Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:12, реферат
Цель данной дипломной работы состоит в следующем: раскрытие сущности организации материально - технического обеспечения производственного предприятия.
Введение 4
1 Теоретические основы организации материально – технического обеспечения производственного предприятия 6
1.1 Материально – техническое обеспечение как составляющий элемент коммерческой деятельности производственного предприятия 6
1.2 Организация материально – технического обеспечения материальными ресурсами на производственном предприятии 14
1.3 Исследование рынка и выбор поставщиков материальных ресурсов производственным предприятием 28
2 Организация материально – технического обеспечения ЗАО «АЭМЗ» 45
2.1 Анализ регионального рынка электромеханических товаров 45
2.2 Характеристика коммерческой деятельности ЗАО «АЭМЗ» 49
2.3 Организация материально – технического обеспечения ЗАО «АЭМЗ» 69
3 Экономическое обоснование рекомендации и мероприятий по повышению эффективности организации материально – технического обеспечения ЗАО «АЭМЗ» 78
Заключение 85
Список литературы и нормативных документов 88
При анализе предложения на рынке материальных ресурсов большое значение имеет анализ их ассортимента: в том числе новые виды сырья и материалов, их характеристика.
Особо важное значение при анализе предложения имеют цены на материальные ресурсы, поскольку цены имеют в ряде случаев решающую роль при выборе поставщиков. В зависимости от форм купли-продажи, сфер экономики цены на материальные ресурсы в условиях рынка подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные.
Мировая цена — денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. По одним товарам она определяется уровнем цен стран-экспортеров, по другим - ценами бирж, по третьим - ценами ведущих фирм мира.
Договорная цена устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на определенные объемы продукции.
Оптовые (отпускные) цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, а также закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из фактических затрат, включая себестоимость продукции, а также прибыли, необходимой для нормальной деятельности предприятия с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Оптовые цены увеличиваются на сумму налога на добавленную стоимость, а оптовые цены на товары народного потребления, облагаемые акцизами - на сумму акцизов.
Свободные (закупочные) цены заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптово-посреднических, торгово-закупочных организаций включают оптовую отпускную цену предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, акциз, а также затраты этих организаций и прибыль, необходимую для их нормальной деятельности.
Свободные (розничные) цены определяются розничными организациями в соответствии с конъюнктурой рынка на основе цены закупки с учетом налога на добавленную стоимость и торговой наценки, а по подакцизным товарам - акциза и торговой наценки. В.торговую наценку включаются издержки обращения розничной организации.
В условиях рынка цены подразделяются также в зависимости от воздействия государства на их определение на свободные рыночные цены и регулируемые государством. Свободные рыночные цены складываются на основе конъюнктуры рынка и не испытывают воздействие государственных органов. Регулируемые цены испытывают определенное воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения, либо регламентацией рентабельности. В настоящее время в России регулируются цены на электроэнергию и тепловую энергию, природный газ, реализуемый населению, и некоторые другие товары. Изучение перспектив развития рынка сырья и материалов тоже имеет немаловажное значение, поскольку в мире происходит развитие научно-технического прогресса, совершаются открытия, могущие повлечь коренные изменения в области производства, и сбыта на мировом товарном рынке и в сфере международного товарообмена.
Определенное место в изучении рынка сырья и материалов занимает анализ транспортных условий, содержание которого представлено на рисунке 2.
При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов большое значение имеет информация о состоянии портфеля заказов поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заказов на определенное время. Информация о снижении портфеля заказов у поставщика может быть использована заказчиком для получения льготных условий поставок, расчетов и получения скидок.
При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, т.е. решается вопрос, будет ли предприятие закупать те или иные материалы, детали, комплектующие изделия у поставщиков, либо производить у себя. При решении этого вопроса определяющими моментами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия. В ряде случаев, даже когда предприятие имеет все необходимые производственные возможности для изготовления у себя тех или иных материалов, деталей, вопрос о производстве в каждом отдельном случае должен тщательно и всесторонне анализироваться. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам.
Рисунок 2 – Анализ транспортных условий при изучении рынка сырья и материалов
Выработка стратегии снабжения осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа, в основе которого лежат идеи расчета издержек по укрупненным частям, принадлежащие Ойгену Шмаленбаху и составляющие основу возникшего в США Direct Costing (директ-костинг). Direct Costing - вид расчета издержек на производство и реализацию продукции по укрупненным частям, в центре которого находится различие между издержками, постоянными по отношению к объему производства, и издержками, изменяющимися пропорционально объему производства. Постоянные издержки в расчете на единицу продукции снижаются с увеличением количества выпускаемой продукции. К постоянным издержкам относятся.
