Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

Для успешного  развития собственности необходимо  выполнение многих  экономических  и социальных условий,  в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.

Современная экономическая  наука сегодня по-новому рассматривает  многие процессы, происходящие в нашем  обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами.

С демократизацией  нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи  с этим были предприняты попытки  реализации данной цели, порой не самые удачные, но, на наш взгляд, достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов.

Период перестройки  ознаменовался возрастанием  внимания к бедственному положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит в том, что сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике.

Мы считаем, что для  перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к  чему движется наше общество: что такое  современный рынок.

Решив построить  рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским человеком препятствует несколько причин.

Во-первых, мы подлинной  рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений.

Во-вторых, нас  рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у  каждого из нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с  колхозным рынком, базаром, то есть рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.

Термины “рынок”  и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.

Рынок  - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.

Основное свойство экономики  рыночного типа состоит в распространении  рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.

 

Вопрос  №21 Правовое регулирование управления государственной собственностью

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

- государственная собственность  создает материальные предпосылки  для обеспечения устойчивого  воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Так, полностью в государственной собственности находятся электроэнергетика в Японии, Канаде и Франции, железнодорожный транспорт во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт во Франции и Испании, почтовая связь в США и Японии. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

- она позволяет государству  быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

- государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

- государство создает  благоприятные условия для развития  частного предпринимательства, принимая  на себя долю издержек в  тех сферах деятельности, которые  не выгодны последнему. Например, ни в одной стране (даже высокоразвитой) рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере. Свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления «невидимой руки рынка» невозможен. Здесь нужны государственное регулирование и поддержка;

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  некоммерческой социальной сферы  и производство общественных  благ; национальную безопасность;

- она позволяет сглаживать  удары кризисов, мобилизуя ресурсы  на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий См.: Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управлений государственной собственностью в России. - М.: «Экономика», - 2000.

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы.

В процессе переходного  периода необходимо формировать  российскую модель смешанной экономики. Различные модели (англо-американская, японская, шведская и т.д.) смешанной экономики функционируют и являются признанными в мире. Российская модель определяется как общими характерными компонентами, смешанной экономики, так и специфическими объективными и субъективными, историческими и современными условиями России, ее экономикой и обществом. «Анализ возможностей и путей развития России требует знания национальных традиций отношения к собственности и предпринимательской активности, умения видеть специфику их сохранения и проявления в поступках и поведении наших современников» См.: Львов Д.С., Поршнев А.Ш. Управление социально экономическим развитием России. - М.: «Экономика», - 2002.

Безусловно при переходу к смешанной экономике необходимо преодолеть тотальную монополию государственной собственности. Однако это не означает преуменьшения значения последней. Она и в данных условиях выполняет важнейшие функции, поэтому необходимо эффективное управление ею. Управление имеет две составляющие: с одной стороны, контроль за трансформацией государственной собственности в частную до рационального уровня, с другой, управление ее воспроизводством и использованием.

К сожалению, в начале нынешних реформ ни один из названных  процессов не был главным, решение  целого комплекса социальных проблем откладывалось на будущее. Шло тотальное разрушение государственной собственности, главным инструментом чего была так называемая широкомасштабная приватизация. Государство было объявлено антиподом рынку, многие формы централизованного регулирования экономики отвергались, а приватизация госимущества стала главным приоритетом государственных преобразований. Негативное отношение к государственной собственности привело к потере управления ею, которое нужно восстанавливать. Цель выкупа власти у номенклатуры, сменилась задачей пополнения бюджетных доходов, балансирования бюджетного дефицита. Вместе с тем реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению бюджетных доходов государства. Сохранение в собственности государства значительно числа пакетов акций стратегических и иных предприятий, передача прав собственности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому (без изменения статуса государственной собственности), межведомственные конфликты прямо влияют на эффективность соответствующих предприятий и, более широко, на состояние инвестиционного климата в России. В этом смысле проблема рационализации использования государственной собственности становится одним из важнейших факторов развития экономики.

 

Вопрос  №22 Система управления государственной собственностью в субъектах РФ

Появлением двух самостоятельных, структурно и функционально обособленных объектов управления - федеральной  государственной собственности  и государственной собственности  субъектов РФ - обусловлено формирование двух соответствующих подсистем государственного управления. При наличии многих общих черт каждая их них обладает существенной спецификой. В основе этой специфики лежат определяемые федеративным устройством государства принципы организации системы органов государственной, власти разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, разграничения государственной собственности:

Управление, осуществляемое органами исполнительной власти субъектов РФ (часто именуемое также "региональным" управлением) и основанное на принципах, закрепленных Конституцией РФ 1993 года, в целом находится на начальном этапе своего развития и поэтому является одним из наиболее перспективных и актуальных направлений административно-правовых исследований. И, на наш взгляд, в наибольшей степени сказанное относится к такой функции (направлению) регионального управления, как управление государственной собственностью субъекта РФ, так как именно в данной функции непосредственно выражаются две важнейшие составляющие статуса субъекта РФ - его политическая и экономическая самостоятельность, а в ее исследовании соединяются две сложнейшие категории правовой науки - управление и собственность.

Система управления государственной  собственностью субъекта РФ в каждом регионе индивидуальна. Вместе с тем существуют определенные общие черты, закономерности, свойственные организации и управлению государственной собственностью любого субъекта РФ. Их выявление, обобщение, научный анализ актуальны не только с теоретической, но и с практической точки зрения, о чем убедительно свидетельствует изучение опыта правового регулирования отношений управления государственной собственностью субъектов РФ. Далеко не во всех регионах нормативные акты, регулирующие соответствующие отношения, адекватно отражают предмет регулирования, систему субъектов, структуру функций, методов, форм управления государственной собственностью субъекта РФ. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что эффективное правовое регулирование и оптимальная организация данного вида государственного управления являются важнейшими условиями решения на региональном уровне многих социально-экономических проблем.

 

Вопрос  №23 Понятие и содержание инвестиционной активности в регионе

Инвестиционная  привлекательность региона, включающая и некоммерческие инвестиционные риски, реализуется в виде инвестиционной активности в регионе.

Инвестиционная  активность страны, региона, отрасли, предприятия - реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал соответственно в стране в целом, регионах, отраслях, на предприятии.

Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности для каждого из этих структурных  уровней носит характер корреляционной зависимости: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком (независимой переменной), а инвестиционная активность - зависимым от него результативным признаком (зависимой переменной).

Информация о работе Государственное и муниципальное управление