Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76
Таким образом, на сегодняшний день в Республике Казахстан, к сожалению, все также продолжает существовать множество проблем в развитии местного налогообложения и уклонения от уплаты налогов, как в на местном, так и на республиканском уровнях. И необходимо, прежде всего, решать их, начиная с местного уровня, чтобы они затем в последствии не разрастались до огромных масштабов. И только проанализировав их нужно внести в законодательство необходимые изменения так, чтобы они приносили пользу не только государству, но и каждому его гражданину.
3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК
Система местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Прежде чем создавать местную налоговую систему, необходимо в рамках государственного налогового законодательства выработать основные принципы разумного распределения, виды местных налогов обязаны иметь социальную значимость для данной территории, быть понятными для налогоплательщиков, местным налогам надлежит придать тенденцию к относительному увеличению в структуре налоговых доходов местных бюджетов, отчисления (надбавки) от общегосударственных налогов в местные бюджеты должны иметь тенденцию к увеличению сроков фиксированности ставок (нормативов) и обязаны иметь статус местного налога при условии, что он регулируется государственным бюджетом по согласованию с соответствующим местным.
В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.
Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от общегосударственных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов, а не наоборот, как это происходит сейчас.
Имея стабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, займам.
Совершенствование меж бюджетных отношений должно также включать следующие направления:
- разработка и использование
в бюджетном процессе
- создание механизма
контроля за целевым
- укрепление налоговой
базы регионов при
Особое место в налоговой программе, направленной на оптимизацию муниципального налогообложения должно принадлежать ужесточению контроля за местными налогами их фискальной эффективности, упрощению налогообложения для местных предприятий, налоговому стимулированию местного производства конкурентоспособных товаров, предоставляемых услуг.
В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части.
Как показывает практика формирования региональных бюджетов, применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.
Как в теории, так и практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего элемента финансового управления, в нашей стране незаслуженно мало уделяется внимания.
Подтверждением этому может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей регионов в то время, как в условиях усиления роли местных органов управления и регулирования различных аспектов социально - экономической жизни Казахстана, существенно возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения.
В настоящее время финансовые ресурсы местных бюджетов прогнозируются на основе экстраполяции ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных местными органами за базовый период, с корректировкой на индексы - дефляторы, без учета доходных возможностей территорий.
В рамках такого подхода
территориальные органы заинтересованы
не столько в повышении
Поэтому прогнозирование
доходов местных бюджетов требует
совершенствования как в
По оценкам экспертов, доходы местных бюджетов наиболее точно могут быть спрогнозированы с помощью оценки налогового потенциала.
Для повышения эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных отношений принципиально важно обеспечить:
- единый подход и
систему показателей при
Исходя из этого, предпринята попытка разработки методики прогноза доходных возможностей регионов на основе показателя налогового потенциала, учитывающего уровень и структуру экономического развития территории.
Рекомендуемая методика формализует процесс бюджетного прогнозирования, то есть опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности местных территорий.
Причем доходы местных бюджетов определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз.
Под налоговым потенциалом местных бюджетов подразумевается оценка ожидаемого объема доходов, который может быть реально собран на его территории при среднем по области (району) коэффициенте собираемости налогов.
Процесс формирования налогового потенциала состоит из следующих блоков:
Расчет по рассматриваемой методике опирается на аддитивное сочетание свойств: налоговый потенциал территории равен сумме потенциалов отдельных налогов.
Основой расчета являются:
Оценку налогового потенциала предлагается проводить в следующей последовательности:
Например, по индивидуальному подоходному налогу, социальному налогу, налогу на имущество, налогу на транспортные средства, земельному налогу налогооблагаемая база рассчитывается путем умножения соответствующих прогнозных показателей на их облагаемую долю. При этом принимаются во внимание изменения в налогооблагаемой базе.
Налогооблагаемой базой по акцизам является величина произведенного подакцизного товара в товарном исчислении. При этом в качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы за отчетный и текущий период используются данные отчета налоговых органов. Прогнозирование налогооблагаемой базы по тому или иному налогу осуществляется исходя из прогноза макроэкономических параметров - валовой прибыли, фонда оплаты труда, среднегодовой стоимости имущества предприятий.
Следует подчеркнуть, что
налоговый потенциал
Налоговый ресурс территории
в отличие от налогового потенциала
учитывает погашение части
Таким образом, рекомендуемая методика позволит органам власти обеспечить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансовыми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов регионов в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики региона.
Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества:
- повышается заинтересованность органов местного управления в сокращении налоговых недоимок, так как снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из выше стоящего бюджета;
- повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот, выявления незарегистрированных налогоплательщиков [32].
Методика предназначена как для оценки и прогнозирования налоговых доходов регионов в процессе бюджетного прогнозирования и подготовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, так и для выполнения более объективного распределения средств финансовой помощи среди отдельных образований (районов) на уровне региона Республики Казахстан.
Основой для развития местного налогообложения должно стать формальное закрепление разграничения полномочий в сфере налогообложения. Такое закрепление может быть отражено как в Конституции РК (подобно тому, как это сделано в ряде западных стран), так и в Налоговом кодексе РК. В ходе данного разграничения необходимо определить закрытый перечень элементов налогообложения по местным налогам, который может регулироваться государственными органами власти. Данное решение потребует пересмотра сложившегося взгляда на конституционный принцип единства налоговой политики.
Территориальный принцип налогообложения должен найти отражение в законодательстве РК в отношении как общегосударственных так и местных налогов. Его применение потребует, например, проведение конкретизации сферы действия местных решений об установлении каждого вида налога, сокращения масштабов схем искусственного распределения налогов между местными бюджетами, если налогоплательщик осуществляет деятельности одновременно на нескольких территориях, изменение принципов внутренней регистрации движимого имущества, являющегося объектом налогообложения, с целью устранения практики искусственного перемещения налоговой базы за пределы региона.
Возможность расширения налоговых полномочий регионов существует и в отношении расширения их прав в сфере непосредственно сбора налогов. Пересмотр структуры местных налогов может привести к целесообразности создания местных налоговых служб, по крайней мере, в отношении некоторых налогов (например, налога на имущество). Но и при сохранении единой вертикали налоговых органов необходимо обеспечить их подотчетность местным властям в отношении сбора налогов в местные бюджеты.