Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

- упорядочение перечня  видов деятельности, подлежащих  налогообложению на основе специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога;

- совершенствование методики  учета ведения бухгалтерского  учета предпринимательской деятельности  крестьянских и фермерских хозяйств.

 Вся система местного  налогообложения должна быть оптимизирована таким образом, чтобы отдельные налоги не теряли сути экономического регулятора. Они должны быль направлены на достижение равновесия между фискальной и регулирующей функциями.

В связи с введением  с 1 января 2009 г. нового Налогового кодекса Республики Казахстан, принятого  10 декабря 2008 г. были внесены изменения в систему налогообложения некоторых местных налогов, и в том числе налога на имущество физических лиц и налога на имущество юридических лиц.

Далее приведем сравнительный анализ изменений налога на имущество, взимаемых с физических и юридических лиц, согласно Налоговому кодексу от 2001г. и Налоговому кодексу 2008 г, а также изменений за последние  годы.

 

Таблица 18

Анализ изменения налога на имущество за 2007-2010 годы

Налоговый

 кодекс в 

редакции на

1.01.2007

Налоговый кодекс

 в редакции на 1.01.2008

Налоговый кодекс в редакции на 1.01.2009

Статья 351. Налогоплательщики

1. Плательщиками налога на имущество  являются:

1) юридические лица, имеющие объект  налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан, а также концессионер по договору концессии;

2. По решению юридического лица, имеющего объекты налогообложения  на правах, установленных подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, его структурные подразделения рассматриваются самостоятельными плательщиками налога.

3. Налогоплательщики, указанные  в пункте 2 настоящей статьи, исчисляют  и уплачивают налог на имущество  в порядке, установленном настоящей главой для юридических лиц.

4. Плательщиками налога на имущество  не являются:

1) плательщики единого земельного  налога по объектам налогообложения  в пределах нормативов потребности,  устанавливаемых Правительством  Республики Казахстан.

Плательщики единого земельного налога по объектам налогообложения

Статья 394. Налогоплательщики

1. Плательщиками налога на имущество  являются:

3) концессионер, имеющий на праве  владения, пользования объект налогообложения,  являющийся объектом концессии  в соответствии с договором концессии.

2. По решению юридического лица, имеющего объекты налогообложения  на правах, установленных подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, его  структурные подразделения рассматриваются  самостоятельными плательщиками  налога.

3. Налогоплательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, исчисляют и уплачивают налог на имущество в порядке, установленном настоящей главой для юридических лиц.

4. Плательщиками налога на имущество  не являются:

1) плательщики единого земельного  налога по объектам налогообложения,  имеющимся на праве собственности, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции.

Плательщики единого земельного налога по объектам налогообложения, не используемым непосредственно в процессе производства, хранения и переработки

сверх установленных  нормативов потребности уплачивают налог на имущество в порядке, установленном настоящим разделом;

5) государственные предприятия  исправительных учреждений уполномоченного  органа в сфере исполнения уголовных наказаний;

6) религиозные объединения.

собственной сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог на имущество в  порядке, установленном настоящим  разделом;

Статья 355. Налоговые ставки

1. Юридические лица (за исключением  указанных в пунктах 2 и 2-1 настоящей статьи) исчисляют налог на

 

 

имущество по ставке 1 процент к  среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

1-1. Индивидуальные предприниматели  исчисляют налог на имущество  по ставке 0,5 процента к среднегодовой  стоимости объектов налогообложения.

2. Юридические лица, указанные ниже, исчисляют налог на имущество  по ставке 0,1 процента к среднегодовой  стоимости объектов налогообложения:

2-1. Юридические лица, применяющие  специальный налоговый режим  на основе упрощенной декларации, исчисляют налог на имущество по ставке 0,5 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

3. Юридические лица, указанные в  пункте 2 настоящей статьи, по объектам  обложения, переданным в пользование  или в аренду, исчисляют и уплачивают налог на имущество по ставке налога, установленной пунктом 1 настоящей статьи.

4. Организации, осуществляющие  деятельность на территориях  специальных экономических зон,  исчисляют налог на имущество  с учетом положений, установленных  пунктом 4 статьи 140-2 и пунктом 3 статьи 140-5 настоящего Кодекса.

