, церковной,
патриархальной К. 5) Рост демократических
тенденций в К. внимание к человеку, выделение
личностного начала, влияние народного
творчества на живопись, архитектуру,
прикладное искусство. 6)Рост культурных
связей с западной Европой. 7) Изменения
в быту: а)разрушение сословных перегородок.
б)вывод женщины из терема в свет. в)изменения
в одежде и причёсках. (просвещ
и наука) 1)создание светской общеобразовательной
школы и специальных учебных заведений.
2)1701г. в Москве открыта школа математических
и навигационных наук. (элементарная, цифирная,
морское отделение, (позже переведено
в Петербург и основана морская академия.)
3)инженерная и артиллерийская школы, хирургическая
школа и госпиталь, словесная и арифметическая
школы в Екатеринбурге. 4) создана гимназия
в Москве с более широкой образовательной
программой. (крестьян в школы не принимали).
(техника) )Эйлер- 40 работ по баллистике.
)Бернулли- гидродинамика. )Нартов- технология
сверления каналов в орудиях, способ отливки
орудий в медных формах, винторезные станки
и грузоподъёмные машины. )Палзунов- экспериментальная,
паровая машина. (искусство) Строительство
Санкт Петербурга с 1703г. Петропавловский
собор, Зимний дворец (ИЗО) портретная
живопись, стремление к точности. Никитин-
портрет Петра 1. Матвеев- автопортрет
с женой. Рокотов- портрет Струйской, крупный
план. Левицкий-Екатерина2.
- (см. 20)
- (1пол 19в.) (архитектура)
Воронихин- Казанский собор (Русский ампир),
Захаров- реконструкция адмиралтейства.
Тома де Томас (швейцария) «Стрелки васильевского
острова», «здание биржи», «Две колонны»
в Петербурге (символ морской мощи России).
«Арка ген штаба», «Михайловский дворец»,
«Площадь искусств», ансамбль александрийского
театра, Москва. Бове- восстанавливает
Москву после пожара 1812г. «Большой театр»,
«малый театр», «манеж», «александрийский
сад», «городская больница», «триумфальная
арка» (кутузовский проспект), строительство
храма Христа спасителя. (искусство)
- (1пол 19в.) (особенности)
1)подъём патриотизма и нац.
Самосознания в связи с войной
1812г. 2)влияние общеполитической
мысли века просвещения и декабризма.
3)тесное сближение Русской культуры с
культурами других стран и народов.
(образование) 1803-1804- реформа
народного образования, приемственность
в обучении. 1)приходское училище- 1класс,
2)уездное училище- 3, 3)гимназия-6. Университеты,
научные центры, разработка учебных прог.
1755- МГУ, Бтерпский университет, Вильнский,
Казанский, Харьковский, 1819- Петербургский
пед институт, университетам была дана
широкая автономия. 1811- лицей в царском
селе, в Одессе, основное предназначение-
готовить чиновников. 1809- указ о новых
правилах производства в чины. При поступлении
на работу необходимо свидетельство об
окончании университета. Гонение
на университеты, при Николае 1 нарушена
преемственность обучения, увеличена
плата за обуч. Сословный принцип, сокращена
автономия, пересмотрена программа.(наука)
особенности: интенсивное накопление
фактического материала, новых технических
разработок. Острая борьба прогрессирующих
учёных с представителями идеологических
теорий. Большое влияние на научные открытия
передовой общественной и философской
мысли считающей естественные науки фундаментом
материалистического мировоззрения. Математика:
Лабочевский- декан и ректор казанского
университета, положил начало его процветанию.
Остроградский- работы по мат анализу,
аналит механике, гидромеханике, теории
упругости и баллистике. Физика: Петров
новая форма перехода эл энергии в тепловую
и световую энергию. Явление эл дуги, англичанин
Деби получил эл дугу через 6-7 лет после
Петрова. Электризация тел, люминесценция,
оригинальные эл машины. Якоби- эл двигатель
,гальванопластика. Аносов- изучил
структуру стали, для изучения металла
использовал микроскоп, открыл секрет
булата. Ленц. Химия: Зимин анальгин,
нитроглицерин. Ж/Д: 1837- Петербург- Павловск.
1851- Петербург- Москва 644км. Мостостроение:
Кербедз (через Ниву, Вислу). Журавский-
основатель теории мостостроения, автор
сопромата. Путешествия: 1803-06- кругосветное
путешествие Крузенштерн, Висянский. Белинзгаузен,
Лазарев- открыли Антарктиду. Пирагов-
военно-полевая хирургия.
