Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:27, реферат
В предложении слово регулярно необходимо либо для идентификации предметов, о которых идёт речь, либо для предикации, т. е. для сообщения информации об этих предметах. Согласно концепции Н.Д. Арутюновой[12] значения слов приспосабливаются к выполнению одного из этих двух предназначений. Имена и местоимения специализируются на выполнении функции идентификации, а прилагательные и глаголы как признаковые слова обычно берут на себя роль сообщаемого, передачи основной информации.
Система языковых знаков образуется во взаимосвязях и взаимо-
действии лексем и семем, причем организующим началом являют-
с я с е м ем ы. Содер жан и е с емиотиче ской систе м ы, — п ише т
В. М. Солнцев, — всегда результат деятельности людей. Ее органи-
зующим моментом является смысловое, информационное, идеаль-
ное начало
Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу челов е-
ка, а та част ь концептосферы, котора я получил а языковое выра-
жение и вошла в сферу означаемых акустических знаков, с доба в-
ление м коннотатов образует се мантическое пространств о язык а.
Благодаря совмещению денотативных и коннотативных частей се-
мантическое пространство языка тесно соединяет образы акустичес-
ких знаков с образ ами предметов и ситуаций внешнего мира.
Дл я на с существенно, что с предложенной схе мой вполне со-
вмещается трактовка отношений между элементами системы язы-
к а, изложен на я Г. П. Мельн иковы м, которы й представи л такое
соотношение: речевой (акустически й) зна к ® языковой зна к ®
значение ® смысл. Первый компонент этой цепочки является оз-
начающим второго, второй и третий — означаемым предшествую-
щего и означающим последующег о компонента и, наконец, че т-
вертый компонент — только означаемым16
.
Предложенна я нам и модел ь знаковой ситуации позволяет уточ-
нить ряд не вполне ясных терминологических и теоретических воп-
росов лингвосемиотики.
Уже из предыдущего изложения можно было видеть, насколько
расходится
Эт о н е удивительно, та к ка к се миотик а рождалась на стык е н е-
скольких наук — философии, логики, психологии, нейрофизиоло-
гии, лингвистики и некоторых других.
Многообрази е терминов, описывающих знаковую ситуацию,
еще в 1967 г. констатировал Г. В. Колшанский. Реальный объект
— он же денотат, он же референт; значение слова — оно же сиг-
нифика т, оно же десигнат. В терминах Р. Карнапа эти составл яющие называются экстенсионал и интенсионал, в терминах Г. Фреге — значение и смысл, в работах А. Черча, Б. Рассела и некоторых других — денотат и понятие
17 О разнобое в употреблении семиотических терминов подробно
пишет А. А. Худяков. Он отмечает, что терминологический аппарат семиозиса в работах, использующих эту категорию, не имеет четких делимитационных линий. В частности, отсутствует разграничение терминов денотат и референт, референт и значение, значение и концепт и ряда других
18
Это положение мало изменилось за последние годы. Н. Ф. Алефиренко в 2003 г. вновь и вновь уделяет внимание рассмотрению терминов, их определению, их разработке, выяснению их взаимоотношений. В частности, он использует термины контенсионал — совокупность отраженных в концепте признаков; экстенсионал — множество однородных предметных образов, класс денотатов; интенсионал— содержательное ядро языкового значения; импликационал — периферия семантических признаков значения языкового знака
19
Наша модель позволяет соотнести термины, разбросанные по
разным семиотическим публикациям, с опорой на ее составляющие. Аку стический зна к — тело знака, знаконоситель, медиатор,экспонент.
Образ акустического знака — лексема, десигнатор.
Означаемое акустического знака — значение слова, десигнат,
семема.
Образ предметов и ситуаций — смысл, концепт, денотат.
Предметы и ситуации внеязыкового мира — денотаты, референты.
Предпочтительные термины:
Акустический знак — акустический знак, акустема.
Образ акустического знака — лексема.
Означаемое акустического знака — семема.
Обра з предметов, ситуаций: вербализованный — денотат;
невербализованный — концепт, смысл.
Предмет, ситуация внеязыкового мира — референт.
Лексемы и семемы образуют систему языка. Семемы и денотаты
образуют семантическое пространство языка. Денотаты и невербали-
зованные концепты (смыслы) образуют концептосферу человека.
Наша модель позволяет также уточнить сферы изучения языка
разным и отделам и лингвистики.
