Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

При осуществлении всех вышеуказанных мер необходимо учитывать, что искаженный характер фискального  выбора органов местного сомоуправления (в том числе в отношении  налогообложения) имеет место не только по указанным выше причинам, но и вследствие проблем в других сферах регулирования межбюджетных отношений – институциональной среде, разграничении полномочий по осуществлению расходов и предоставлении финансовой помощи. Поэтому развитие местного налогообложения во избежание снижения налогового потенциала территориальных бюджетов должно осуществляться параллельно с реформированием межбюджетных отношений в целом. В силу этого заметный прогресс в данной сфере достижим лишь в среднесрочной перспективе.

Тем не менее, стоящая  перед органам власти задача развития децентрализованной финансовой системы  объективно обуславливает необходимость  повышения внимания государственных  органов власти к проблемам местного налогообложения и поиска новых подходов к их решению.

Таким образом, для успешного  устранения проблем, которые препятствуют успешному функционированию и развитию системы местного налогообложения  необходимо повышенное внимание государственных  органов власти, а также их анализ и поиск новых подходов к их решению.

Необходимо отметить, что сегодня в Казахстане имеются  некоторые успехи в налоговой  системе, исполнении бюджета, достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей. Сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Также проводится работа по совершенствованию налогового законодательства.

Так в соответствии с  Посланием Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана  от 6 февраля 2008 года «Повышения благосостояния граждан  – главная цель государственной политики» о необходимости проведения реформы налоговой системы и разработке нового Налогового кодекса. В соответствии с посланием Новый Налоговый кодекс должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», а главное он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для не сырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. А ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

 Так, 10 декабря 2008 года  был принят Новый Налоговый  кодекс Республики Казахстан,  вступивший в действие с 1 января 2009 года учитывающий все указанные  предложения Президента, а также  перспективы развития экономики  и направление на создание  благоприятной среды для оптимального сочетания интересов государства и налогоплательщиков.

По оценкам зарубежных экспертов действующей налоговой  системе Казахстана, например, согласно отчету Всемирного банка «Республика  Казахстан: Отчет по налоговой стратегии - Том II. Вопросы налогового администрирования» Казахстан может значительно увеличить поступления в бюджет, усовершенствовав систему налогообложения, и создать благоприятную среду налогоплательщикам для легальной деятельности, стимулируя уплату необходимых налогов.

В отчете указывается, что  для достижения желаемых улучшений  в налоговой структуре недостаточно одной лишь эффективной налоговой  политики. Ввиду того, что в Новом  Налоговом кодексе налоговые  ставки снижены, а база налогообложения  расширена, теперь улучшения, в том числе увеличение бюджетных поступлений или облегчение процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков, будут целиком зависеть от снятия барьеров на административном уровне. Несмотря на достаточно высокий рейтинг Казахстана в отчете «Ведение бизнеса» по количеству налоговых выплат и общим налоговым ставкам рейтинг по показателю «время, требующееся налогоплательщикам на выполнение налоговых обязательств» очень низок.

В качестве основных целей  любых реформ налогового администрирования  должно быть облегчение процедуры уплаты налогов для стимулирования добровольного выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

Основная проблема  налоговой системы и местного налогообложения также заключается  в тесном и регулярном контакте между  налогоплательщиками и налоговыми органами, учитывая также большое количество территориальных налоговых подразделений (по одному в каждом районе и области), что увеличивает возможности для коррупции. В современной структуре налогового администрирования посещение налоговых органов является скорее исключением, нежели правилом. При этом большинство документации заполняется в электронном виде, через центры телефонного обслуживания или по электронной почте, а основная часть налоговых деклараций обрабатывается на центральном, а не на местном уровне. Это способствует значительному сокращению количества пунктов по уплате налогов и помогает сконцентрироваться на недобросовестных налогоплательщиках.

Всемирный банк считает, что Казахстан имеет все основания  для получения выгоды от добровольной уплаты налогов и созданной благоприятной деловой и инвестиционной среды. Ряд рекомендаций отчета Всемирного банка для совершенствования налоговой системы Казахстана включает:

- сделать акцент на  человеческих ресурсах - наиболее  ценном активе любой организации и, соответственно, потребности в повышении профессионализма и мотивации;

- организационная структура  должна быть переориентирована  из географической в функциональную, следствием чего предусматривается  ее оптимизация; 

- внедрение системы  управления рисками в качестве ключевого элемента выполнения операций;

- повышение потенциала  в области исполнения решений,  информированности налогоплательщиков [33].

Далее рассмотрим основные направления совершенствования  местных налогов в системе  местного налогообложения Республики Казахстан.

Так по  существующим проблемам индивидуального подоходного  налога можно предложить следующие  пути решения:    

1) развитие классической  системы взимания подоходного  налога с совокупного годового  дохода. Для более реального определения налогооблагаемого оборота необходимо максимально приближать вычеты из совокупного налога к реальным затратам, увеличивать вычеты на текущий ремонт и прочие производственные нужды, учитывать стимулы для реконструкции производства и инвестиций. Данная система должна применяться для тех субъектов, которые в состоянии вести документальный учет доходов и расходов;

2) развитие упрощенной  системы налогообложения в различных  ее формах. Ее применение должно  осуществляться на добровольной  основе и быть альтернативой основной системе. Совершенствование упрощенной системы должно вестись по пути включения в сумму фиксированного платежа не только подоходного налога, но и всех обязательных платежей.