Статья 398. Налоговые ставки

1. Юридические лица (за исключением  указанных в пунктах 2, 3 настоящей  статьи) исчисляют налог на имущество  по ставке 1,5

                         продолжение таблицы 18

 

процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

2. Индивидуальные предприниматели  и юридические лица, применяющие  специальный налоговый режим  на основе упрощенной декларации, исчисляют налог на имущество  по ставке 0,5 процента к среднегодовой  стоимости объектов налогообложения.

3. Юридические лица, указанные ниже, исчисляют налог на имущество  по ставке 0,1 процента к среднегодовой  стоимости объектов налогообложения:

7) юридические лица, эксплуатирующие  объекты питьевого водоснабжения.

4. Юридические лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, за исключением лиц, определенных пунктом 3 статьи 135 настоящего Кодекса, по объектам налогообложения, переданным в пользование или аренду, исчисляют и уплачивают налог на имущество по ставке налога, установленной пунктом 1 настоящей статьи.

5. Организации, осуществляющие  деятельность на территориях  специальных экономических зон,  исчисляют налог на имущество  с учетом положений, установленных  подпунктом 2) пункта 3 статьи 151 настоящего  Кодекса.

Статья отсутствует

Статья 407. Исчисление и уплата налога в отдельных случаях

По нежилым помещениям, находящимся  на праве собственности физического  лица, не осуществляющего предпринимательскую 

 

деятельность,  за исключением нежилых помещений, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 406 настоящего Кодекса, физическое лицо исчисляет, уплачивает налог на имущество и представляет налоговую отчетность по данному налогу в порядке, установленном главой 57 настоящего Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, с применением ставки, установленной пунктом 2                       продолжение таблицы 18

Статья 365. Налоговые ставки

Налог на имущество физических лиц  исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по следующим ставкам:

1) до 1 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов  налогообложения;

2) свыше 1 000 000 тенге по 2 000 000 тенге

500 тенге + 0,08 процента с суммы,  превышающей 1 000 000 тенге;

11) свыше 10 000 000 тенге

23 300 тенге + 0,5 процента с суммы,  превышающей 10 000 000 тенге;


Статья 408. Налоговые ставки

Налог на имущество физических лиц, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 406 настоящего Кодекса, исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по следующим ставкам: 

1

2

3

1.  

до 1 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов  налогообложения

2.  

свыше 1 000 000 тенге 

до 2 000 000 тенге включительно

500 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 1 000 000 тенге

11.  

свыше 10 000 000 тенге 

до 50 000 000 тенге включительно

23 300 тенге + 0,5 процента с суммы,  превышающей 10 000 000 тенге

12.  

свыше 50 000 000 тенге

до 120 000 000 тенге включительно

223 300 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 50 000 000 тенге

13.  

свыше 120 000 000 тенге

748 300 тенге + 1 процент с суммы,  превышающей 120 000 000 тенге



Источник: 1.Налоговый  Кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2007г.; 2. Налоговый Кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2008 г.; 3.Налоговый Кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2009 г.

 

Исходя из данных таблицы, очевидны следующие изменения:

- Исключен абзац, т.к. в пункте 1 ст 394 НК 2009 все юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан, являются плательщиками налога.

- Для плательщиков единого земельного налога уточнено определение объектов, не подлежащих налогообложению.

- В связи с изменениями в налогообложении недропользователей  (в части упразднения контрактов на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), а также в связи с исключением положения «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей) льготы для недропользователей по налогу на имущество отменены. С 1 января 2009 года они уплачивают налог в общеустановленном порядке.

- Облагаемая база: здания и сооружения, т.е. недвижимость в виде основных средств и инвестиций.

- Таким образом, из объектов налогообложения исключены основные средства и нематериальные активы, не относящиеся к недвижимости.

- Определена налоговая база для ИП,  применяющих специальный налоговый режим на основе патента.

- Увеличена ставка налога для юридических лиц.

- Установлена ставка 0,1% для лиц, эксплуатирующих объекты питьевого водоснабжения.

- Изменен срок уплаты налога для ИП, применяющих специальный налоговый режим на основе патента. Он установлен пунктом 8 ст 399 НК 2009.

- Изменен срок уплаты налога юридическими лицами.

- В соответствии с пунктом 8 ст 399 НК 2009 изменен порядок уплаты налога для ИП, применяющих специальный налоговый режим на основе патента.

- Конкретизирован метод расчета налога при поступлении и выбытии объектов налогообложения в течении налогового периода.