Фонетика изучает акустические знаки. Фонология рассматривает
образы акустических знаков в мозгу человека. Систему языка (лек-
се м ы в единств е с и х сем е м ам и, сочетания лексем в единств е с2 1 6
Ве стн и к В Г У. Сери я Гума н итарны е н аук и. 2 0 0 5. № 2
сочетаниями их семем) изучает традиционная лингвистика со все-
м и е е от дела м и (лекси кология, словообразовани е, морфологи я,
синтаксис простого, сложного и осложненного предложения, фра-
зеология). Новый отдел языкознания — когнитивна я лингвистика
выясняет соотношения семем и их сочетаний со сферой концептов
(вербализованных и
Полагаем, что наша модель позволит уточнить и другие харак-
теристики языковых знаков и подходов к их изучению, например,
степень знаковости ра зных единиц языка (звуков, слогов, фонем,
морфем, лексем, структурных схем); типы языковых знаков (сиг-
налы, симптом ы, иконические знаки и др.). Приня в нашу модел ь
з а эталон, можно установить, какой областью знаковой ситуации
з аним ается тот или иной ученый, нез ависимо от терминологичес-
кого аппарата, которым он пользуется. Ра змеры статьи не позв о-
ляю т подробн о остановитьс я на обсуждении этих воз можностей,
что может стать предметом других публикаций.
1 Бирюко в Б. В. О взгляда х Г. Фрег е н а р ол ь знаков и исчислен и я в
познани и // Логиче ска я структур а научного знани я. М., 1 96 5. С. 9 6—9 7 .
2 См.: Кравченко А. В. Зна к, значени е, знание. Иркутск, 2001. С. 48—58 .
3
Греймас Альгирда с Ж., Курте М. Объяснительны й словарь теори и языка
// Семиотик а. М. , 1 9 83. С. 495 .
4 См.: Со ломони к А. Язы к ка к знакова я систем а. М., 1 99 2. С. 13 1 .
5 Семиотик а. М. , 1 983 .
6 См.: Бирюко в Б. В. Ука з. со ч. С. 34; Худяко в А. А. Семиози с прост о-
го пр едложен и я. Арханге льс к, 2 0 00. С. 1 15 и д р.
7 Фр ег е Г. Смы с л и денота т // Семиотик а и и нформатик а. М., 1 99 7 .
Вы п. 35 . С. 3 5 1—379 .
8 Та м ж е. С. 3 54—355 .
9 Сос сю р д е Фердинан д. Тр уд ы п о языкознани ю. М., 1 97 7 .
10 Б юле р Ка р л. Теори я язык а. М., 1 993. С. 3 0 .
11 Та м ж е. С. 34 .
12 Никити н М. В. Преде л семиотик и // Вопр осы языкознан и я. 1 99 7 .
№ 1. С. 4 .
13 Пиотр овски й Р. Г. Инженерна я лингвистик а и тео ри я язык а. М. ,
19 7 9. С. 1 7 .
14 Слюсар ев а Н. А. О знаковой ситу ац и и // Язы к и мышлен и е. М. ,
1 96 7. С. 27 4—283 .
15 Солнц е в В. М. Язы к ка к системн о-структурное обр азован и е. М. , 1 9 7 1 .
С. 2 1 .
16 Мельни ко в Г. П. Ти п ы означ аемы х языко вог о знак а и детерми нант а
язык а. М. , 1 9 74 . С. 2 7—2 9 .
17 Колш ански й Г. В. Семиотик а с ло в а в логич еском аспект е // Язы к и
мышл ени е. М. , 196 7. С. 19 0—195 .
18 Худяков А. А. Ука з. соч. С. 4 0—64 .
19 Алефи р ен ко Н. Ф. Пробл ем а вербализац и и кон цепт а. Волгогр а д, 20 0 3 .
тое, пропитанное эмоциям и, глубоко субъективное, индивидуал ь-
ное. Смысл он помещает
между денотатом и
Фактически Фреге обозначил не треугольник, а четырехугольник;
почему-то этот момент остался не з а меченным интерпретаторами
концепции Фрег е. Получается, что знаковую ситуацию в концеп-
ции Фреге можно представить так: знак (имя) — представление —смысл — денотат (обозначенный предмет)
Создатель фундаментальной теории языкового знака (первая пуб-
ликация — 1916 г.) Фердинанд де Соссюр определял языковой знак
как двустороннюю психическую сущность, состоящую из акустичес-
кого обра з а (означающего) и поня ти я (означаемого). И важным
Информация о работе Стилистика русского языка и культура речи