- (2пол 19в.) (особенности)
1)сохраняется цельность с первым периодом
развития, те же направления, деятели.
Продолжение «золотого века». 2)изменение
социального и духовного облика населения,
его быт, условия жизни- способствовали
росту культурных потребностей, произошло
духовное раскрепощение народа. 3)влияние
общественного движения 60-х на развитие
культуры, её демократизация. 4)отличительная
черта русской лит-ры от западной: на первом
плане соц. и религиозная идеи, а не выражение
своего Я: Показ соц противоречий типических
образов, обличение духовенства, купечества,
создание картины народной жизни пореформенной
россии. (образование) развитие
просвещения связано с появлением народного
хоз-ва, транспорта. Образование стало
доступным и для крестьян. Типы нач школ:
1)министерские 2)Церковно-приходские 3)Земские.
Средн. обр: гимназия, университет. 1878-
открыты высшие женские курсы- Бестужевские.
Либеральный университетский устав: выборы
на руковод. посты. Грамотность: м- 29%, ж-
13%. 1862- первая публичная библиотека в Москве
(основа: книги, рукописи Румянцева- дипломат.)
1872- политехнический музей в Москве (политех
выставка). 1883- исторический музей.
(наука) Яблочкин (свеча Я., дуговая
лампа, эл освещение, эл машины) Лодыгин
(эл лампа накаливания, вольфрам- тело
нак.) Эдисон (усовершенствовал изобретение
Л.) Бенартос (дуговая эл сварка
металлов с помощью угольных электродов,
способы сварки и спайки) Попов
(радиосвязь, 1895- демонстрация. Получил
золотую медаль на парижской выставке
1900) Морион (1897- радио, 600м, 5км, 150км)
Можайский (первый русский самолёт) Жуковский
(создал аэродинамику) Циолковский
(основоположник современной космонавтики).
- (передвижники)
1870 Художники реалисты входившие в рос.
дем. худ. объединение. Порвав с академизмом
П. обратились к критич реализму, правдивому
изображению жизни и истории народа, освободительное
движение россии, родной природы, обличали
порядки самодержавия России, пережитки
крепостничества, порок капитализма. Картины
передвижников отличались психологизмом,
мастерством социального обобщения. (Репин,
Суриков, Ге, Шишкин, Васнецов, Левитан,
Поленов, Ярошенко.) находились под воздействием
взглядов Белинского, Чернышевского. Идеалогич.
вожди: Крамской, Стасов.
- ?
- ?
- ?
1.Культура, как
особый предмет познания
2.Культура первобытного общества, её особенности.
. Виды, структура
культуры, её функции. История
слова и понятия "культура". Определение,
сущность
ЧЕЛОВЕК:1)Бог, 2)Приматы(речь, труд), 3)Приматы(мутации),
4)Инопланетяне, 5)Атланты.
Культурология – это гуманитарная наука,
о сущности, закономерностях существования
и развития, а также
Аннунаки
те, кто пришёл к нам с неба. (Иштар – богиня)
способах постижения культуры.
Нефелим
"Agricultura" –
Марк Порций Катон – возделывание земель,
уход за участком, полем. Трактат.
Скрещивание аннунаков с нелунитами –
начало человека.
"Cultura anima"-
Цицерон – обработка, совершенствование
души, возделывание. Философия – культура
духа,
Нибиру – планета – 12 спутник Солнца.
1-я экспедиция – Персидский залив, 2-я
–Сев. Африка.
ума. Развитие
умственных способностей.
Шамбала – место в Гималаях, Сомати –
состояние тела.
Культ Бога.
Два периода: 1)Архаический – Неолитическая
революция – присваивающая – производящая
экономика.
17в. – Cultura –
Пудендорф. Культура – это результат деятельности
общественного человека.
2)Цивилизационный.
18в. Век Просвещения,
Разума.
I)Культ Живой Природы.II)Культ Предков,III)Культ
Женщины –Матери.
Кант(1724-1804).
К.- это данная Богом способность
человека подняться от животного,
чувственного состояния
Найдено большое количество статуэток
– женщин; Развивается скотоводство,
моногамия(единобрачие),
к высоконравственному
существованию.
появляется патриархальная семья,
община. Экзогамия – запрет на
браки внутри рода.