- Изменен период окончательного расчета и уплаты налога.

- Юридические лица, осуществляющие расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для производителей сельскохозяйственной продукции, сдают только Декларацию. Раннее они предоставляли и расчет и декларацию.

- Изменен срок предоставления расчета сумм текущих платежей.

- Изменен срок предоставления расчета сумм текущих платежей для вновь созданных налогоплательщиков.

- Изменен срок предоставления расчета сумм текущих платежей для указанных налогоплательщиков по объектам, переданным в пользование или аренду.

- Изменен срок предоставления расчета сумм текущих платежей при изменении налоговых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного  материала дипломной работы можно  сделать следующие выводы: местные  налоги - это налоги и сборы, поступающие  в доход местных бюджетов, устанавливаемые  местными органами власти и взимаемые  на подведомственной им территории. Поступления по этим платежам поступают в бюджет региона и используются на нужды того местного региона, в пределах которого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих данному региону; местные налоги позволяют более полно учесть разнообразные местные потребности и виды расходов местных бюджетов.

В Бюджетном Кодексе  Республики Казахстан установлено, что к местным налогам относятся  и налог на имущество. Роль местных  налогов в налоговой системе  Казахстана заключается в том, что местные налоги не только являются основным источником пополнения доходных средств местных бюджетов, но и гарантируют финансовую поддержку  и развитие важных для регионов различных социально - экономических программ. И немало важным является тот факт, что от правильного исчисления и механизма взимания имущественного налога влияющего на пополнения доходной части местного бюджета зависит благосостояние граждан, как региона, где они взимаются, так и всей экономики Республики Казахстан.

На основании проведенного анализа сумм поступлений  налога на имущество в бюджет  Алматинской области за 2008-2011гг. можно сделать  вывод о том, что с каждым годом наблюдается положительная динамика поступлений налога на имущество от налогоплательщиков в местный бюджет области.

Развитие местного налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетно-налоговой системы в Республике Казахстан. Поэтому существует множество проблем препятствующих развитию  местных налогов и всей системы местного налогообложения Казахстана.

В перспективе совершенствования  местных налогов и системы  местного налогообложения необходимо:

- совершенствование налогового  законодательства в сфере местного  налогообложения и упрощения  процедуры уплаты налогов для стимулирования добровольного выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

- совершенствование механизма  оценки и прогнозирования налоговых  доходов регионов в процессе  бюджетного прогнозирования для  повышения налогового потенциала  местных бюджетов;

- совершенствование механизма  налогового администрирования в  сфере установления и взимания  налогов;

- формальное закрепление  разграничения полномочий в сфере  налогообложения на местном уровне. В ходе данного разграничения  необходимо определить закрытый перечень элементов налогообложения по местным налогам, который может регулироваться государственными органами власти.

- территориальный принцип  налогообложения должен найти  отражение в законодательстве  РК в отношении общегосударственных  и местных налогов. Например, проведение конкретизации сферы действия местных решений об установлении каждого вида налога, сокращения масштабов схем искусственного распределения налогов между местными бюджетами, с целью устранения практики искусственного перемещения налоговой базы за пределы региона.

- возможность расширения  налоговых полномочий регионов  в отношении расширения их  прав в сфере непосредственно  сбора налогов. Пересмотр структуры  местных налогов может привести  к целесообразности создания  местных налоговых служб. Но и при сохранении единой вертикали налоговых органов необходимо обеспечить их подотчетность местным властям в отношении сбора налогов в местные бюджеты.

Для успешного устранения проблем, которые препятствуют успешному  функционированию и развитию системы местного налогообложения необходимо повышенное внимание государственных органов власти, а также их анализ и поиск новых подходов к их решению.

Таким образом, местные  налоги и в том числе налог  на имущество  имеют большое значение в налоговой системе Казахстана, поскольку они являются стабильным и самостоятельным источником доходов местных бюджетов.

В заключение хотелось бы отметить, что ни одна мера не будет  действенной, если налоговой службой  не будут установлены с плательщиками  принципиально новые отношения. Поскольку времена угроз, предупреждений и напоминаний о необходимости платить налоги уже прошли. Приобретение привычки платить налоги - хорошая привычка. И приучать к налоговому порядку должна налоговая служба, потому что уплата налогов должна стать нормой жизни, добровольной обязанностью, обыкновенной привычкой законопослушного гражданина, живущего в цивилизованной стране в 21 веке.

