Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:12, реферат
Цель данной дипломной работы состоит в следующем: раскрытие сущности организации материально - технического обеспечения производственного предприятия.
Введение 4
1 Теоретические основы организации материально – технического обеспечения производственного предприятия 6
1.1 Материально – техническое обеспечение как составляющий элемент коммерческой деятельности производственного предприятия 6
1.2 Организация материально – технического обеспечения материальными ресурсами на производственном предприятии 14
1.3 Исследование рынка и выбор поставщиков материальных ресурсов производственным предприятием 28
2 Организация материально – технического обеспечения ЗАО «АЭМЗ» 45
2.1 Анализ регионального рынка электромеханических товаров 45
2.2 Характеристика коммерческой деятельности ЗАО «АЭМЗ» 49
2.3 Организация материально – технического обеспечения ЗАО «АЭМЗ» 69
3 Экономическое обоснование рекомендации и мероприятий по повышению эффективности организации материально – технического обеспечения ЗАО «АЭМЗ» 78
Заключение 85
Список литературы и нормативных документов 88
Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, различного рода рекламные объявления и использование интернета.
Алгоритм выбора поставщика материальных ресурсов в значительной степени определяется видом исходной информации о значениях критериев выбора. Надежность поставщика является одним из ключевых показателей, определяющих его способность удовлетворять на длительном промежутке времени (иногда сравнимым с жизненным циклом готовой продукции) требования фирмы-производителя к качеству материальных ресурсов, срокам и объемам поставок. Надежность - комплексный показателель, отражающий все стороны процесса закупок.
Большое значение при выборе поставщика
имеют его возможности или
способности удовлетворять
Следующую сферу параметров оценки поставщика составляют финансовые условия. Главное место здесь занимает цена поставляемых материальных ресурсов. Однако в некоторых случаях на первый план выступают и другие финансовые условия, например способность поставщика, предоставлять рассрочку платежа, поставлять материальные ресурсы в кредит и т.п.
Важную роль играют и ценовые скидки, например, за многократные заказы у одного и того же поставщика. Следует иметь в виду, что, хотя цена иногда может составлять подавляющую часть стоимости готовой продукции, многие фирмы отдают все же приоритет в современных условиях надежности поставок, качеству товара и сервиса. При выборе поставщика в анализ финансовых условий обязательно должна входить оценка его финансовой устойчивости, производимая с помощью независимого аудитора.
Важную роль играют упаковка материальных ресурсов, сопутствующие сервисные услуги в виде соответствующих инструкций, обучение пользованию, возврат некондиционных товаров, другие виды предпродажного и послепродажного сервиса. В некоторых случаях сюда же относится совместная работа по разработке новых видов или модификации используемых товаропроизводителем материальных ресурсов.
Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое месторасположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку.
Партнерство с ближайшими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения подхода just in time, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечивать поставку товаров более высокого качества по более низким ценам, с лучшим сервисом.
Возможны два направления выбора поставщика.
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний.
2. Выбор нового поставщика
в результате поиска и анализа
интересующего рынка: рынка, с
которым фирма уже работает, или
совершенно нового рынка (
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации.
Большинство источников
не требует дополнительного
- неформальные личные
контакты с коллегами,
- неформальные личные
контакты и переписка с
- общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.
Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
Различают два основных подхода к выбору поставщика.
1. Аналитический - предполагает осуществление выбора с использованием формул, которые включают ряд параметров, характеризующих поставщика и возможных логистических посредников.
2. Экспертный подход, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих поставщика и логистических посредников. Выбор поставщика осуществляется на основе полученных интегральных экспертных оценок.
Оценка поставщиков требует непрерывного отслеживания их деятельности. Обычно предприятия-заказчики разбивают существующих поставщиков на две группы. В первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы.
Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказчик аккумулирует всю информацию о поставщике; особенно важно бывает установить личные контакты с отделом закупок.
Многие предприятия проводят рейтинги поставщиков с балльной оценкой по каждому фактору. При выборе того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путем. Рейтинг поставщика определяется суммированием произведений веса локального критерия на его оценку для данного поставщика.
Сравнивая рейтинги разных поставщиков, выбирают наилучшего, с которым и будет заключен договор. Иногда для расчета рейтинга может использоваться система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.
К основным недостаткам существующих методик выбора поставщиков материальных ресурсов следует отнести отсутствие учета динамики изменения локальных критериев выбора поставщика, а также случайного характера величины данных критериев.
Существующие методики
выбора поставщиков в основном ориентированы
на детерминированную информацию о
поставщике и его возможностях на
определенный момент времени без
учета фактора времени и
Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основных поставщиков гораздо внимательнее, чем за деятельностью второстепенных. Для деления поставщиков на категории аналогично делению запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов используется модель АВС. Цель такого деления заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки.
Важна также оценка деятельности потенциальных поставщиков, но для этого часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны их технические и инженерные возможности, производственный и финансовый план и способность эффективно управлять производством.
При оценке потенциального
поставщика необходимо ответить на следующие
вопросы: способен ли этот поставщик
полностью удовлетворить
Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.
Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при выборе поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надежность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников.
К 2011 г. мировой рынок электромеханических товаров оценивается в 1,4 трлн. долларов США.
Однако мировой рынок претерпевал сокращение темпов роста электромеханических товаров с 11% в 2007 г. до 8% в 2008 и 2009 гг. и 6% в 2010 г., в то время как российский рынок отечественного производства, начиная с 2007 г. по 2010 г., наоборот показывал устойчивый темп роста около 20-30% в год.
Объем производства электромеханических товаров в России в 2010 г., составлял 400 млн. долл., из них 25% - идет на экспорт. А доля рынка, принадлежащая отечественным производителям, составляет всего около 4,37% от мирового рынка электротоваров. [44]
Среди отечественных производителей особо выделяются такие.
Они занимают наибольшую долю в производстве электромеханической продукции на отечественном рынке, представленную на рисунке 3.
Из данных диаграммы можно сделать вывод, что самым успешным предприятием является Ижевский Электромеханический Завод, который занимает большую долю (21%) по продаже электромеханических товаров, а предприятием, занимающего самую наименьшую долю рынка, является Белгородский Электромеханический Завод.
На региональном рынке число предприятий, занимающихся производством электромеханической продукции - довольно небольшое количество.
Рисунок 3 – Доли, занимаемые предприятиями на российском рынке электромеханических товаров, 2010 г.
К таким предприятиям относятся.
Эти предприятия давно функционируют и закрепили свои позиции на региональном рынке электромеханических товаров.
Занимаемые ими доли на региональном рынке электромеханических товаров отражены на рисунке 4.
Ростовский
Для более четкой картины занимаемых положений предприятий на региональном рынке и их состояния, необходимо провести сравнительную оценку деятельности предприятий Ростовской области, занимающихся производством электромеханической продукции (см. таблица 1).
Информация о работе Техническое обеспечение производства предприятия на примере ЗАО «АЭМЗ