К переменным издержкам относятся:
Вырабатывая стратегию
снабжения, предприятие должно сравнивать
собственные затраты на производство
необходимых деталей или
где, V – переменные расходы предприятия в расчете на единицу комплектующих изделий;
S – цена покупки единицы комплектующих изделий;
Q – количество комплектующих изделий, необходимых для выпуска запланированного объема продукции;
С – постоянные расходы предприятия.
При полученном значении Q затраты на закупку комплектующих изделий у поставщика и на их производство на предприятии равны.
Определяя издержки предприятия на изготовление комплектующих изделий, а также затраты на их закупку у поставщика при разных значениях Q, можно выработать стратегию снабжения.
Рынки продукции производственно-технического назначения изучаются главным образом на основе использования трех подходов.
1. Посредством анализа вторичной информации.
2. Путем исследования мотивации и поведения потребителей;.
3. Путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.
В рамках первого подхода изучаются все документы, представляющие интерес для предприятия, изданные статистическими органами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления, а также являющиеся результатом специальных немаркетинговых исследований. Такая информация является достаточно дешевой, даже бесплатной, относительно легко доступной. Очевидно, что информация может являться закрытой, неполной, недостаточно детализированной, например, не быть представленной в достаточно подробном номенклатурном разрезе. Поэтому для получения надежных результатов ее обычно явно недостаточно.
С учетом сделанных оговорок отметим, что в результате изучения документов можно получить общую картину импорта и экспорта, структуры производства, а также структуры потребления по видам продукции и отраслям.
Но изучение документов не может дать оперативной информации требуемого качества; оно дает лишь некоторую статистику о производстве и сбыте изучаемой продукции. Однако номенклатура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию порой невозможно использовать для нужд конкретного предприятия.
Второй подход к изучению рынка предполагает исследование мотивации и поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет, т.е. здесь применяются как методы социологических исследований, так и экспертные оценки. В последнем случае в качестве опрашиваемых выступают профессионалы-эксперты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Поэтому специалист, который проводит подобное исследование должен хорошо знать соответствующий рынок и исследуемый продукт, обладать информацией о компаниях-производителях и посреднических организациях.
Здесь необходимо иметь
ввиду, что мотивация покупок
продукции производственно-
Выборка в случае изучения
продукции производственно-
В случае атомизированных рынков существует большая возможность формирования выборки предприятий на репрезентативной основе, включив в нее предприятия разных размеров и уровня рыночной деятельности.
При обследовании продукции производственно-технического назначения необходимо учитывать, что в процессе подготовки и принятия решения о покупке принимают участие различные специалисты и руководители предприятия, входящие в состав его закупочного центра.
Помимо изучения мнений потребителей изучается также мнение руководителей и специалистов посреднических, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-производителей.
Здесь важно учитывать
одно важное обстоятельство. Спрос
на продукцию производственно-
В промышленной среде очень распространено недоверие к анкетированию, особенно среди тех, на деятельность которых могут повлиять полученные результаты. На предприятиях-производителях – это производственники, работники конструкторского бюро, возможно, руководство предприятия. Это объясняется целым рядом причин: в промышленной среде зачастую предпочтение отдается производству (количество, качество, себестоимость), технические специалисты, как правило, не имеют экономического образования, не знакомы со спецификой маркетинга продукции производственно-технического назначения. Технические специалисты полагают, что все знают о своей продукции, ее высокое качество представляется им достаточным условием, чтобы найти покупателя. Проводимые исследования не дают столь точных количественных результатов, на которые они рассчитывают. На основе данных исследований довольно трудно оценить эффективность планируемых действий на рынке.
Изучение мнений руководителей и специалистов посреднических торговых организаций, получение у них необходимой информации зачастую еще более сложная задача, чем проведение исследований на предприятиях-изготовителях. Здесь возникают проблемы сохранения коммерческой тайны и этического плана, связанные с предоставлением информации о продукции (отношение потребителей, объемы продаж и т.п.) фирм-конкурентов. Многое зависит от умения маркетолога «добыть» необходимую информацию даже в неблагоприятных условиях.
В благоприятных условиях методика проведения обследований подобного рода вытекает из общих методических рекомендаций, ранее рассмотренных в данном цикле статей.
При проведении маркетинговых исследований, особенно когда нет возможности получить надежную количественную информацию на основе одного из рассмотренных подходов, следует использовать параллелельно все три подхода. Конечные результаты (например, величина спроса, показатель рыночной доли) могут представлять средние (средневзвешенные) оценки, полученные разными путями и из разных источников.
При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
Информация о работе Техническое обеспечение производства предприятия на примере ЗАО «АЭМЗ