Наше государство прилагает  последовательные усилия по дальнейшему   совершенствованию   налогового  законодательства, рационализации налоговой политики, систематизации налогообложения и интеграции налоговой системы  Республики   Казахстан  в мировую экономическую систему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы налогообложения.-  Алматы:Экономика, 2002.- 250с.
  2. Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог.- Алматы:Экономика, 2004.-  590с.
  3. Сайдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане.- Алматы:Елорда, 2002. 385с.
  4. Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в РК.- Алматы,-2000. - 240 с.
  5. Худяков А.И., Бродский Г.Н.  Теория налогообложения.- Алматы: Экономика, 2002.- 135 с.
  6. Гамарник Г. Н. Управление экономикой Казахстана. -  Алматы: Экономика, 2006.- 500с.
  7. Бошакбаев А. Е., Куватов Р.Ю. Экономика и проблемы переходного периода.-  Алматы:Экономика, 2001 . -  560с.
  8. Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана.- Алматы:Экономика, 2003. -  400с.
  9. Порохов Е.В. Теория налогового обязательства.- Алматы:Жеты жаргы, 2001.- 453с.
  10. Сборник инструктивных и нормативных актов по налогам.- Алматы:Экономика,// 2008.- 150с.
  11. Колесов А.С.  Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.-  2002.-№10.- 17с.
  12. Нурурмов А.А. Налоги и финансы рыночной экономики.-Астана: Елорда,  2004.- 390с.
  13. Алейбеков М.О главном в налоговом реформировании // АльПари.- № 8.- 2006г.- С.10-12
  14. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».-15.01.2002г.- 447с.
  15. Налоговый кодекс РК от 10 декабря 2008г. Официальный сайт Налогового комитета МФ РК // www. nalog. kz
  16. Данные налоговой отчетности Налогового Департамента Алматинской области за 2009-2011гг.
  17. Казахстан в цифрах.-Астана.- Агентство Республики Казахстан по Статистике,-  2009г.- 780с.
  18. Агентство Республики Казахстан по Статистике Социально – экономическое развитие Республики Казахстан// Ежемесячный информационно- аналитический журнал. – 1 том.- Астана .- 2008г.- 97с.
  19. Поступление государственных доходов в разрезе КБК по состоянию на 1 января 2011 года.- Исполнение бюджета за 2010г.- Астана,// 2010г.- 7с.
  20. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана. - 2009.- №11- С.17-18
  21. Агентство Республики Казахстан по Статистике Социально – экономическое развитие Республики Казахстан // Ежемесячный информационно- аналитический журнал. – 1 том.- Астана .- 2010г.- 106с.
  22. Каирленов М. Банки: Великолепная семерка // National Business.- 2009.- №2. - С.35- 38.
  23. З.Какимжанов. Съезд председателей налоговых департаментов РК // Вестник налоговой службы. -№9 (51), июль 2009.- 16с.
  24. Годовой отчет по выполнению прогнозных данных. Официальный сайт Управления финансов Алматинской области в Интернете.- http://www.fin.zhetysu-gov.kz/.
  25. Информационные данные по поступлению налогов. Официальный сайт Акима Алматинской области в Интеренте.- http://zhetysu-gov.kz/.
  26. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ // Саясат.- 2010.-№3.- 15с.
  27. Базарбекова К. Банных И. Налоговые обязательства: анализ ошибок // Финансы Казахстана.-2009.- № 7.- С.11-13
  28. Стратегия развития налоговой службы Республики Казахстан.- Астана  // www. nalog. kz
  29. Мырзабеков А.М., Налогообложение как важная составляющая экономики РК  ∕ ∕  Вестник налоговой службы РК.- 2009.- № 12.- 39с.
  30. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года. -  №1096.- 32c.
  31. Жакипбеков С. Совершенствование деятельности налоговых органов // Экономика и статистика.- 2009.-№1. - 75с.
  32. К.Райханова. Разъяснение основных положений Налогового кодекса РК  //  Каржы-каражат.- 2009.- №7.- 77с.
  33. Дюсенбаева Н. Налоги – лекарство, а не панацея // Финансы Казахстана.- 2009г.- № 1.- С.13-16
  34. Жамишев Б. Требуется стабильная налоговая система // Налоги и финансы.- 2009.- №4 (5).-  С.15-19.

Информация о работе Налоговая система и налогообложение