3) повышения качества  проведения камерального контроля  документов о приеме на работу сотрудников по договору, контракту и выявление фиктивных или фактически не существующих документов [34].

По совершенствованию  акцизов можно предложить следующие  пути решения:    

- совершенствование системы  взимания акцизного налога должно производиться по пути поэтапного перехода на принцип "страны назначения". Результатом будет являться создание единой системы учета взимания акцизного налога на производимую и ввозимую продукцию т.е.:

1) создание законодательной  базы путем подготовки и принятия международных соглашений и корректировки национального законодательства;

2) создание единой  системы учета и контроля как  за взиманием акцизного налога, так и за применением акцизных  марок без ведомственного разделения;

  1. 3) создание гибкой системы принятия ставок акцизов, позволяющей в минимальные сроки производить их корректировку, в связи с усложненной и долговременной процедурой утверждения ставок акцизного налога.

По совершенствованию  проблем социального налога можно  предложить следующие пути решения:    

Нужно ввести персонификацию социальных отчислений, предполагающую поступление на индивидуальные пенсионные счета работников значительной части  средств, в настоящее время отчисляемых  в Государственные  Накопительные  Пенсионные Фонды (ГНПФ). Это повысит заинтересованность каждого работника в уплате этих отчислений его работодателем. В результате он будет стремиться к получению официальной заработной платы.

По совершенствованию  земельного налога можно предложить следующие пути решения:    

  1. Совершенствование методики учета налогоплательщиков имеющих объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  2. В наиболее полной мере отработка вопросов предоставления земельных участков в длительное или краткосрочное арендное пользование, а также условия последующего выкупа.
  3. По проблеме получения налогоплательщиками  информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога. В Налоговом кодексе РК земельный налог исчисляется на основе документов удостоверяющих право собственности, право постоянного землепользования, или право безвозмездного временного землепользования на основе данных государственного уполномоченного органа по управлению земельными участками о качественном или количественном учете земель по состоянию на 1 января каждого года. В связи с этим налоговые органы обязаны самостоятельно произвести начисление земельного налога и отправить уведомление с указанием суммы об уплате налога.
  4. Для того чтобы в полной мере устанавливать реальную цену земли  наилучшим методом определения истинной стоимости земли является экономико-математическое моделирование. Как показывают исследования ученых, экономико-математическая модель наиболее эффективно реализует системный подход и является незамеченным инструментом анализа и планирования в сельском хозяйстве. Результатом реализации модели становиться оптимальное решение, содержащее различную оценку сельскохозяйственных угодий.

По совершенствованию  налога на имущество можно предложить следующие пути решения:

- повышение администрирования  налога на имущество;

-  совершенствование  учета объектов налогообложения  и прав владения на объекты  налогообложения, что в конечном  итоге приведет к расширению  налогооблагаемой базы;

- совершенствование  ежегодной переоценки основных  фондов с учетом инфляции (обесценения)  имущества.

По совершенствованию  налога на транспортные средства можно  предложить следующие пути решения:

В перспективе совершенствования  налога на транспортные средства необходимо:

- усовершенствовать налоговое  законодательство по налогу на  транспортные средства;

- необходимо внести  в закон поправку, о совершенствовании   существующей градации авто транспортных  средств по объему двигателя,  т.е. считать не "ступенями" по принципу " свыше … от и до", а "за каждый дополнительный куб. см.". Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Пропорциональное увеличение более понятно и более справедливо. Можно также, например, разбить интервал на более мелкие: от 1100 до 1120 и от 1120 до 1500 куб. см.;

- увеличение налоговых  ставок должно решить проблему  экологии и проблему пробок  в крупных городах. Ведь основное  загрязнение происходит за счет старых автомобилей, вне зависимости от их литража. Только убрав эти машины с улицы и заменив их на новые автомобили с системами очистки выбросов, работающих на экологически чистом топливе можно улучшить существующую экологическую ситуацию в стане;

- модернизация процедуры  техосмотра это повысит собираемость  налога.

В  числе предлагаемых решений данной проблемы в Алматинской  области с 1 января 2010 года Министерством  Внутренних дел Республики Казахстан  в лице Департамента Внутренних дел  Алматинской области и Налоговым Комитетом Министерства Финансов Республики в лице Налогового Департамента по Алматинской области издан совместный приказ о том, что налогоплательщикам – владельцам авто транспортных средств необходимо в обязательном порядке произвести уплату налога за текущий налоговый период (за текущий год) и получить справку - подтверждение об уплате налога на транспортные средства, а затем  с этой справкой об уплате налога пройти ежегодный технический осмотр автотранспортных средств в органах Госавтоинспекции (ГАИ). Без справки об уплате налога налогоплательщики не смогут пройти технический осмотр в органах дорожной полиции.

По совершенствованию  исчисления и взимания единого земельного налога можно предложить следующие  пути решения:

- введение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства (в том числе для крестьянских и фермерских хозяйств), реализующих товары (работы, услуги) конечным потребителям

Информация о работе Налоговая система и налогообложение